Рабочая программа « Русский язык» 9 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа составлена на основе программы
общеобразовательных учреждений
по русскому языку для 5 – 9 классов. Авторы: М.Т. Баранов.,
Т.А. Ладыженская., Н.М. Шанский – М: Просвещение, 2007 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_9_klass.docx | 73.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЕОРГИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: Руководитель ШМО ГЦ _________ Памберг О.А. Протокол №_____ от «____» __________2014г. | Согласовано: Зам. директора по УВР ________ Верменичева М.А. «____» __________2014г. | Утверждаю: Директор школы ________ Зинченко Т.П. Приказ №_____ от «____» __________2014г. |
Рабочая программа учебного предмета
« Русский язык»
9 класс, II ступень, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе программы
общеобразовательных учреждений
по русскому языку для 5 – 9 классов. Авторы: М.Т. Баранов.,
Т.А. Ладыженская., Н.М. Шанский – М: Просвещение, 2007 г.
Составитель: Куимова А.О.
учитель русского языка и литературы
с. Георгиевка 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МКОУ «Георгиевская сош» с учетом УМК авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского по русскому языку для 5-9 классов.
Используемый учебно-методический комплект:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2007.
- Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс, Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. - Москва. Просвещение 2011
- «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в базисном плане
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В 9 классе курс русского языка рассчитан на 68 часов (2 урока в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая,лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Лингвистическая компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Основные цели и задачи курса:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В соответствии с целями преподавания основные задачи курса в 9 классе по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развивать умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи.
Особенности отбора содержания:
Материал школьного курса русского языка построен с учетом принципов системности: в 9 классе больше внимание уделено синтаксису. Также предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране, а знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке». Рабочая программа предусматривает и прочное усвоение материала, которое заключено в раздел «Повторение».
Межпредметные связи закреплены программой развития речи, которая предусматривает общие для предметов виды работ (изложение, пересказ, сочинение и др.), а также они обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Формы организации учебного процесса:
индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.
В рамках технологии развития критического мышления будут использованы следующие методы и приёмы обучения:
-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; письмо под диктовку, комментирование орфограмм и пунктограмм; демонстрация картин;
- репродуктивный: различные виды грамматического разбора; разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различных типов и жанров;
- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
Формы и способы проверки знаний:
- диктанты;
- проверочные работы;
- сочинения-рассуждения;
- подробное обучающее изложение;
- выборочное изложение;
- сжатое изложение;
- тестирование.
Планируемые результаты реализации программы:
100% успеваемость, КЗ не ниже 50%. Развитие речевой культуры школьников, увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
- Оценка устных ответов учащихся:
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
- Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
- Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
- Оценка диктантов:
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—110, для VII класса — 110—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса —20—25, для VII класса — 25—30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в, VIII классе — 24 различных орфограмм и; 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: в переносе слов; на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила; в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании -ы и -и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней .1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для отметки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для отметки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 —2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
- Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200—250, в VIII классе — 250—350, в IX классе — 350— 450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0—3,0, в классе — 3,0—4,0 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых
Отметка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3— 4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинально го замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
- Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Структура изучаемого предмета
№ | Наименование раздела | Авторская программа | Рабочая программа | ||
Количество часов | |||||
Всего | Теоретические | Практические | |||
I | Международное значение русского языка | 1 | 1 | ||
II | Повторение пройденного в V-VIII классах | (5+2) | (5+2) | 5 | 2 |
III | Сложное предложение. Культура речи. (40+12) (40+12) 40 12 | ||||
| 1 | 1 | 1 | ||
| 6 | 6 | 6 | ||
| (3+2) | (3+2) | 3 | 2 | |
| (19+5) | (19+5) | 19 | 5 | |
| (6+2) | (6+2) | 6 | 3 | |
| (5+2) | (5+2) | 5 | 2 | |
IV | Общие сведения о языке | 3 | 3 | 3 | |
V | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | (4+2) | (4+2) | 4 | 3 |
Итого | 68 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № п/п | Наименование раздела программы, тема урока | Всего часов | Из них р/р, контрольные | Дата | |
по плану | фактически | |||||
I Международное значение русского языка 1 | ||||||
1 | 1.1 | Международное значение русского языка | 1 | |||
II Повторение пройденного в V-VIII классах (5+2) | ||||||
2 | 2.1 | РР Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. | 1 | 1 | ||
3 | 2.2 | РР Стили языка. | 1 | 1 | ||
4 | 2.3 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | |||
5 | 2.4 | Предложения с обособленными членами. | 1 | |||
6 | 2.5 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 | |||
7 | 2.6 | Комплексное повторение, подготовка к диктанту. | 1 | |||
8 | 2.7 | Контрольный диктант | 1 | 1 | ||
III Сложное предложение. Культура речи. (40+12) | ||||||
| 1 | |||||
9 | 3.1.1 | Понятие о сложном предложении | 1 | |||
| 6 | |||||
10 | 3.2.1 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 | |||
11 | 3.2.2 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 | |||
12 | 3.2.3 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | |||
