"Энциклопедия одного слова"
проект (5, 6 класс) на тему
Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Г.А. Цукерман говорит, что умение учиться – это «новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».
Использование на уроках групповой, коллективной, работы в парах приводит к тому, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Одной из технологий обучения в сотрудничестве является исследовательская деятельность учащихся.
Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, мы с ребятами решили попробовать провести исследовательскую работу над словом, ведь очень важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Предложила ребятам самостоятельно собрать свою энциклопедию, энциклопедию выбранного ими слова. Работа над исследованием слова вышла за рамки урока. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, не обошлось и без помощи родителей. Именно они провожали своих детей в библиотеки, помогали красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявилось в высокой активности детей, в пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они открывали для себя новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников, они познакомились с различными типами словарей, со структурой словарных статей.
Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводили по следующему плану:
1. Слово и его лексическое значение (Толковые словари), обращается внимание и на многозначность слова.
2. История слова (Этимологический словарь).
3. Слово и слова родственники (Словообразовательный словарь).
4. Слово и его синонимы.
5. Слово и его антонимы.
6. Слово во фразеологических оборотах.
7. Слово и слова рифмы.
8. Слово в русском фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры, хороводные и колыбельные песни).
9. Слово в названиях произведений современной и классической литературы.
10. Слово в названиях газет, журналов, рекламных предложениях.
11. Слово в названиях картин художников.
12. Слово в названиях художественных и мультипликационных фильмах.
13. Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы и т.д.)
14. Нарисуй своё слово или придумай серию картинок (иллюстраций).
Не все пункты предложенного плана отразились в итоговой работе: чего-то не нашли, не встретили, но старались, стремились к поиску нужного материала.
В мою же задачу входили обязанности активного помощника, консультанта исследователей, особенно тех, кто нуждался в помощи.
Закончив свою исследовательскую работу и красиво оформив ее, пятиклассники провели презентацию своей работы в школе на «Фестивале проектов», ответили на вопросы слушателей. Они должны были не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. А слушатели, в свою очередь, должны не просто понять и запомнить услышанное, но и, проанализировав, задать вопрос. Важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого дела ребенком прилагаются умственные усилия, в итоге формируются ценнейшие качества творческой личности. А после того, как защитился каждый ребенок, мы устроили выставку детских работ, отметили у каждой работы наиболее удавшиеся стороны, а ещё, чтобы с ними познакомились ребята из других классов. Важно, чтобы дети ощутили потребность в своих работах и почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям. Презентация готовилась долго и тщательно. Особенностью презентации является то, что ребята решили выполнить её в стихотворной форме. Стихи сочиняли сами.
В моей энциклопедии, в моей энциклопедии
О слове «МИР» ты сможешь всё узнать.
Синонимы, антонимы, этимологию,
И рифмы я сумела подобрать.
В моей энциклопедии, в моей энциклопедии
«СЕМЬЯ» живёт, хорошая семья!
И если вам по нраву это слово,
Листайте и смотрите, это сделал я!
В проекте нашем сможешь ты узнать
О слове «друг», о слове «мать»,
О слове «мир», «семья» и «честь».
И много слов ещё в проекте есть.
Победителями были у нас все: и те, кто хорошо защищался, и те, кто задавал «умные» вопросы, но каждый в своей номинации. Главное, по достоинству, по-доброму оценить каждое произведение и совместно сделать выводы, обобщения.
Продолжила свою исследовательскую деятельность «Энциклопедия одного слова» и на следующий год. Теперь у нас в классе 32 энциклопедии слов: мир, семья, весна, дети, лес, герой, родина, победа, мама, дом, зима и другие, рукописные и выполненные на компьютере работы «творцов- исследователей».
Такие творческие исследовательские работы в системе, я считаю, приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством; развивается ум, воля, чувства, нравственные представления, устойчивый интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске, учении; учение становится радостным; к формированию самостоятельности, уверенности, ответственности; к стремлению к сотрудничеству.
Особенностью организации исследовательской, проектной деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным, посильным для данного ребенка. Тем не менее, у каждого ребенка заметно развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
Организация обучения учащихся, ориентированная на психологические и личностные особенности, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность и в старших классах, а главное – то желание, с которым они идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Метод проектов никак не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Так мы учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, и объединяет нас одно коллективное творческое дело – создание «Энциклопедии одного слова» для детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/31/picture-4279.jpg)
Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")
Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...
Мастер класс "Энциклопедия одного слова"
Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/26/picture-862893-1482736448.jpg)
Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"
Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/10/picture-945793-1505027759.jpg)
Урок одного слова Энциклопедия одного слова
Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/10/picture-945793-1505027759.jpg)
Урок одного слова Энциклопедия одного слова
Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...