Рабочая программа « Русский язык» 8 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5 – 9 классов. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский – М: Просвещение, 2007 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_8_klass.docx | 71.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЕОРГИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: Руководитель ШМО ГЦ _________ Памберг О.А. Протокол №_____ от «____» __________2014г. | Согласовано: Зам. директора по УВР ______ Верменичева М.А. «____» __________2014г. | Утверждаю: Директор школы _________ Зинченко Т.П. Приказ №_____ от «____» __________2014г. |
Рабочая программа учебного предмета
« Русский язык»
8 класс, II ступень, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе программы
общеобразовательных учреждений
по русскому языку для 5 – 9 классов. Авторы: М.Т. Баранов,
Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский – М: Просвещение, 2007 г.
Составитель: Куимова А.О.
учитель русского языка и литературы
с. Георгиевка 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МКОУ «Георгиевская сош» с учетом УМК авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского по русскому языку для 5-9 классов.
Используемый учебно-методический комплект:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2007.
- Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс, Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. - Москва. Просвещение 2011
- Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в базисном плане
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В 8 классе курс русского языка рассчитан на 102 часа (3 урока в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая,лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Лингвистическая компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Основные цели и задачи курса:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В соответствии с целями преподавания основные задачи курса в 8 классе по данной программе сводятся к следующему:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области всех разделов науки о языке; формировать умения, применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
Особенности отбора содержания:
Усиление практической направленности обучения требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков в 8 классе: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.п. Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.
Наиболее тесные межпредметные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. Это закреплено программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ: (обучение изложению, пересказу, сочинению). Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе иностранных языков (подлежащее, сказуемое, члены предложения и т.д.).
Формы организации учебного процесса:
индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.
В рамках технологии развития критического мышления будут использованы следующие методы и приёмы обучения:
- репродуктивный: различные виды разбора (фонетический, морфологический, синтаксический, словообразовательный, лексический и др.); комплексный анализ текста; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (отзыв, очерк, рецензия); изложение на основе текстов типа описания, рассуждения;
-объяснительно-иллюстративный: рассказ; работа с учебником, справочными материалами; письмо под диктовку, комментирование орфограмм и пунктограмм; фронтальный опрос, обобщающая беседа по изученному материалу;
Формы и способы проверки знаний:
- диктанты;
- проверочные работы;
- сочинения-рассуждения;
- подробное обучающее изложение;
- сжатое изложение;
- тестирование.
Планируемые результаты реализации программы:
100% успеваемость, КЗ не ниже 40%. Развитие речевой культуры школьников, увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
- Оценка устных ответов учащихся:
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
- Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
- Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
- Оценка диктантов:
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—110, для VII класса — 110—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса —20—25, для VII класса — 25—30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в, VIII классе — 24 различных орфограмм и; 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: в переносе слов; на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила; в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании -ы и -и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней .1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для отметки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для отметки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 —2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
- Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200—250, в VIII классе — 250—350, в IX классе — 350— 450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0—3,0, в классе — 3,0—4,0 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых
Отметка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3— 4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинально го замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
- Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Структура изучаемого предмета
№ | Наименование раздела | Авторская программа | Рабочая программа | ||
Количество часов | |||||
Всего | Теоретические | Практические | |||
I | Функции русского языка в современном мире | 1 | 1 | 1 | |
II | Повторение пройденного в V-VII классах | (6+2) | (6+2) | 6 | 2 |
III | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (73+14) (73+14) 73 14 | ||||
| 2 | 2 | 2 | ||
| (3+1) | (3+1) | 3 | 1 | |
| |||||
| (6+2) | (6+2) | 6 | 2 | |
| (6+2) | (6+2) | 6 | 2 | |
| (9+2) | (9+2) | 9 | 2 | |
| 2 | 2 | 2 | ||
| (12+2) | (12+2) | 12 | 2 | |
| (18+2) | (18+2) | 18 | 2 | |
| (9+2) | (9+2) | 9 | 2 | |
| (6+1) | (6+1) | 6 | 1 | |
IV | Повторение и систематизация пройденного в VIII классе | (5+1) | (5+1) | 5 | 1 |
Итого | 102 | 102 | 85 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № п/п | Наименование раздела программы, тема урока | Всего часов | Из них р/р, контрольные | Дата | ||
