Разработка классного часа "Скажем войне "Нет!" с мультимедийной презентацией
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
материал содержит в себе рабочие программы по русскому языку и литературе, разработки классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час "Скажем войне "НЕТ" | 27.96 КБ |
календарно-тематическое планирование литература класс | 139 КБ |
классный час "Поля ратной славы" | 25.65 КБ |
календарно-тематическое планирование литература 7 класс | 22.75 КБ |
пояснительная записка литература 7 класс | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Скажем войне «Нет!»
Цель: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Оборудование: компьютер, проектор, книги и иллюстрации, посвящённые войнам разных лет.
Подготовительная работа с детьми: заранее дать детям стихотворения, сценарий ведущим.
Слайд 1
Ведущий 1:
Слайд 2
Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"
Слайд 3
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первых же дней войны немцы продвинулись глубоко внутрь страны, уничтожая на своем пути всё: деревни, города, людей…
Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны!
Слайд 4
Ученик:
Кто-то родом из детства... Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Ведущий 2:
Слайд 5,6
Почти четыре года, 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа с германским фашизмом. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Ведущий 3:
Слайд 7,8
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
А сколько людей погибло в концлагерях?
Слайд 9,10
Ведущий 3:
11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В годы Великой Отечественной войны на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждан СССР. Каждый пятый был ребенком. Тогда, в 1941 году, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».
(Во время чтения стихотворения показываются слайды № 11, 12, 13)
Ученик:
Слайд 11
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!
Ведущий 1:
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Слайд 12
Ученик:
Война. Ничего уж нельзя изменить.
Война. За детей мы врагов будем бить.
Война. Отчуждённость. Печаль. И слеза.
Война. Ничего изменить уж нельзя.
Война. На перроне лишь дети стоят.
Война. И глаза чёрной болью болят.
Война. Уезжают куда-то, - куда?
Война, наши милые дети, война.
Война. Мы бежим за вагоном, но нет.
Война. За детьми не купить нам билет.
Война. Помни, веришь, ты веришь всегда!
Война, наши милые дети, война.
Война. Ничего изменить уж нельзя.
Война. Вера в лучшее. Боль. И слеза.
Война. Это время нам нужно прожить.
Война. Ничего уж нельзя изменить.
Ведущий 2:
Слайд 13
Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Ведущий 3:
Слайд 14
После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния.
Слайд 15
Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.
27 апреля 1978г - в Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. К власти пришли коммунисты, которые запрещали совершать утренние молитвы, посещать храмы, запрещали совершать мусульманские обряды. Никто не хотел соглашаться с этим. Так началась гражданская война в Афганистане против коммунистов. Афганистан попросил помощи у Советских войск. Наша страна откликнулась. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Ведущий 1:
Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года.
Слайд 16
Итак, 25 декабря 1979 началась война, которая продлилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней – 2238дней.
Слайд 17,18,19
Единого мнения о случившемся нет до сих пор, но сомнению не подвергаются мужество и честь, с которыми советские солдаты выполняли свой воинский долг, как тогда именовали — интернациональный.
Каждый из наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там.
Ведущий 2:
Слайд 21
15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих; был осуществлен выход наших войск из Афганистана. Этот день 15 февраля – считают Днём памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Отечества.
Слайд 22
По официальным данным, за годы в Афганистане мы потеряли более 15 тыс. человек, 36 тыс. были ранены, пропали без вести более 300 военнослужащих. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц.
Ведущий 3:
Слайд 23
Итог печален. Более 15 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
Ученик:
Слайд 24
Слайд: (памятник)
Помяни нас, Россия,
И злых, и усталых,
Одуревших от зноя,
Без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь
От привала к привалу,
От звезды до звезды,
От беды до беды.
Ведущий 1:
Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал».
Ведущий 2:
Обо всех рассказать невозможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой.
Была война, была победа. И за то, что мы знаем о войне только понаслышке, спасибо мы должны сказать нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.
По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.
Ученик 1:
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись -
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог…
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
Ученик 2:
Сквозь годы нам видится
Тропа партизанская,
Пробитая пулями
Сосна нарочанская.
Атаки внезапные,
Засады под соснами,
Могильные холмики
Над травами росными.
Ученик 3:
И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании,
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.
(минута молчания)
Учитель:
А сейчас мы вспомним историю страшной трагедии в Беслане, которая произошла 10 лет назад, в 2004 году. Тогда погибли ни в чём неповинные люди, среди которых были дети.
Ведущий 1:
Слайд 25
1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек — детей и их родителей, — загнав их в спортзал школы.
Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21—22 июня 2004 года, и вывода российских войск из Чечни.
Ведущий 2:
Слайд 26
Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 - за раненого.
В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников.
Ведущий 1:
Слайд 27
Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 - за раненого.
В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников.
Ведущий 2:
Слайд 28,29,30
Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 - за раненого.
В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников.
Ведущий 1:
Слайд 31,32,33,34
3 сентября в 12:40 оперативному штабу удалось договориться с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников. В 12:55 к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых. В 13:03-13:05 в здании школы раздаются два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм. В результате штурма потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев). Потери среди заложников: 331 погибший, около 500 раненых.
Затем звучит музыка (песня о Беслане), на экране – слайды 35-47.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование уроков литературы 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Примечание | ||
по плану | фактически | ||||
I. Введение(1час) | |||||
1. | I.1 Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа | ||||
II. Устное народное творчество (2 часа) | |||||
2. | II.1 УНТ. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Частушки как малый песенный жанр | ||||
3. | II.2 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | ||||
III. Из древнерусской литературы (2 часа) | |||||
4. | III.1 Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | ||||
5. | III.2 Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века | ||||
IV. Из литературы XVIII века (4 часа) | |||||
6. | IV.1 Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме | ||||
7. | IV.2 Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | ||||
8. | IV.3 Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении | ||||
9. | IV.4 р\р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» | ||||
V. Из литературы XIX века (33 часа) | |||||
10. | V.1 И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль | ||||
11. | V.2 Вн.чт. И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца | ||||
12. | V.3 К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра | ||||
13. | V.4 А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы | ||||
14. | V.5 А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе изученного в 6 -7 классах) | ||||
15. | V.6 А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора | ||||
16. | V.7 А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | ||||
17. | V.8 Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | ||||
18. | V.9 Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | ||||
19. | V.10 Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | ||||
20. | V.11 р\р Гуманизм и историзм в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Подготовка к сочинению | ||||
21. | V.12 А.С. Пушкин «Пиковая дама». Программа человека и судьбы. Система образов – персонажей. Образ Петербурга. Композиция повести | ||||
22. | V.13 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | ||||
23. | V.14 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве | ||||
24. | V.15 М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически условный историзм поэмы | ||||
25. | V.16 Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме | ||||
26. | V.17 р\р Обучение сочинению по поэме «Мцыри» | ||||
27. | V.18 Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к исторической теме в художественном произведении | ||||
28. | V.19 Н.В. Гоголь. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания «Ревизор» в оценке современников | ||||
29. | V.20 Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников | ||||
30. | V.21 Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление | ||||
31. | V.22 р\р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Гоголя | ||||
32. | V.23 Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица | ||||
33. | V.24 Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | ||||
34. | V.25 М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки | ||||
35. | V.26 «История одного города».гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения | ||||
36. | V.27 Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина | ||||
37. | V.28 Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа | ||||
38. | V.29 Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои | ||||
39. | V.30 Идея разделенности двух Россий в рассказе «После бала». Мечта о воссоединении дворянства и народа | ||||
40. | V.31 Мастерство Л.Н Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции | ||||
41. | V.32 Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова | ||||
42. | V.33 А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | ||||
VI. Из русской литературы XX века (20 часов) | |||||
43. | VI.1 И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях | ||||
44. | VI.2 А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа. «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | ||||
45. | VI.3 р\р «Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | ||||
46. | VI.4 А.А. Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл | ||||
47. | VI.5 С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания | ||||
48. | VI.6 р\р Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и А.С. Есенина | ||||
49. | VI.7 И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | ||||
Писатели улыбаются | |||||
50. | VI.8 Вн.чт. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий | ||||
51. | VI.9 Вн.чт. Зощенко. «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев | ||||
52. | VI.10 М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | ||||
53. | VI.11 Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина | ||||
54. | VI.12 А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема служения Родине | ||||
55. | VI.13 Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа. Правда о войне в поэме | ||||
56. | VI.14 Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления | ||||
57. | VI.15 А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа | ||||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов | |||||
58. | VI.16 Р\р Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина | ||||
59. | VI.17 В.П. Астафьев. Слово о писателе. Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени | ||||
60. | VI.18 р\р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» | ||||
Русские поэты о Родине, родной природе. | |||||
61. | VI.19 Вн.чт. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…», Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…» | ||||
62. | VI.20 Вн.чт. Поэты Русского зарубежья. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть», Дон-Аминадо «Бабье лето», И. Бунин «У птицы есть гнездо…» | ||||
VII. Из зарубежной литературы (7 часов) | |||||
63. | VII.1 У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев | ||||
64. | VII.2 Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира | ||||
65. | VII.3 Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы | ||||
66. | VII.4 Жан-Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии | ||||
67. | VII.5 Общечеловеческий смысл комедии «Мещанин во дворянстве». Мастерство писателя. Народные истоки смеха Мольера | ||||
68. | VII.6 Вн.чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство и общество | ||||
67. | VII.7 Вн.чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события | ||||
68. | Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето |
Предварительный просмотр:
Мы русские, мы всё одолеем.
А.В.Суворов
Цели: познакомить детей с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность присяге, воспитывать уважение к истории своей страны; помогать детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.
Ход классного часа:
- Вступительное слово
Классный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на классном часе мы перелистаем некоторые страницы истории нашей страны.
У каждого народа есть славные воинские победы, память о которых передаётся из поколение в поколение. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие исторических предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. В честь этих великих побед установлены дни воинской славы. Государственная дума России выделила 15 таких дней. Каждая дата – это выдающаяся победа русских воинов, русского оружия. Это победа, которая вошла в историю: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, Курская и Сталинградская битвы, освобождение Москвы, снятие блокады Ленинграда, победные сражения Суворова.
24 декабря – день воинской славы. В этот день в 1790 г. Русские войска под командованием Суворова взяли турецкую крепость Измаил.
- Информационный блок
- «Крепость без слабых мест»
Классный руководитель: В 1790 году русские войска долго осаждали крепость Измаил. Крепость находилась на левом берегу Дуная и имела большое стратегическое значение. Все попытки взять крепость были безуспешными. Наступила зима, среди осаждавших начались болезни. Тогда командующим назначили Суворова.
Он прибыл к Измаилу 2 декабря, осмотрел крепость. Что же он увидел?
Он увидел, что крепость практически уязвима. Он сказал, что это «крепость без слабых мест». Она была построена под руководством немецких и французских инженеров и считалась неприступной.
Крепость имела форму треугольника с мощными стенами. Вдоль стен тянулся земляной вал высотой 6 – 8 метров (примерно высота трёхэтажного дома). Перед валом был ров шириной 12 метров и глубиной до 10 метров (высота четырёхэтажного дома). Ров был наполнен водой на 2 метра.
Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек, каждый из которых готов был биться не на жизнь, а на смерть, потому что турецкий султан обещал казнить каждого, если крепость капитулирует.
Суворов решил, что крепость надо брать не осадой, а штурмом. На подготовку отвёл всего 7 дней. По приказу Суворова солдаты насыпали в своём лагере вал и вырыли ров наподобие измаильских. По ночам солдаты учились брать это укрепление. Кроме того, делали лестницы, приспособления для штурма, готовили артиллерию. Войска были разделены на три группы, чтобы вести штурм с разных сторон. Но главное – надо было поднять и укрепить дух солдат. Суворов объезжал войска, говорил с солдатами, вселял веру в успех. Но сам он понимал, каким трудным будет этот штурм.
- «Штурм, или смерть, или победа»
Пять дней готовились солдаты к штурму. И вот наконец Суворов отдаёт знаменитый приказ: «День поститься, день молиться, на следующий – штурм, или смерть, или победа!» Перед штурмом он предложил командиру крепости, турецкому паше, сдаться без боя, но получил отказ. «Скорее Дунай потечёт вверх или небо упадёт на землю, чем русские возьмут Измаил» - заявил паша. И Суворов отдаёт приказ русским войскам: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе оружия российского». Дальше Суворов говорит, что предстоит неминуемо взять эту знаменитую крепость, которую гордые турки считают неприступной. От этого зависит исход всей войны. «Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть со славою» - говорил Суворов.
И началась историческая битва. В три часа ночи русские войска стали выдвигаться к крепости, а на рассвете начался штурм. Под жесточайшим огнём брали русские солдаты неприступные стены и глубокие рвы. Турки сражались с невероятным упорством и ожесточением, в городе бились за каждый дом. Но к 16 часам бой был закончен. 11 часов продолжалось жестокое кровопролитие.
Разгром противника был полным. Он потерял 26 тыс. убитыми, 9 тыс. попали в плен. Немалыми оказались потери русских войск: 4 тыс. убитых и 6 тыс .раненых, 650 офицеров в строю оставалось 250.
Суворов не случайно признался после победы: « На такой штурм можно решиться только раз в жизни».
- Истины Суворова
Суворов ещё в детстве поставил себе цель – стать полководцем. Ещё ребёнком проявил невиданное упорство в достижении цели. Он учился, читал, закалялся, тренировался, постоянно боролся со своими слабостями и недостатками. Суворов начал службу в армии с солдатской должности капрала, закончил генералиссимусом. Генералиссимус – это командующий всеми вооружёнными силами страны. Такой чин был только у монархов и глав правительств. Суворов провёл много сражений и ни одного не проиграл. Часто ему приходилось вступать в бой с противником, вдвое, втрое превосходящим его в силах. И всё равно армия Суворова побеждала.
Самым главным для командира Суворов считал уважение к солдатам. Своих солдат он называл русскими чудо-богатырями. Они его никогда не подводили. Боевой опыт Суворова отражён в его знаменитом сочинении, которое он назвал «Наука побеждать». Вот несколько изречений Суворова об армии, о храбрости, о командирах, о русских солдатах. Суворов умел говорить кратко и точно, поэтому многие его изречения стали пословицами.
(По очереди читают афоризмы)
- Глазомер, быстрота, натиск – вот три воинских искусства.
- Русские прусских всегда бивали.
- Кто отважен и смело идёт прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.
- Воевать надо не числом, а умением.
- Где меньше войска, там меньше храбрых.
- Лень рождается от изобилия.
- Чем больше удобств, тем меньше храбрости.
- Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат.
- Мне солдат дороже себя.
- Теория без практики мертва.
- Военная наука – наука побеждать.
- Кто удивил, тот побелил.
- Дисциплина – мать победы.
- Скорость нужна, а поспешность вредна.
- За учёного трёх неучёных дают.
- Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.
- Тяжело в учении – легко в походе, легко на учении – тяжело в походе.
- Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля – дура, штык – молодец.
- Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!
- Ты присягал. Умирай за Веру, Царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови.
- Смерть на постели – не солдатская смерть.
- Рассказы о Суворове
Ученик 1: Суворов был очень яркой выдающейся личностью. О нём уже при жизни стали складывать легенды.
Ученик 2: Некоторые из них мы сегодня вам напомним.
Учитель: Однажды после трёх неудачных атак наши солдаты стали отступать. Тогда Суворов, видя это, приказал своему слуге Прошке рыть могилу. Видя, что Прошка роет недостаточно быстро, вырвал лопату и сам стал рыть. Солдаты остановились, спросили, что он делает. А Суворов сказал, что не может видеть, как русские солдаты отступают, лучше он умрёт. Солдаты постояли, молча развернулись, без криков пошли и взяли высоту.
Ученик 1: Как-то у русских вышел спор с союзными войсками по поводу пушек, добытых у неприятеля. Союзники требовали себе половину. Суворову надоела эта торговля, и он сказал: «Отдать им все пушки, все отдать. Где им взять? А мы себе ещё добудем».
Ученик 2: Суворов терпеть не мог, когда солдаты и офицеры отвечали ему: «Не могу знать». Таких он называл «немогузнаями». Он требовал, чтобы ему отвечали быстро, чётко и по делу. Чтобы отучить солдат от этой плохой привычки, он задавал им неожиданные и трудные вопросы: сколько звёзд на небе? Сколько рыб в море? и т.п. На эти вопросы обязательно нужно было отвечать. Например, у одного офицера он спросил: «Знаешь ли, сколько вёрст до Луны?» - «Знаю, ваше сиятельство!» - «А сколько же?» - «Два солдатских перехода» - отвечал офицер без запинки.
Ученик 3: Из-за предательства австрийских союзников армия Суворова оказалась в альпийской ловушке: без продовольствия, без вооружения, окруженная вчетверо превосходящими силами французов. Ценой огромных потерь Суворову удалось вывести армию из окружения, но обида на австрийцев осталась. И вот император Павел I в память об альпийском походе решил выбить медали для русских и австрийцев. Он спросил у Суворова, что написать на этих медалях. Суворов посоветовал на русской медали написать «С нами Бог!», а на австрийской медали написать «Бог с нами!» (намёк на русскую поговорку «Бог с ними». Так говорят, когда от людей ничего хорошего ждать не приходится).
- Суворовская викторина «Не могу знать»
Классный руководитель: Итак, ребята, вы получили много информации. Всё ли запомнилось? Ничего не пролетело мимо ушей? Это станет ясно в ходе викторины, которую мы назвали «Не могу знать». В викторине участвуют две команды. Нужно выбрать капитанов (фамилия, имя). Прошу командиров выйти на передовую – к доске.
(командиры выходят к доске)
Я задаю вопросы командирам, за них могут отвечать члены команды. Если команда не знает ответа, командир произносит фразу, которую не любил Суворов: «Не могу знать».
Каждый правильный ответ один балл.
Условия викторины понятны? Начинаем.
- Какие три главных «воинских искусства» должен знать солдат? (Глазомер, быстрота, натиск)
- Почему, по мнению Суворова, не нужно было насаждать прусские порядки в русской армии? (Потому что «русские прусских всегда бивали»)
- Что является матерью победы? («Дисциплина – мать победы»)
- Где, по мнению Суворова, пройдёт русский солдат? («Там, где олень пройдёт, и там, где олень не пройдёт»)
- От чего рождается лень? («Лень рождается от изобилия»)
- В каком войске больше храбрых? («Где меньше войска, там больше храбрых»)
- Почему солдату мешают удобства? («Чем больше удобств, тем меньше храбрости»)
- Кого ценил Суворов дороже себя? (Солдат)
- Какой ответ больше всего не любил Суворов? («Не могу знать»)
- Ширина 12 м, глубина 10 м, вода 2 м. что это в Измаиле? (Ров вокруг крепости)
- Сколько часов продолжался штурм Измаила? (11 часов)
- В каком звании начал службу Суворов? (В звании капрала)
- В каком звании Суворов закончил службу? (В звании генералиссимуса)
- Как звали слугу Суворова? (Прошка)
- Какая наука была придумана Суворовым? («Наука побеждать»)
- Как звал своих солдат Суворов? («Чудо-богатыри»)
- Сколько вёрст до Луны? («Два солдатских перехода»)
- Сколько сражений проиграл Суворов? (Ни одного)
Вопросы закончились, подведём итоги. Какая команда дала больше правильных ответов? (Учитель называет победителей).
- Заключительное слово «Русские всё одолеют»
Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к нашему занятию: «Мы русские, мы всё одолеем». Это слова Суворова. Он страстно верил в Россию, в силу русского духа, в силу русского характера.
Наша Родина сейчас переживает нелёгкое время, и эти слова великого полководца вселяют надежду на то, что Россия выстоит и всё одолеет.
- Подведение итогов
Классный руководитель: Как вы считаете, ребята, нужно ли сейчас вспоминать о далёких победах русского оружия, устанавливать дни воинской славы?
(Дети отвечают)
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование уроков литературы 7 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Дата | Примечание | |
по плану | фактически | |||
I. Введение (1 час) | ||||
I.1 | Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. | |||
II. Устное народное творчество (4 часа) | ||||
II.2 | Предания. Поэтическая автобиография народа. | |||
II.3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | |||
II.4 | Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала». | |||
II.5 | Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Выражение в них духа народного языка. Пословицы народов мира. | |||
III. Из древнерусской литературы (3часа) | ||||
III.6 | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». | |||
III.7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности. | |||
III.8 | р\р Подготовка к письменной работе «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» | |||
IV. Из русской литературы XVIII века (2 часа) | ||||
IV.9 | М.В. Ломоносов. Слово об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» | |||
IV.10 | Г.Р. Державин. Слово о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». | |||
V. Из русской литературы XIX века ( 30 часов) | ||||
V.11 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»). | |||
V.12 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» («Вступление «На берегу пустынных волн…»). | |||
V.13 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | |||
V.14 | А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). | |||
V.15 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | |||
V.16 | Тестирование по творчеству А.С. Пушкина. | |||
V.17 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…», их значение для понимания характеров и идеи поэмы. | |||
V.18 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | |||
V.19 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». | |||
V.20 | Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | |||
V.21 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | |||
V.22 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. | |||
V.23 | Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Подготовка к сочинению. | |||
V.24 | Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | |||
V.25 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. | |||
V.26 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | |||
V.27 | Н.А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. | |||
V.28 | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | |||
V.29 | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | |||
V.30 | М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | |||
V.31 | М.Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Понятие о гротеске. | |||
V.32 | Тест по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.А. Салтыкова – Щедрина. | |||
V.33 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman». и др. Взаимоотношения детей и взрослых. | |||
V.34 | Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | |||
V.35 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. | |||
V.36 | И.А. Бунин. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. | |||
V.37 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. | |||
V.38 | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». | |||
V.39 | «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. | |||
V.40 | Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский «Приход весны»; И. Бунин «Родина»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»; «Благовест». | |||
VI. Из русской литературы XX века (21 час) | ||||
VI.41 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | |||
VI.42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. | |||
VI.43 | Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | |||
VI.44 | Классное сочинение по повести М.Горького «Детство». | |||
VI.45 | М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | |||
VI.46 | В.В. Маяковский. Слово о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | |||
VI.47 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | |||
VI.48 | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | |||
VI.49 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». | |||
VI.50 | А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». | |||
VI.51 | Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | |||
VI.52 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет дома…». | |||
VI.53 | Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. | |||
VI.54 | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». | |||
VI.55 | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». | |||
VI.56 | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». | |||
VI.57 | Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н.Рубцов). | |||
VI.58 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». | |||
VI.59 | Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. | |||
VI.60 | М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | |||
VI.61 | Песни на слова русских поэтов XX века. А Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. « Русское поле»; Б. Окуджава «По смоленской дороге…». | |||
VII. Из литературы народов России (1 час) | ||||
VII.62 | Расул Гамзатов. Рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». | |||
VIII. Из зарубежной литературы (5 часов) | ||||
VIII.63 | Р. Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». | |||
VIII.64 | Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе в победе за свободу Родины. | |||
VIII.65 | Японские хокку (трехстишия). | |||
VIII.66 | О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. | |||
VIII.67 | Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | |||
68. | Итоги года. Литературная игра. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы «Литература. 5 – 9, 10 – 11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной,- М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Календарно-тематический план для 7 класса по литературе ориентирован на использование учебника «Литература. 7 класс. Учеб. для образоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2011.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теорико-литературных понятий как условие полноценного воспитания, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теорико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
- Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
- Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
- Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научит их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
- Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
- Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному овладению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориетация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысления восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленное на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Формы контроля: устный опрос, тестирование, сочинения, составление плана, тезисов, конспектов, подготовка рефератов, доклада, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое изучение текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недели, 4 классных сочинения, 1 домашнее сочинение.
Учебно – тематический план.
Содержание | Количество часов | |
по программе | корректировка | |
I. Введение. | 1 | 1 |
II. Устное народное творчество. | 4 | 4 |
III. Из древнерусской литературы. | 3 | 3 |
IV. Из литературы XVIII века. | 2 | 2 |
V. Из русской литературы XIX века. | 30 | 30 |
VI. Из русской литературы XX века. | 21 | 21 |
VII. Из литературы народов мира. | 1 | 1 |
VIII. Из зарубежной литературы. | 5 | 5 |
Итоги года. Литературная игра. | 1 | 1 |
ИТОГО | 68 | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико – литературные понятия: жанры фольклора: предания, былины, пословицы, поговорки, летопись; роды литературы: эпос (развитие понятия), повесть (развитие понятия); литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода (начальные представления);баллада (развитие представлений); стихотворение в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика; мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов, выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене произведения, рисовать словами представляющийся портрет персонажа;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий и целостно воспринимать позицию автора;
- выделять основной конфликт художественного произведения и прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы, повести;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.
Список литературы.
Базовый учебник:
- Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я. Коровина. – М: Просвещение, 2011
Дополнительная литература:
- И.В. Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах.
- Н.В. Золотарева, С.М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.
- В.Я. Коровина. Методические советы по литературе. 7 класс.
- Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Лыпина. Литература. Тесты в 5-8 классах.
- В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "Путешествие по Парижу" с использованием мультимедийной презентации
Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, ...
Разработка урока алгебры в 8 классе с мультимедийной презентацией по теме "Свойства квадратного корня"
Конспект урока содержит исторический материал, информацию о применении понятия "корень" в других областях: русском языке, литературе, биологии, физике. Включена динамическая пауза в виде сценки. В ход...
Методическая разработка урока немецкого языка в 8 классе по теме "Летние каникулы" с мультимедийной презентацией ( УМК "Шаги 4" И.Л. Бим)
Обобщающий урок по теме ориентирован на расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; активизацию навыков аудирования; совершенствование грамматических навыков (употребление Perfe...
Разработка классного часа, посвящённого Дню Победы (с мультимедийной презентацией)
Классный час, приуроченный к юбилею Великой Победы, проводится в средних классах....
Классный час с мультимедийной презентацией "Добро должно быть с кулаками?!"
Классная Разработка. Предназначен для 5,6,7 классов. Лучше проводить после предварительной беседы или подготовки. Разработка содержит видео- фрагмент, героями которого стали мои воспитанники. Продуман...
«Разработка мультимедийной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами»
Материал к открытому уроку. Практическая работа для урока «Разработка мультимедийной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами» OpenOffis Impre...
Методическая разработка классного часа к Дню Победы (презентация)
Презентация к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Военная история ст.сержанта Солодовникова Ивана Дмитриевича"...