Урок развития речи по теме «Анализ сжатого изложения в 9 классе»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
ТЕМА: «Анализ сжатого изложения Ян Амос Коменский»
Сила речи состоит в умении выразить
многое в немногих словах
Плутарх
Цели урока:
- Коммуникативные (владение разными видами речевой деятельности, умение обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе);
- Информационные (умение работать с текстом);
- Организационные (умение организовывать материал, осуществлять самоконтроль);
- Интеллектуальные (умение сравнивать сопоставлять, обобщать и оценивать написанное.
Задачи:
1. Проанализировать изложение с учётом следующих критериев:
ИК 1 – содержание изложения
ИК 2 – сжатие исходного текста
ИК 3 - смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2. Обратить внимание на соблюдение речевых норм и фактическую точность изложения.
3. Выполнить небольшую письменную работу по прослушанному тексту.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
У обучающихся:
- исходящий текст
- критерии оценивания изложения, основные приёмы компрессии (сжатия) текста, классификатор ошибок.
Что вы должны знать:
1. Основные приёмы компрессии (сжатия) текста.
2. Критерии оценивания изложения.
Уметь:
1. Анализировать написание изложения с учётом критериев оценивая изложения;
2. Создать текст на основании прослушанного текста.
Ход урока:
Учитель: Итак. Приступаем к решению наших задач. Первая часть экзаменационной работы - это написание изложения (сжатого).
Цель его - проверить важнейшие коммуникативные умения, как умения обрабатывать информацию и создавать текст по заданным параметрам.
Мы с вами написали изложение (сжатое) о Яне Амосе Каменском (Пишу как могу, анализирую по делу). И первая наша задача – проанализировать его с учётом следующих критериев (форма оценивания отличается от урочной). У вас на столах есть критерии оценивания изложения.
Итак, ИК -1. Содержание изложения: (читаем критерий)
-сравните исходный текст и текст на экране
-сколько микротем в исходном тексте? Сколько микротем на экране? (вспомним, что такое микротема?)
- что вы заметили? (Упущена 1 микротема) (2-3 абзаца) 1 балл.
Переходим ко второму критерию (читаем).
Этот критерий оценивает наличие сжатия прослуженного текста (основные приемы компрессии у вас на листочках).
Ян Амос Коменский
1 | Если спросить: кто такие Колумб, Коперник и Коменский, то не многие знают о Коменском. А ведь Ян Амос Коменский сделал не меньше для человечества чем мореплаватель и астроном. Он открыл педагогический материк, который обживают до сих пор. | V I V(г) P (1,2,3,4) v |
2 | Наука и ученье казались чуждыми ребёнку. Никто не думал, что детям может нравится учится, скорее наоборот. | I I I V |
3 | Чтобы научить малыша надо его заставить с помощью битья и угроз. Битье считается следствием неохоты детей учится. Но именно битье было причиной неохоты. | V P (n) P I |
4 | Коменский стал учить учителей преподовать. Он был уверен, что « из всякого ребенка можно сделать человека», если школа будет «мастерской человечности». | P (m) I |
5 | Всё, что мы видим в современной школе: всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не долбить, а объяснять идя от простого к сложному. | V P (n)
P (н.зн.) v |
6
ф | Вся Европа торопилась научиться у ческого педагога. Его приглашали в Англию, Швецию, Германию. Одной из первых книг, изданной в типографии московского университета была книга Коменского «Книга в картинках», переведённая на все языки. | I
Г I
|
- сравнить исходный текст с написанным
По этому критерию высший балл 3
- какие приемы сжатия применены в написанном изложении?
Нас интересует и содержательные и языковые?
(содержательные во всех абзацах, кроме последнего)
А теперь перейдем к 3 критерию (читаем)
(высший балл 2)
Сжимая прослушанный текст вы создаете свой, который должен обладать смысловой целостностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
Итак, мы с вами проанализировали изложение с точки зрения содержания.
Но у нас ещё есть и другие критерии, это критерии оценки грамотности и фактической точности речи.
Сегодня мы рассмотрим только 2 критерия:
- Соблюдение речевых норм (2 б.)
- Фактическую точность (2 б.)
Домашнее задание: А дома вы проанализируете своё изложение по критериям оценки грамотности и сделаете работу над ошибками.
( Смотрим на экран)
-Есть ли речевые ошибки?
-Есть ли фактические ошибки?
А теперь приступим к решению 3-ей задачи. Первые две задачи мы решали на основании исходного и написанного текста. А теперь напишем небольшую письменную работу(сжатое изложение по прослушанному тексту).
- Во время первого чтения определите тему?
- Во время второго чтения определите количество абзацев и определите микротему каждого абзаца. (Вспомним что такое абзац и микротема).
Текст для прослушивания.
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
(По А. Никонову)
А теперь I ряд создаёт свой текст, применяя способы сжатия текста по I абзацу.
II ряд создаёт текст по II абзацу.
III ряд –по III абзацу.
Проверим написанное!!!
Итак, мы с вами решили задачи, которые поставили. И ещё раз хочу обратиться эпиграфу урока. Я думаю, что вы согласны с высказыванием Плутарха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.s.shitova-_urok.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по теме
«Анализ сжатого изложения в 9 классе»
Шитова Тамара Семёновна
учитель русского языка и литературы
г.Заполярный
Печенгского района
МБОУ ООШ №22
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ТЕМА: «Анализ сжатого изложения
Ян Амос Коменский»
Сила речи состоит в умении выразить
многое в немногих словах
Плутарх
Цели урока:
- Коммуникативные (владение разными видами речевой деятельности, умение обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе);
- Информационные (умение работать с текстом);
- Организационные (умение организовывать материал, осуществлять самоконтроль);
- Интеллектуальные (умение сравнивать сопоставлять, обобщать и оценивать написанное.
