Урок развития речи по теме «Анализ сжатого изложения в 9 классе»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шитова Тамара Семеновна

ТЕМА: «Анализ сжатого изложения  Ян Амос Коменский»                                                                                    

 

                                                                                Сила речи состоит в умении выразить

                                                        многое в немногих словах

 

                                                                                                                                                              Плутарх

 

                                                        Цели урока:

 

  1. Коммуникативные (владение разными видами речевой деятельности, умение обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе);
  2. Информационные (умение работать с текстом);
  3. Организационные (умение организовывать материал, осуществлять самоконтроль);
  4. Интеллектуальные (умение сравнивать  сопоставлять, обобщать и оценивать написанное.

 

Задачи:

 

1. Проанализировать изложение с учётом следующих критериев:

ИК 1 – содержание изложения

ИК 2 – сжатие исходного текста

ИК 3 -  смысловая цельность, речевая связность  и последовательность изложения.

2. Обратить внимание на соблюдение речевых норм и фактическую точность изложения.

3. Выполнить небольшую письменную работу по прослушанному тексту.

 

Оборудование:

- мультимедийный проектор

У обучающихся:

- исходящий текст

- критерии оценивания изложения, основные приёмы компрессии (сжатия) текста, классификатор ошибок.

 

Что вы должны  знать:

 

1. Основные приёмы компрессии (сжатия) текста.

2. Критерии оценивания изложения.

 

Уметь:

 

1. Анализировать написание изложения с учётом критериев оценивая изложения;

2. Создать текст на основании прослушанного текста.

 

 

 

 

Ход урока:

 

Учитель: Итак. Приступаем к решению наших задач. Первая часть экзаменационной работы - это написание изложения (сжатого).

Цель его - проверить важнейшие коммуникативные умения, как умения обрабатывать информацию и создавать текст по заданным параметрам.

Мы с вами написали изложение (сжатое)  о Яне Амосе Каменском (Пишу как могу, анализирую по делу). И первая наша задача – проанализировать его с учётом следующих критериев (форма оценивания отличается от урочной). У вас на столах есть критерии оценивания изложения.

Итак, ИК -1. Содержание изложения: (читаем критерий)

-сравните исходный текст и текст на экране

-сколько микротем в исходном тексте? Сколько микротем на экране? (вспомним,  что такое микротема?)

- что вы заметили?  (Упущена 1 микротема) (2-3 абзаца) 1 балл.

 

Переходим ко второму критерию (читаем).

 

Этот критерий оценивает наличие сжатия прослуженного текста (основные приемы компрессии у вас на листочках).

 

Ян Амос Коменский

 

 

 

1

Если спросить: кто такие Колумб, Коперник и Коменский, то не многие знают о Коменском. А ведь Ян Амос Коменский сделал не меньше для человечества чем мореплаватель и астроном. Он открыл педагогический материк, который обживают до сих пор.

V

I

V(г)  P (1,2,3,4)

v

2

Наука и ученье казались чуждыми ребёнку. Никто не думал, что детям может нравится учится, скорее наоборот.

I

I

I V

3

Чтобы научить малыша надо его заставить с помощью битья и угроз. Битье считается следствием неохоты детей учится. Но именно битье было причиной неохоты.

V

P (n)

P I

4

Коменский стал учить учителей преподовать. Он был уверен, что « из всякого ребенка можно сделать человека», если школа  будет «мастерской человечности».

P (m) I

5

Всё, что мы видим в современной школе: всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не долбить, а объяснять идя от простого к сложному.

V P (n)

 

P (н.зн.) v

6

 

 

 

ф

Вся Европа торопилась научиться у ческого педагога. Его приглашали в Англию, Швецию, Германию. Одной из первых книг, изданной в типографии московского университета была книга Коменского «Книга в картинках», переведённая на все языки.

I

 

 

Г I

 

 

 

- сравнить исходный текст с написанным

По этому критерию высший балл 3

- какие приемы сжатия применены в написанном изложении?

Нас интересует и содержательные и языковые?

(содержательные во всех абзацах, кроме последнего)

 

А теперь перейдем к 3 критерию (читаем)

                                                           (высший балл 2)

Сжимая прослушанный текст вы создаете свой, который должен обладать смысловой целостностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.

Итак, мы с вами проанализировали изложение с точки зрения содержания.

Но у нас ещё есть и другие критерии, это критерии оценки грамотности и фактической точности речи.

 

Сегодня мы рассмотрим только 2 критерия:

  1. Соблюдение речевых норм (2 б.)
  2. Фактическую точность (2 б.)

 

Домашнее задание: А дома вы проанализируете своё изложение по критериям оценки грамотности и сделаете работу над ошибками.

 

( Смотрим на экран)

-Есть ли речевые ошибки?

-Есть ли фактические ошибки?

 

А теперь приступим  к решению 3-ей задачи. Первые две задачи мы решали на основании исходного и написанного текста. А теперь напишем небольшую письменную работу(сжатое изложение по прослушанному тексту).

- Во время первого чтения определите тему?

- Во время второго чтения определите количество абзацев и определите микротему каждого абзаца. (Вспомним что такое абзац и микротема).

 

Текст для прослушивания.

 

  Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.                                                                                                           

 

   (По А. Никонову)

                                                                                                                                        

А теперь I ряд создаёт свой текст, применяя способы сжатия текста  по I абзацу.

II ряд создаёт текст по II абзацу.

III ряд –по III абзацу.

Проверим написанное!!!

Итак, мы с вами решили задачи, которые поставили. И ещё раз хочу обратиться эпиграфу урока. Я думаю, что вы согласны с высказыванием Плутарха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.s.shitova-_urok.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по теме

«Анализ сжатого изложения в 9 классе»

Шитова Тамара Семёновна

учитель русского языка и литературы

г.Заполярный

Печенгского района

МБОУ ООШ №22

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ТЕМА: «Анализ сжатого изложения

            Ян Амос Коменский»                                                                                    

                                                                                    Сила речи состоит в умении выразить

                                                        многое в немногих словах

                                                                                                                                                              Плутарх

                Цели урока:

  1. Коммуникативные (владение разными видами речевой деятельности, умение обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе);
  2. Информационные (умение работать с текстом);
  3. Организационные (умение организовывать материал, осуществлять самоконтроль);
  4. Интеллектуальные (умение сравнивать  сопоставлять, обобщать и оценивать написанное.

Задачи:

1. Проанализировать изложение с учётом следующих критериев:

ИК 1 – содержание изложения

ИК 2 – сжатие исходного текста

ИК 3 -  смысловая цельность, речевая связность  и последовательность изложения.

2. Обратить внимание на соблюдение речевых норм и фактическую точность изложения.

3. Выполнить небольшую письменную работу по прослушанному тексту.

Оборудование:

- мультимедийный проектор

У обучающихся:

- исходящий текст

- критерии оценивания изложения, основные приёмы компрессии (сжатия) текста, классификатор ошибок.

Что вы должны  знать:

1. Основные приёмы компрессии (сжатия) текста.

2. Критерии оценивания изложения.

Уметь:

1. Анализировать написание изложения с учётом критериев оценивая изложения;

2. Создать текст на основании прослушанного текста.

Ход урока:

Учитель: Итак. Приступаем к решению наших задач. Первая часть экзаменационной работы - это написание изложения (сжатого).

Цель его - проверить важнейшие коммуникативные умения, как умения обрабатывать информацию и создавать текст по заданным параметрам.

Мы с вами написали изложение (сжатое)  о Яне Амосе Каменском (Пишу как могу, анализирую по делу). И первая наша задача – проанализировать его с учётом следующих критериев (форма оценивания отличается от урочной). У вас на столах есть критерии оценивания изложения.

Итак, ИК -1. Содержание изложения: (читаем критерий)

-сравните исходный текст и текст на экране

-сколько микротем в исходном тексте? Сколько микротем на экране? (вспомним,  что такое микротема?)

- что вы заметили?  (Упущена 1 микротема) (2-3 абзаца) 1 балл.

