контрольная работа
учебно-методическое пособие по русскому языку (8 класс) на тему

вопросы по стилям речи, практическое занятие по стилям речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

8 класс /по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова/

Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в  ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов , фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая ,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с  их принадлежностью к той или иной разновидности языка : постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная  монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Официально-деловой

Научный

Публицистический

Язык художественной литературы

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.( 1 вариант)

  Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба…                                                                                                                                                                                                      Н.В. Гоголь.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь — это не одномоментность существования.

Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

  …Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то , что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой.    / Д.С.Лихачёв/

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний,приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. - С. Довлатов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. Сервантес.

План стилистического анализа текста

  1. Экстралингвистический анализ текста.
  1. Автор и адресат речи; предмет речи; тема текста; цель автора.
  2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).
  3. Форма речи (устная или письменная).
  4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
  5. Сфера применения функциональной разновидности языка.

  1. Лингвистический анализ текста.
  1. Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.
  2. Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.
  3. Особенности синтаксических средств  и их стилистическая роль.
  4. Средства создания образности и экспрессивности текста.
  5. Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)

III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление ...

Контрольная работа №8 Итоговая контрольная работа

Контрольная работа №8Итоговая контрольная работа...