Задачи:
1. Проанализировать изложение с учётом следующих критериев:
ИК 1 – содержание изложения
ИК 2 – сжатие исходного текста
ИК 3 - смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2. Обратить внимание на соблюдение речевых норм и фактическую точность изложения.
3. Выполнить небольшую письменную работу по прослушанному тексту.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
У обучающихся:
- исходящий текст
- критерии оценивания изложения, основные приёмы компрессии (сжатия) текста, классификатор ошибок.
Что вы должны знать:
1. Основные приёмы компрессии (сжатия) текста.
2. Критерии оценивания изложения.
Уметь:
1. Анализировать написание изложения с учётом критериев оценивая изложения;
2. Создать текст на основании прослушанного текста.
Ход урока:
Учитель: Итак. Приступаем к решению наших задач. Первая часть экзаменационной работы - это написание изложения (сжатого).
Цель его - проверить важнейшие коммуникативные умения, как умения обрабатывать информацию и создавать текст по заданным параметрам.
Мы с вами написали изложение (сжатое) о Яне Амосе Каменском (Пишу как могу, анализирую по делу). И первая наша задача – проанализировать его с учётом следующих критериев (форма оценивания отличается от урочной). У вас на столах есть критерии оценивания изложения.
Итак, ИК -1. Содержание изложения: (читаем критерий)
-сравните исходный текст и текст на экране
-сколько микротем в исходном тексте? Сколько микротем на экране? (вспомним, что такое микротема?)
- что вы заметили? (Упущена 1 микротема) (2-3 абзаца) 1 балл.
Переходим ко второму критерию (читаем).
Этот критерий оценивает наличие сжатия прослуженного текста (основные приемы компрессии у вас на листочках).
Ян Амос Коменский
1 | Если спросить: кто такие Колумб, Коперник и Коменский, то не многие знают о Коменском. А ведь Ян Амос Коменский сделал не меньше для человечества чем мореплаватель и астроном. Он открыл педагогический материк, который обживают до сих пор. | V I V(г) P (1,2,3,4) v |
2 | Наука и ученье казались чуждыми ребёнку. Никто не думал, что детям может нравится учится, скорее наоборот. | I I I V |
3 | Чтобы научить малыша надо его заставить с помощью битья и угроз. Битье считается следствием неохоты детей учится. Но именно битье было причиной неохоты. | V P (n) P I |
4 | Коменский стал учить учителей преподовать. Он был уверен, что « из всякого ребенка можно сделать человека», если школа будет «мастерской человечности». | P (m) I |
5 | Всё, что мы видим в современной школе: всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не долбить, а объяснять идя от простого к сложному. | V P (n) P (н.зн.) v |
6 ф | Вся Европа торопилась научиться у ческого педагога. Его приглашали в Англию, Швецию, Германию. Одной из первых книг, изданной в типографии московского университета была книга Коменского «Книга в картинках», переведённая на все языки. | I Г I |
- сравнить исходный текст с написанным
По этому критерию высший балл 3
- какие приемы сжатия применены в написанном изложении?
Нас интересует и содержательные и языковые?
(содержательные во всех абзацах, кроме последнего)
А теперь перейдем к 3 критерию (читаем)
(высший балл 2)
Сжимая прослушанный текст вы создаете свой, который должен обладать смысловой целостностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
Итак, мы с вами проанализировали изложение с точки зрения содержания.
Но у нас ещё есть и другие критерии, это критерии оценки грамотности и фактической точности речи.
Сегодня мы рассмотрим только 2 критерия:
- Соблюдение речевых норм (2 б.)
- Фактическую точность (2 б.)
Домашнее задание: А дома вы проанализируете своё изложение по критериям оценки грамотности и сделаете работу над ошибками.
( Смотрим на экран)
-Есть ли речевые ошибки?
-Есть ли фактические ошибки?
А теперь приступим к решению 3-ей задачи. Первые две задачи мы решали на основании исходного и написанного текста. А теперь напишем небольшую письменную работу(сжатое изложение по прослушанному тексту).
- Во время первого чтения определите тему?
- Во время второго чтения определите количество абзацев и определите микротему каждого абзаца. (Вспомним что такое абзац и микротема).
Текст для прослушивания.
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
(По А. Никонову)
А теперь I ряд создаёт свой текст, применяя способы сжатия текста по I абзацу.
II ряд создаёт текст по II абзацу.
III ряд –по III абзацу.
Проверим написанное!!!
Итак, мы с вами решили задачи, которые поставили. И ещё раз хочу обратиться эпиграфу урока. Я думаю, что вы согласны с высказыванием Плутарха.
Классификация ошибок,
Исправляемых и учитываемых в системе оценивания задания С1
Грамматические ошибки
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться |
2 | Ошибочное образование формы - существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
3 | - прилагательного | Более интереснее, красивше |
4 | - числительного | С пятистами рублями |
5 | - местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети |
6 | - глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни |
7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
8 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 | Ошибки в построении предложения - с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 | - с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… |
13 | - с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
18 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
Речевые ошибки
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства) |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.
Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...
Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)
На уроке развития речи учащиеся знакомятся с приемами сжатия текста на примере притчи В.Катаева "Старый пень". Тип урока: урок развития речиОбразовательная:вспомнить, что такое текст;познакомитьс...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...
Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"
Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...
Методическая разработка урока развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Урок развития речи входит в систему урокв по подготовке к государственной аттестации в новой форме. Методическая разработка урока расчитана на учащихся 9 классов, на 2 урока, включает: план урока, кон...
Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению
Уроки развития речи по подготовке к сжатому изложению...
Методическая разработка на тему Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения".
Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии....