Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы».
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Филимонова Виктория Викторовна

Использование передовых технологий на уроках русского языка и литературы  с примерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otchet.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

по проектной работе

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 г. Красногорска

Филимоновой Виктории Викторовны

Название проекта: «Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы».

Цель проекта: Используя педагогические технологии на занятиях по русскому языку и литературе, способствовать повышению познавательного процесса, доведение полученных знаний до навыков, развивать  творческое воображение, уметь анализировать и рассуждать.

Актуальность:         Работая в общеобразовательной школе, где учатся дети, имеющие разные   интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие  особенности,  нужно осознавать, что первоначальной  задачей для учителя  должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых,  привлекут учащихся к процессу получения знаний по предметам, то есть повысят познавательный интерес  учеников; во-вторых,   дадут им  возможность  реализовать свою индивидуальность; и, наконец, позволят реализовать главный  принцип учителя – словесника  - единство обучения и нравственно-эстетического воспитания.

Используемые в работе материально – технические средства: проектор, книги, карточки, мр3 плеер (аудио книги) , компьютер.

Список ресурсов, которые использовались:

-www.fcior/edu/ru

-www.school-collection.edu.ru

- И.Ю.Гац  «Методический блокнот учителя русского языка» (Москва, Дрофа, 2010 г.)

- Л.В.Петрановская «Игры на уроках русского языка» (Серия «Русский язык», 2011 г.)

- А.Г.Нарушевич «Русский язык. Проекты…проекты…» (Легион, 2013г.)

- Л.В.Черепанова «Новые технологии в обучении русскому языку» (Москва, Мнемозина, 2013г.)

Описание содержания проекта.

  • Проблемное обучение.

       

Данный принцип  предполагает путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создание  в мышлении учащегося такой  ситуации, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках,  а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Проблемно-мотивационную среду я создаю разными приемами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом», самостоятельной работой.

Из опыта работы.

      (6 класс, тема «Лексика»)

Какие из приведенных примеров ниже синонимов, предложенных к выделенному слову, были бы уместны в данном тексте? Обоснуйте свое мнение.

        Мне хотелось бы говорить о своём собственном литературном опыте. Это вряд ли прибавит что-либо существенное к тому, что уже сказано. Но все же несколько слов от себя я добавлю. (К.Паустовский)

СИНОНИМЫ: важный, принципиальный, главный, значительный, весомый, немаловажный

  • Исследовательская деятельность учащихся на уроке.

         Решение проблемных ситуаций тесно связано с исследовательской деятельностью учащихся на уроке, так как поиск их решения предполагает самостоятельный мыслительный процесс ученика, в результате которого он получает необходимые знания.

Поэтому  организация исследовательской деятельности также является активным средством обучения.

         Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность- это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к  взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

         Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как  полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений.   На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.

Из опыта работы.

(Литература 5 класс)

         При изучении  сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики-пятиклассники сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтение произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.

      Критическое мышление

          Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления.   Она является относительно новой для России.  Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других).

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она  ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.    

        Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

     

     

         Технология критического мышления достаточно успешно может быть использована и на уроках литературы при чтении и изучении художественных текстов. Она  предлагает строить урок, используя набор приёмов и стратегий.

Из опыта работы

«Сочинение-описание состояния природы и человека весной»:

Тип урока: урок развития речи  в 7  классе.

Составление Таблицы, помогающей в написании сочинения-описания, основанная на ключевых словах и определениях

Слова

Действия

Определения

Эмоции

солнце

Пригревает, высоко поднимается

Долгожданное, теплое, нежное (лучи)

Радостно, весело

Небо

Проясняется, радует,

Светлое, голубое, прозрачное

Светло, радостно

Природа

Оживает, пробуждается, просыпается, движется

Весенняя, активная, быстрая, стремительно

Радует, вдохновляет

.

Музыкальная иллюстрация – П.И.Чайковский  «Времена года. Весна.»

-Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему?

- А теперь попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас весна? Представьте себе весенний день, когда на синем-синем небе  сияет солнце, журчат ручейки, поют птицы. Продумайте, вспомните и представьте всё-всё, даже мельчайшие  детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.

2. Стадия осмысления.

Составление чернового варианта.

    -А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили, записали.Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали

 Написание СИНКВЕЙНА

Памятка «Правила написания синквейнов».

  1. В первой строчке тема называется одним словом ( существительное).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах, имя прилагательное.
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх , выражающая отношение автора  к теме.
  5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

                                                 ……………………………………………

Схема:                                                                     Пример синквейна:                            

Существительное.                                                  Весна.

Прилагательное, прилагательное.                        Свежая, ДОЛГОЖДАННАЯ

Глагол, глагол, глагол.                     Пробуждает, дает надежду, вдохновляет         .

Предложение - отношение к теме:    

                                               Весна – начало жизни природы после долгого сна.

Синоним к первой строке.                                     Начало(Жизнь)

                                                                                         

  • Творческая мастерская

      Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это

организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, так как существует очень много психофизических особенностей:

        Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе

их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

          Все  эти задачи позволяет решать технология творческих мастерских.

Из опыта работы.

(В 5-7 классах на уроках литературы)

После прочтения художественных произведений, разбираем тексты.

Анализировать материал можно как в группах ( по предложенным заданиям, так и индивидуально)

Задания для групп:

- составить проблемные вопросы по тексту, ответы на которые, требовали бы рассуждений;

-Игра в судей и адвокатов ( А.П.Чехов «Гайка» рассказ). Одна группа обвиняет главного героя (аргументы по тексту); другая готовит обоснованное заключение ( аргументы по тексту).

Задания индивидуальные:

-придумать продолжение истории;

- вставить в рассказ ( сказку, повесть) недостающую, по вашему мнению главу, героя ( обосновать эту необходимость).

       

  • Развивающее обучение

           Учитель русского языка и литературы находится в постоянном поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Применяя современные технологии, нужно учитывать  особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую традиционные уроки, но во главу угла ставлю принцип развивающего обучения.

Из опыта работы

                                                Прием письма.

          Иногда на уроках использую форму творческой работы учащихся «письмо (эпистолярный жанр).

 Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому?

 Например, учащиеся 7 класса выделяют следующих героев:

 Остап — матери; (Гоголь «Тарас Бульба»)

Дуня Вырина – отцу (Пушкин «Станционный смотритель»)

          Перед учащимися ставлю задачу, написать  текст письма, которое бы написали перечисленные  выше герои.  О чем бы они  написали? Как бы они обращались в письме? Учащиеся должны написать письмо, учитывая время, обстановку, особенности речи, характера героя и т.д. Такая работа ставит перед учеником необходимость во  внимательном прочтении и глубоком анализе произведения, в перечитывании  эпизодов, в творческой аналитической деятельности, в понимании проблем.

Из опыта работы

                                                 Опорный конспект

         На уроках русского языка (особенно старшие классы) в рамках традиционного обучения использую опорный конспект как прием, позволяющий ученику в краткой форме систематизировать знания по теме, легче запомнить новые термины и понятия и установить  логические связи между ними. Кроме этого, умение составлять опорный конспект является метапредметным, а значит актуальным в рамках новых образовательных стандартов. Данная работа имеет свои разновидности:

- коллективное составление опорного конспекта по ходу приобретения новых знаний (на

  уроках изучения нового);

- использование опорного конспекта при составлении устного ответа по заданному

  материалу (на уроке закрепления пройденного);

-  восстановление деформированного опорного конспекта (на уроке обобщения

   пройденного).

         Данный вид работы способствует развитию логического мышления, учит работать с информацией, отделять  главное от второстепенного, логически выстраивать свои мысли.

        Считаю, что опорный конспект – это доступная форма работы с материалом, которая реализует дифференцированный подход в  обучении.

          Информационно-коммуникативные технологии.

           Данную технологию я считаю уже традиционной, так как она прочно вошла в мою педагогическую деятельность.  

           

            В процессе применения информационно-коммуникационных технологий происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного,

  творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования

   возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку

  информации.

          Использование информационно-коммуникационных технологий приводят к

- повышению эффективности и качества процесса обучения;

- обеспечению побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию

  познавательной деятельности;

- углублению межпредметных связей за счёт использования современных средств;

  обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

         Компьютер помогает при проведении уроков как электронная доска, а также при проверке знаний учащихся.

         Из всех компьютерных технологий чаще всего использую презентацию.

 Чаще всего их использую на  уроках литературы. Они позволяют представить наглядный материал о писателе изучаемого произведения, иллюстрации к эпизодам.

Вывод. Использование на уроках русского языка и литературы  представленных педагогических технологий  позволяет  развивать творческие навыки учащихся, критическое мышление, находить индивидуальный подход к ученикам с разной степенью мотивации и обученности.

Перспективы в работе.  В настоящее время  занимаюсь созданием своего сайта, хочу выпустить методическое пособие  « Эссе» ( написание, правила, примеры). Вступила в Ассоциацию учителей русского языка и литературы, занимаюсь редакторской деятельностью, пишу статьи, хочу написать свою книгу. Занимаюсь самообразованием, повышаю уровень компьютерной грамотности. Участвовала в  форуме «Современные инновации» при Правительстве РФ в качестве редактора каталога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...

:Расширение лингвистического и культурологического кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках русского языка и литературы

Расширение лингвистического и культурологического  кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках  русского языка и литературы...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)

В данной презентации представлены  современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы».

Использование передовых педагогическихз технологий на урокахрусского языка и литературы в 5- 11 классах с примерами...