Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Познакомить учащихся с придаточными определительными; формировать умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением; закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы предложений с придаточными определительными; формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно), конструировать СПП с придаточными определительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 49 КБ |
slozhnopodchinennye_predlozheniya_s_pridatochnymi_opredelitelnymi_urok.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Цели урока:
- Обучающие:
– познакомить учащихся с придаточными определительными;
– формировать умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;
– закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы предложений с придаточными определительными;
– формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно), конструировать СПП с придаточными определительными.
- Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывающие:
– воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
– воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах.
Оформление и оборудование урока:
- компьютер;
- видеопроектор
На доске: (в слайдах)
- тема урока.
Тип урока: изучение нового материала (урок с применением ИКТ).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте). Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.
- Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
- Придаточное предложение всегда стоит после главного.
- Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
- Части сложноподчиненного предложения равноправны.
- Союзное слово не является членом предложения.
- Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
- Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
Ответ: 1010011.
Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения.
Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
III. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Определите виды данных предложений (ПП, ССП, СПП, БСП). (Знаки препинания не проставлены)
- Безветрие и все небо залито ровной синевой.
- Мы ночевали в гостинице где уже останавливались.
- В воздухе чувствовался травяной запах плывущий с полей.
- О человеке к которому я направился ходят легенды.
- Зазеленел листок стал пригож лесок.
- Майор спросил где находится штаб.
- Увидев дом возле железной дороги я остановился.
Ответ: 1 – ССП, 2 – СПП, 3 – ПП, 4 – СПП, 5 – БСП, 6 – СПП, 7 – ПП.
В4 (ЕГЭ) Среди предложений найдите сложное, одна из частей которого является односоставным назывным предложением. (Предложение № 1)
А10 (ЕГЭ) Какой частью речи является слово ВОЗЛЕ в предложении 7?
1) местоимение; 2) наречие; 3) частица; 4) предлог.
В11 (ГИА) Среди предложений найдите предложение с обособленным определением. (Предложение № 3)
В2 (ГИА) Из предложений 1 – 4 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. (Чувствовался.)
IV. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся со сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными. Давайте обратимся к тексту.
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
(Из периодической печати)
Работа с текстом:
– Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе)
– Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)
– Запишите последнее предложение текста и выделите главную и придаточную части графически.
(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)
– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).
– На какой вопрос она отвечает? (какой?)
– Выделите грамматическую основу. (которая дарит)
– Постройте схему предложения.
– Найдите другие СПП предложения в тексте. Проанализируйте устно. Постройте схемы.
– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)
– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами?
(нет).
Работая с текстом, мы с вами, ребята, познакомились с придаточными определительными.
V. Закрепление материала.
1. Упражнение № 90 (устно).
Прочитайте. Составьте схемы 1, 3 и 4 предложений. ○ Можно ли союзные слова что, где заменить словом который?
2. Упражнение № 95 (письменно).
Прочитайте. Правильно ли построены эти предложения? ○ исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным определением.
3.
А26 (ЕГЭ) Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.
1) Обычаи, которые регулируют общение людей, появились давным-давно.
2) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.
3) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест.
4) Грибоедов в комедии «Горе от ума» поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.
VI. Самостоятельная работа
Исправление ошибок, связанных с нарушением структуры предложения. (Нарушение порядка следования частей, отрыв придаточной части от определяемого слова).
1) Которые ещё не сдали деньги на билеты, сдайте.
2) А мальчики вернулись, которые ходили в поход?
3)Я все задания выполнил, которые нам задали.
VII. Рефлексия и подведение итогов урока
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?
Научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
VIII. Домашнее задание.
- § 10 стр. 44,
- Упражнение № 94 или выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Цель урока: Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Урок для 9 класса. Позволяет отработать умение заменять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными синонимическими конструкциями: обособленными определениями, выраженными при...