13 | 3.2.4 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | |||
14 | 3.2.5 | Интонация сложного предложения. | 1 | |||
15 | 3.2.6 | Урок – зачёт по теме «Сложное предложение». | 1 | |||
| (3+2) | |||||
16 | 3.3.1 | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | 1 | |||
17 | 3.3.2 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение. | 1 | |||
18 | 3.3.3 | РР Сочинение-описание по воображению (на основе картины В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»). | 1 | 1 | ||
19 | 3.3.4 | РР Сочинение-описание по воображению (на основе картины В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»). | 1 | 1 | ||
20 | 3.3.5 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | 1 | ||
| (19+5) | |||||
21 | 3.4.1 | Понятие о сложноподчиненном предложении | 1 | |||
22 | 3.4.2 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | |||
23 | 3.4.3 | РР Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты» | 1 | 1 | ||
24 | 3.4.4 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 1 | |||
25 | 3.4.5 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | 1 | |||
26 | 3.4.6 | РР Изложение по тексту (по упр. 106) | 1 | 1 | ||
27 | 3.4.7 | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | |||
28 | 3.4.8 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | |||
29 | 3.4.9 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | |||
30 | 3.4.10 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | |||
31 | 3.4.11 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | 1 | |||
32 | 3.4.12 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | 1 | |||
33 | 3.4.13 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | 1 | |||
34 | 3.4.14 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 | |||
35 | 3.4.15 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | 1 | |||
36 | 3.4.16 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 | |||
37 | 3.4.17 | РР Сочинение по данному началу ( на основе картины В.П. Фельдмана «Родина») | 1 | 1 | ||
38 | 3.4.18 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания при них | 1 | |||
39 | 3.4.19 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания при них | 1 | |||
40 | 3.4.20 | РР Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним») (упр.175) | 1 | 1 | ||
41 | 3.4.21 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | 1 | |||
42 | 3.4.22 | РР Изложение подробное (о деятельности С. И. Ожегова. и его Толковом словаре). | 1 | 1 | ||
43 | 3.4.23 | Повторение по теме “Сложноподчиненные предложения». | 1 | |||
44 | 3.4.24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | ||
| (6+2) | |||||
45 | 3.5.1 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | |||
46 | 3.5.2 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |||
47 | 3.5.3 | РР Подробное изложение «Деревня Маниловка и ее хозяин» ( с дополнительным заданием – упр.192). | 1 | 1 | ||
48 | 3.5.4 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | |||
49 | 3.5.5 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | |||
50 | 3.5.6 | РР Сочинение – отзыв о картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка».(упр.202) | 1 | 1 | ||
51 | 3.5.7 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | 1 | |||
52 | 3.5.8 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | 1 | ||
| (5+2) | |||||
53 | 3.6.1 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении. | 1 | |||
54 | 3.6.2 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. | 1 | |||
55 | 3.6.3 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1 | |||
56 | 3.6.4 | РР Подробное изложение фрагмента из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» | 1 | 1 | ||
57 | 3.6.5 | РР Публичная речь. | 1 | 1 | ||
58 | 3.6.6 | Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | |||
59 | 3.6.7 | Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | 1 | ||
IV Общие сведения о языке 3 | ||||||
60 | 4.1 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. | 1 | |||
61 | 4.2 | Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. | 1 | |||
62 | 4.3 | Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. | 1 | |||
V Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, (4+2) культуре речи | ||||||
63 | 5.1 | Фонетика и графика. Лексика и фразеология | 1 | |||
64 | 5.2 | Морфемика. Словообразование. | 1 | |||
65 | 5.3 | Морфология. Синтаксис. | 1 | |||
66 | 5.4 | РР Выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство» (по упр.259) | 1 | 1 | ||
67 | 5.5 | Орфография. Пунктуация. | 1 | |||
68 | 5.6 | РР Сочинение на свободную тему «Если бы мне предложили написать, о чем я хочу…» (упр.282) | 1 | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающегося:
Учащиеся в процессе изучения данного курса должны:
знать/понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя (электронное издание).
- Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2011.
- Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. - М., Астрель, 2013.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой под ред. Т.М.Амбушевой. - М., Учитель, 2012.
- Цыбулько И.П. ГИА-2015. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов.
Оборудование, приборы, дидактический материал:
- Обучающая видеопрограмма. Русский язык для малышей. Трудности русского языка. Электронное издание.
- Энциклопедия «Русский язык». Электронное издание.
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. Электронное издание.
Список литературы
для педагога:
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. Мастерская учителя-словесника. М., Вако, 2012.
- Гайбарян О.Е, Кузнецова А.В. Все правила русского языка. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., Астрель, 2005.
- Нарушевич А.Г. Русскй язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы. Ростов-на-Дону, Легион, 2013.
- Обучение сочинению по картине. 5-9 классы. Конспекты уроков. Волгоград., Учитель, 2013.
- Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка. М., Локид-пресс, 2007.
- Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка. 5-9 классы. Мастерская учителя-словесника. М., Вако, 2011.
- Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. М., Илекса, 2006.
- Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Волгоград., Учитель, 2013.
- Толковый словарь русского языка под. редакцией Васюковой И.А. М., Астрель, 2007.
- Фразеологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
- Школьный словообразовательный словарь. М., Центрполиграф, 2012.
- Этимологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
для учащихся:
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.
- Фразеологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
- Цыбулько И.П. ГИА-2015. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов
- Школьный словообразовательный словарь. М., Центрполиграф, 2012.
- Этимологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
- Я познаю мир. Русский язык. М., АСТ, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...