Переходим ко второму критерию (читаем).

Этот критерий оценивает наличие сжатия прослуженного текста (основные приемы компрессии у вас на листочках).

Ян Амос Коменский

 

1

Если спросить: кто такие Колумб, Коперник и Коменский, то не многие знают о Коменском. А ведь Ян Амос Коменский сделал не меньше для человечества чем мореплаватель и астроном. Он открыл педагогический материк, который обживают до сих пор.

V

I

V(г)  P (1,2,3,4)

v

2

Наука и ученье казались чуждыми ребёнку. Никто не думал, что детям может нравится учится, скорее наоборот.

I

I

I V

3

Чтобы научить малыша надо его заставить с помощью битья и угроз. Битье считается следствием неохоты детей учится. Но именно битье было причиной неохоты.

V

P (n)

P I

4

Коменский стал учить учителей преподовать. Он был уверен, что « из всякого ребенка можно сделать человека», если школа  будет «мастерской человечности».

P (m) I

5

Всё, что мы видим в современной школе: всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не долбить, а объяснять идя от простого к сложному.

V P (n)

P (н.зн.) v

6

ф

Вся Европа торопилась научиться у ческого педагога. Его приглашали в Англию, Швецию, Германию. Одной из первых книг, изданной в типографии московского университета была книга Коменского «Книга в картинках», переведённая на все языки.

I

Г I

- сравнить исходный текст с написанным

По этому критерию высший балл 3

- какие приемы сжатия применены в написанном изложении?

Нас интересует и содержательные и языковые?

(содержательные во всех абзацах, кроме последнего)

А теперь перейдем к 3 критерию (читаем)

                                                           (высший балл 2)

Сжимая прослушанный текст вы создаете свой, который должен обладать смысловой целостностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.

Итак, мы с вами проанализировали изложение с точки зрения содержания.

Но у нас ещё есть и другие критерии, это критерии оценки грамотности и фактической точности речи.

Сегодня мы рассмотрим только 2 критерия:

  1. Соблюдение речевых норм (2 б.)
  2. Фактическую точность (2 б.)

 

Домашнее задание: А дома вы проанализируете своё изложение по критериям оценки грамотности и сделаете работу над ошибками.

( Смотрим на экран)

-Есть ли речевые ошибки?

-Есть ли фактические ошибки?

А теперь приступим  к решению 3-ей задачи. Первые две задачи мы решали на основании исходного и написанного текста. А теперь напишем небольшую письменную работу(сжатое изложение по прослушанному тексту).

- Во время первого чтения определите тему?

- Во время второго чтения определите количество абзацев и определите микротему каждого абзаца. (Вспомним что такое абзац и микротема).

Текст для прослушивания.

  Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.                                                                                                          

   (По А. Никонову)

         

А теперь I ряд создаёт свой текст, применяя способы сжатия текста  по I абзацу.

II ряд создаёт текст по II абзацу.

III ряд –по III абзацу.

Проверим написанное!!!

Итак, мы с вами решили задачи, которые поставили. И ещё раз хочу обратиться эпиграфу урока. Я думаю, что вы согласны с высказыванием Плутарха.

Классификация ошибок,

Исправляемых и учитываемых в системе оценивания задания С1

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы

- существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

- прилагательного

Более интереснее, красивше

4

- числительного

С пятистами рублями

5

- местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

- глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого

Он написал книгу, которая эпопея.

 Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения

- с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

 В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

- с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

- с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

        Речевые ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства)

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)

На уроке развития речи учащиеся знакомятся с приемами сжатия текста на примере притчи В.Катаева "Старый пень". Тип урока: урок развития речиОбразовательная:вспомнить, что такое текст;познакомитьс...

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...

Методическая разработка урока развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Урок развития речи входит в систему урокв по подготовке к государственной аттестации в новой форме. Методическая разработка урока расчитана на учащихся 9 классов, на 2 урока, включает: план урока, кон...

Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению

Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению...

Методическая разработка на тему Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения".

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии....