конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Вознюк Наталия Геннадиевна

правописание чередующихся гласных  о и а в корне, в соответствии с фгос. 5 класс

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст- , -ращ- .

Слайд 3

Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы С…довник, р…стение, р…сточек, прил…жить, изл...гать, выр...щенный, в...дяной, выр...с.

Слайд 4

-раст-, -ращ-, но - рос- — Простой вопрос. Легко запомнить: -раст-, -ращ-, но - рос-. А — в -раст-, -ращ-, О — только в - рос-

Слайд 5

Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности. Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты.

Слайд 6

Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России. Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Слайд 7

Лингвистическая физминутка Слово с О – хлопок. Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко. Каково дерево, такова и отр..сль. Подр..стешь – свое наживешь. Играйте же, дети, р..стите на воле. (Н. Некрасов.) Три гордые пальмы высоко р..сли. (М.Лермонтов.) Зар..сли кустарника образовали непроходимую чащу. Рис р..стет на болотистых местах. Берег моря покрыт водор..слями. Эти места удивляют богатой р..стительностью .

Слайд 8

Игра «Угадай-ка» Молодой лес (поросль) ; отдельная область производства, науки (отрасль) ; частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли) .

Слайд 9

Корень Правило Пример 1. А / О 1. лож/ла г о перед ж, а перед г. Искл. полог положить — полагать 2.кос/кас а, если суффикс -а-. коснуться — касаться 3. рос/раст (ращ) о перед с, а перед ст(щ). Искл.: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав. поросль — расти, выращенный 4.зор/зар Без ударения — а. Искл.: зоревать, зоревой, зорянка заря - зори, зарево 5.гор/гар о — без ударения, а — под ударением. Искл.: выгарки, пригарь загореть — загар 6.клон/клан, твор/твар Без ударения - о. Искл.: утварь склонить—кланяться, поклон творю — тварь, затвор 7.скоч/скак (скач) Без ударения о перед ч, а перед к. Искл.: скачок, скачу, скачите соскочить — скакать Ср.: скачки, соскок 8.плов/плав (плы) о только в словах: пловец, пловчиха, пловцы плавучий, поплавок плыву, плывун 9.ровн/равн о — ровный, гладкий, прямой; а — равный, одинаковый, наравне искл.: равнина, равнение, равняться, поровну уровень, сровнять уравнять, сравнить 10.(моч) мок/мак о перед ч + мокнуть, пропускать, впитывать жидкость; а - макать в жидкость мочить, промокать, намокать, обмакнуть 2. Е / И бер/бир соберу - собирать дер/дир сдеру — сдирать пер/пир запереть — запирать тер/тир И, если в слове суффикс -а-. стереть — стирать мер/мир умереть — умирать стел/стил застелить — застилать жег/жиг Искл. выжегший — выжигать чет/чит (сочетание, сочетать — от че т а) вычет — вычитать блест/блист блестеть — блистать 3. А(Я) / ИМ, ИН жа/жим В корне им, ин, если суффикс -а-. пожать — пожимать ня/ним снять — снимать ча/чин начать — начинать мя/мин примять — приминать кля/клин проклясть — проклина ть ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Слайд 10

Оценка 1.Знание теоретического материала. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. 2.Умение правильно писать слова корнями -раст-, -ращ-, -рос. 3. Умение определять слово по его лексическому значению. 4. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило.

Слайд 12

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях). 3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания слова корнями -раст-, -ращ-, -рос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...