Экзаменационная работа по русскому языку, 10 класс
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Букреева Татьяна Алексеевна

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе. Содержит пояснительную записку и два варианта экзаменационных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekzamenatsionnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_10_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по русскому языку  в 10  классе   составлен на основе  «Программы по русскому  языку для 10-11 классов общеобразовательных  учреждений»/ А.И.Власенкова // Программно-методические  материалы. Русский язык.10-11 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова.-М.: Дрофа, 2007;  учебника Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2007., рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2010-2011 учебном году.

       В соответствии с переходом на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, экзаменационная работа представляет собой тестирование и состоит из 18 вопросов части А (учащимся предлагаются варианты ответов) и двух вопросов части В (учащиеся должны кратко записать ответ на поставленный вопрос).

   Общее содержание экзаменационного материала направлено на проверку знаний учащихся по фонетике, орфоэпии,  лексике, словообразованию,  морфологии;  орфографической, пунктуационной и речевой грамотности. Кроме того, -  на проверку умений и навыков работы с микротекстом.

   Вопросы тестов направлены на проверку следующих знаний, умений и навыков учащихся:

А1. Фонетика. Фонетический анализ слова

А2. Орфоэпия. Правила постановки ударений

А3. Употребление паронимов

А4. Грамматика.  Форма слова

А5. – А9 Работа с микротекстом:

А5, А6. Построение текста

А7. Характеристика предложения текста (структура предложения)

А8. Морфология. Части речи

А9. Лексическое значение слова

А10. Морфемика

А11.  –Н/-НН- в суффиксах различных частей речи

А12.  Безударная гласная в корне

А13. Правописание приставок

А14. Е-И в окончаниях глаголов и глагольных формах

А15. О-Е после шипящих

А16. Правописание НЕ со словами различных частей речи

А17. Слитное и раздельное написание служебных и самостоятельных частей речи

А18. Лексические и синтаксические средства  выразительности

В1. Словообразование. Способы образования слов

В2. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом

На тестирование учащимся отводится 45 минут. Работа оценивается по следующим критериям:

«5» - 19-20 баллов

«4» - 14 – 18 баллов

«3» - 9 – 13 баллов

«2» - 0-8 баллов

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

А1

3

4

А2

2

2

А3

4

4

А4

1

1

А5

1

3

А6

2

2

А7

3

4

А8

1

2

А9

2

2

А10

3

4

А11

4

2

А12

4

3

А13

2

2

А14

3

4

А15

3

1

А16

3

3

А17

1

3

А18

1

3

В1

Снова

Приход (а)

В2

1,2

1,3

Экзаменационная работа по русскому языку

учени___   10  класса

__________________________________________________________________

Вариант 1

А1. В каком слове произносится звук [ж]?

1)        нож                    2) намажьте            3) зажигать         4) резче

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)        откупОрить     2) отдалА                3) облЕгчить        4) прИзыв

А3. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить
ПРОСТУПОК?

1)        Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.

2)        Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

3)        Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.

4)        В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)        давайте попробоваем        3)менее быстрый

2)        около шестисот человек    4)много яблок

Прочитайте текст и выполните задания A5 – A9.

(1)… (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов – пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (6)… оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

А5. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)        Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.

2)        Занимаясь вопросами гидравлики, учёные впервые исследовали течение жидкости, наблюдая за поведением зёрнышек проса.

3)        В эпоху Возрождения были попытки получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой.

4)        Как известно, «золотым сечением» считают гармоничное соотношение пропорций предмета.

А6. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1)        Потому что        3)Наоборот,

2)        Именно              4)Вопреки этому

А7. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1)        сложносочинённое        3)        сложноподчинённое

2)        сложное бессоюзное     4)        простое осложнённое

А8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ в предложении 4.

1)        прилагательное              3)        причастие

2)        глагол                             4)        деепричастие

А9. Укажите значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6.

