Ипользование элментов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Об использовании элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыю
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце – это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь… А радоваться жизни может только здоровый человек.
Я считаю, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.
Хочу поделиться своими небольшими наработками по данной теме.
Во- первых,на уроке должна быть доброжелательная атмосфера– это важный момент здоровьесберегающих технологий.
На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения. Например, в начале урока записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. (Береги платье снову, а здоровье смолоду, Здоровье и труд рядом идут, Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки и т. д.)
В течение урока я использую разнообразные виды деятельности, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.
На уроках русского языка веду дифференцированную работу, предлагая разноуровневые задания. Осуществляю индивидуальный подход во время уроков. Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у
ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья.
Во избежание усталости учащихся я стараюсь разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом
Я подбираю специальный текстовый материал, котроый способствует пропаганде здорового образа жизни. Такого содержания тексты можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и записи по памяти (письмо по памяти). Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала.
Почти на каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы.
Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений, как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только
проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, стремиться творить своё здоровье,применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Например, урок русского языка в 8 классе по теме «Повторим орфографию!»
Его особенность в том, что традиционные задачи по повторению изученных орфограмм можно решить в контексте очень актуальной проблемы – проблемы сохранения здоровья человека.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: компьютер – это хорошо или плохо? Выделите знакомые орфограммы.
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Компьютерные игры развивают быстроту реакции, память и внимание, логическое мышление. Также они учат добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Но при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей и взрослых, могут стать вредными для них. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10–15 минут – и то не каждый день. Для детей в возрасте 7–8 лет ограничение составляет 30–40 минут в день. В 9–11 лет можно находиться за компьютером не более часа-полутора. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира.
2. Словарный диктант «Болезни». Расскажите об одной из них.
Ангина, коклюш, корь, ветрянка, краснуха, свинка, скарлатина, дизентерия, острое респираторное заболевание, анемия, отит, конъюнктивит, тонзиллит.
3. Запишите словосочетания, объясните глагольные суффиксы.
Советоваться с врачом, заведовать поликлиникой, осматривать больного, оказывать помощь, обрадоваться выздоровлению, проповедовать здоровый образ жизни.
4. Распределите слова и словосочетания в три столбика в зависимости от содержания в них 1) белков и жиров, 2) углеводов, 3) витаминов и минералов ( Групповая работа по вариантам).
М…локо, хлеб, м…кароны, каши, рыба. сыр, к…ртофель, крупы, сух… фрукты, сах…р, м…рковь, сла…кий пер…ц, шп…нат, см…родина, к…пуста, р…стительное масло, м..рг..рин, рис, м…ндаль, овсян(нн)ая крупа, яйца, …бл...пиха.
5. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья.
Жарен(нн)ые грибы, поджарен(нн)ый картофель, жарен(нн)ый с рисом индюк, мочен(нн)ые яблоки, мочен(нн)ая в кадке капуста, копчен(нн)ая колбаса, копчен(нн)ый в углях окорок.
Вспомните правило правописания Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
6. Представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент товаров вашего магазина.
7. Пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы: «Как заболеть простудой»,
«Как быстро состариться», «Как стать близоруким».
8. Орфоэпическая минутка. Расставьте ударение.
Диспансер, запломбировать, коклюш, медикаменты, физиотерапия, тромбообразование, средства, ветеринария, санитария.
9. Минута релаксации. Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». На экране – осенние пейзажи.
Какое впечатление произвела на вас музыка, пейзажи золотой осени? Почему для здоровья человека так важно общение с природой?
На уроках развития речи учащиеся пишут сочинение «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы «Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Нам от болезней всех полезней».
Используя тексты на тему здоровья, можно осуществлять подготовку к экзаменам в 9-х классах (приложение)
На уроках литературы также уделяется внимание педагогике здоровья. Так, например, при изучении темы «Мифы Древней Греции» на примере подвигов Геракла обращается внимание на формирование таких важных качеств характера, как выносливость, стойкость, сила, смекалка и ум, которые отражают нравственные ценности человека. Знакомство с жанрами фольклора дает возможность подбора пословиц и поговорок не только о Родине, дружбе, семье, но и о здоровом образе жизни.
Таким образом, различные виды работ позволяют избежать монотонности на уроке.
- Уважаемые коллеги, применяя такие формы работы, используя приемы, влияющие на интерес к учебному материалу, вы создадите комфортные психологические условия для обучения и воспитания, что является основой здоровьесбережения.
- Мне хочется пожелать, чтобы вы все были здоровыми, всегда светило над вами солнце и согревало вас своими лучами доброты.
- В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. – Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Будьте здоровы!
Гимнастика мозга
Упражнение «Ленивые восьмерки»
Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...