1)        основание из какого-либо прочного материала            3)        значение, роль

2)        база, основа чего-либо                                                     4)        место, участок

А10. В каком слове нет суффикса  -ИК- ?

1)        коржик        2)        журавлик        3)        выкрик        4)        комарик

А11. В каком примере пишется НН?

1)        плетё..ое кресло             3)        спица слома..а

2)        ржа..ая мука                   4)        погаше..ый свет

А12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)спец..алист, р..комендация, изб..рательный           3)т..рритория, оп..раться, предст..вление

2)кр..терий, употр..бить, г..сударственный                4)мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)        пр..чудливый, пр..брежный, пр..следовать

2)        бе..конечный, в..карабкаться, не..говорчивый

3)        расп..ложенный, в..образить, пр..бабушка

4)        небез..нтересный, роз..ск, по..скать

А14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)        мысл..шь, подхвач..нный          3)        помн..шь, вид..мый

2)        тле..шь, развеc..вший                 4)        тащ..шь, приготовл..нный

А15. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А.        ож..говый

Б.        ноч..вка

В.        перч..ный

Г.        волч..нок

1)

А, Б, Г

2)

А, В

3)

А, Г

4)

Б, Г

А16. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)        Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

2)        Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

3)        Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

4)        В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.

А17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)        Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

2)        (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3)        Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, представления о суровой заре человечества овеяны для нас романтической дымкой.

4)        Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

А18. Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в данном примере

Мне нравится, что вы больны не мной,

                                                         Мне нравится, что  я больна не вами.

  1. анафору                 3) инверсию
  2. эпифору                 4) многосоюзие

В1. Из предложения Сегодня, когда цивилизация ориентирована на зрительные образы, компьютер может быть нашим спасением, так как снова возвращает людей в мир слов выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

__________________________________________________________

  В2.  На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Две головы орла (1) обращенные в разные стороны (2) стали восприниматься как символ (3) географического расположения Византии на стыке Европы и Азии.

_____________________________________________________________

Экзаменационная работа по русскому языку

учени___   10  класса

__________________________________________________________________

Вариант 2

А1. В каком слове произносится звук  [с]?

1)        сбросить        2)        счёт        3)        извлечь        4)близко

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)        катАлог        2)        щавЕль        3)        докУмент        4)        отогнАла

А3.В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?

1)        Это были сёстры, но ЖИЗНЕННЫЕ пути их так разошлись, что они несколько лет не переписывались.     

2)        Ранняя весна, когда всё оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, – таково содержание этой картины.

3)        Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.

4)        Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.   

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)        пара сапогов     3)        четырьмя способами

2)        гораздо лучше  4)        лягте

Прочитайте текст и выполните задания A5 – A9.

(1)… (2)Они действуют на организм с момента рождения человека и практически всю жизнь. (3)Считается, что основой закаливания является свежий воздух. (4)Воздушные ванны воздействуют на тело температурным (холодовым), механическим (массирующим) и химическим способом. (5)Раздражение рецепторов кожи изменяет терморегуляцию организма и обмен веществ. (6)… человек приучается к резким контрастам температур и сквознякам.

А5.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)        Луговой воздух, богатый эфирными маслами душистых растений, благоприятно влияет не только на органы дыхания, но и рефлекторно через кожу на весь организм.

2)        Морской воздух, насыщенный аэрозолями солей, оказывает специфическое действие на кожу и слизистые.

3)        Самая лёгкая форма закаливания – воздушные процедуры.

4)        Японские врачи утверждают, что чем больше человек ходит раздетым, тем дольше он проживёт.

А6. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1)        Несмотря на это,           3)        Потому что

2)        Вследствие этого          4)        Именно

А7. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1)        сложное бессоюзное

2)        сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями

3)        сложноподчинённое

4)        простое с однородными членами

А8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВСЮ из второго (2) предложения текста.

1)        наречие

2)        местоимение

3)        частица

4)        прилагательное

А9. Укажите значение слова ТЕЛО в предложении 4.

1)        отдельный предмет, вещь

2)        организм человека

3)        основная часть

4)        вещество

А10. В каком слове есть уменьшительно-ласкательный суффикс -ЧИК- ?

1)        докладчик

2)        огурчик

3)        лучик

4)        плафончик

А11. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

1)        С детства мне свойстве..а любовь к приключениям.

2)        Рукоятки штурвала были до блеска отполирова..ы ладонями рулевых.

3)        В гостях я чувствовал себя несколько скова..о.

4)        Щёки Серёжи были всегда румя..ы, как будто от мороза.

А12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)        пом..гать, д..кумент, безотл..гательный

2)        изл..жение, д..рижировать, д..лёкая

3)        в..новатый, пов..р, вбл..зи

4)        обд..лить, з..ря, укр..тить

А13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)        не...ценённый, пр...игрыватель, з...работать

2)        бе...домный, ра...думывать, в...бираться

3)        пр...поднять, пр...интересный, пр...седание

4)        от...грывать, от...скать, за...грывать

А14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)        разобид..шься, высуш..нный

2)        наде..шься, раскле..вший

3)        услыш..шь, просе..нный

4)        брос..шь, вид..мый

А15. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

А.        парч..вый

Б.        сгущ..нка

В.        медвеж..нок

Г.        размеж..вываться

1)        Б, Г        2)        А, В        3)        Б, В        4)        А, Б, Г

А16 В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?

1)        Герою (не)где применить свои силы.

2)        Евгений (ни)кого не боится.

3)        Не(к)кому обратиться с предложением о сотрудничестве.

4)        Не(от)куда ожидать понимания.

А17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)        В театр, ТАК(ЖЕ) как и на концерты, он не ходил, ЗА(ТО) компьютерными играми увлекался всерьёз.

2)        Дневной зной был нестерпим, ЗА(ТО) ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как и прежде!

3)        Природе ТО(ЖЕ) необходимо, ЧТО(БЫ) её любили.

4)        ЧТО(БЫ) человек чувствовал себя человеком, духовный труд ему необходим  ТАК(ЖЕ), как физический.

А18. Какое средство выразительности (троп) использует автор в данном примере?

В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок (Н.Некрасов)

1) эпитет                   3) литоту

2) гиперболу            4) сравнение

В1. Из данного предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом: Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. ________________________________________________

В2. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Встречный ветер (1) треплющий освещенный прожектором (2) флаг теплохода (3) не тревожил речную гладь.

_____________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВАРИАНТ 1 Часть 1 Задания А1–А30 содержат 4 варианта ответа. Только один из них верный. Рекомендуем обвести кружком цифру, соответствующую, п...

Экзаменационная работа по русскому языку в формате ЕГЭ, II курс НПО и СПО

Экзаменационная работа по русскому языку в формате ЕГЭ проводится с обучающимися по окончании II курса. Весь комплект  состоит из титульного листа, инструкции, обязательной и дополнительной часте...

Экзаменационная работа по русскому языку 11 класс

Экзаменационная  работа (2 варианта) для учащихся 11 классов...

Экзаменационная работа по русскому языку в 8 классе Демонстрационный вариант

Демоверсия КИМов по русскому языку в 8 классе.( 4варианта).Могут быть  использованы для подготовки учащихся к переводному экзамену за курс 8 класса....

Переводная экзаменационная работа по русскому языку в 5 классе

Переводная экзаменационная работа составлена в 4 вариантах по учебнику Баранова, Ладыженской, содержит тестовый материал и творческую работу....

Вариант экзаменационной работы по русскому языку для 11 класса (ЕГЭ - 2015)

Данная работа  составлена на основе материалов открытого банка заданий ФИПИ  для репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе....

Знакомим родителей выпускников со структурой экзаменационных работ по русскому языку в 9 классе.

Структурой экзаменационных работ по русскому языку в 9 классе: итоговое собеседование, письменный экзамен....