По плану | Фактически | ||||||
I Функции русского языка в современном мире 1 | |||||||
1 | 1 | Русский язык в современном мире | 1 | ||||
II Повторение пройденного в V-VII классах (6+2) | |||||||
2 | 2.1 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | ||||
3 | 2.2 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | ||||
4 | 2.3 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | ||||
5 | 2.4 | Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | ||||
6 | 2.5 | Р/р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26) | 1 | 1 | |||
7 | 2.6 | Р/р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26) | 1 | 1 | |||
8 | 2.7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | ||||
9 | 2.8 | Контрольный диктант | 1 | 1 | |||
III Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (73+14) | |||||||
| 2 | ||||||
10 | 3.1.1 | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса | 1 | ||||
11 | 3.1.2 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания | 1 | ||||
| (3+1) | ||||||
12 | 3.2..1 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | ||||
13 | 3.2.2 | Порядок слов в предложении | 1 | ||||
14 | 3.2.3 | Интонация. Логическое ударение | 1 | ||||
15 | 3.2.4 | Р/р. Описание памятника культуры. | 1 | 1 | |||
предложения. | (12+4) | ||||||
| (6+2) | ||||||
16 | 3.3.1.1 | Подлежащее. Сказуемое. | 1 | ||||
17 | 3.3.1.2 | Простое глагольное сказуемое | 1 | ||||
18 | 3.3.1.3 | Р/р. Сочинение на тему «Чудный собор» | 1 | 1 | |||
19 | 3.3.1.4 | Р/р. Сочинение на тему «Чудный собор» | 1 | 1 | |||
20 | 3.3.1.5 | Составное глагольное сказуемое | 1 | ||||
21 | 3.3.1.6 | Составное именное сказуемое | 1 | ||||
22 | 3.3.1.7 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||||
23 | 3.3.1.8 | Контрольный диктант по теме: «Главные члены предложения» | 1 | 1 | |||
предложения | (6+2) | ||||||
24 | 3.3.2.1 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. | 1 | ||||
25 | 3.3.2.2 | Определение. | 1 | ||||
26 | 3.3.2.3 | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1 | ||||
27 | 3.3.2.4 | Обстоятельство. | 1 | ||||
28 | 3.3.2.5 | Сравнительный оборот, знаки препинания при нем. Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | ||||
29 | 3.3.2.6 | Р/р. Характеристика человека. | 1 | 1 | |||
30 | 3.3.2.7 | Р/р. Публичное выступление об истории своего края. | 1 | 1 | |||
31 | 3.3.2.8 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
предложения | (9+2) | ||||||
32 | 4.1 | Главный член односоставного предложения | 1 | ||||
33 | 4.2 | Назывные предложения. | 1 | ||||
34 | 4.3 | Назывные предложения. | 1 | ||||
35 | 4.4 | Определенно-личные предложения. | 1 | ||||
36 | 4.5 | Неопределенно - личные предложения. | 1 | ||||
37 | 4.6 | Р/р. Инструкция | 1 | 1 | |||
38 | 4.7 | Безличные предложения. | 1 | ||||
39 | 4.8 | Р/р. Рассуждение | 1 | 1 | |||
40 | 4.9 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | ||||
41 | 4.10 | Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
42 | 4.11 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
| 2 | ||||||
43 | 5.1 | Неполные предложения. | 1 | ||||
44 | 5.2 | Неполные предложения. | 1 | ||||
| (12+2) | ||||||
45 | 6.1 | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | ||||
46 | 6.2 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной информацией, и пунктуация при них | 1 | ||||
47 | 6.3 | Р/р. Изложение по тексту упр.242. | 1 | 1 | |||
48 | 6.4 | Р/р. Изложение по тексту упр.242. | 1 | 1 | |||
49 | 6.5 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | ||||
50 | 6.6 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | ||||
51 | 6.7 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | ||||
52 | 6.8 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 | ||||
53 | 6.9 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 | ||||
54 | 6.10 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 | ||||
55 | 6.11 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | ||||
56 | 6.12 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | ||||
57 | 6.13 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». | 1 | ||||
58 | 6.14 | Контрольный диктант | 1 | 1 | |||
междометия | (9+2) | ||||||
59 | 7.1 | Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | ||||
60 | 7.2 | Р/р. Составление делового письма. | 1 | 1 | |||
61 | 7.3 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | ||||
62 | 7.4 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | ||||
63 | 7.5 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | ||||
64 | 7.6 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | ||||
65 | 7.7 | Р/р. Публичное выступление (упр. 386) | 1 | 1 | |||
66 | 7.8 | Междометия в предложении. | 1 | ||||
67 | 7.9 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | ||||
68 | 7.10 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
69 | 7.11 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
70 |
| (18+2) | |||||
71 | 8.1 | Понятие об обособлении | 1 | ||||
72 | 8.2 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | ||||
73 | 8.3 | Обособленные определения. Выделительные знаки при них. | 1 | ||||
74 | 8.4 | Урок – зачет по теме «Обособленные определения» | 1 | ||||
75 | 8.5 | Р/р. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | 1 | |||
76 | 8.6 | Р/р. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | 1 | |||
77 | 8.7 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | ||||
78 | 8.8 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
8.9 | Урок-зачет по теме «Обособленные приложения». | 1 | |||||
79 | 8.10 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
80 | 8.11 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | ||||
81 | 8.12 | Урок-зачет по теме «Обособленные обстоятельства». | 1 | ||||
82 | 8.13 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | ||||
83 | 8.14 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | ||||
84 | 8.15 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | ||||
85 | 8.16 | Урок – зачет по теме «Обособленные уточняющие члены предложения». | 1 | ||||
86 | 8.17 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | ||||
87 | 8.18 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 | ||||
88 | 8.19 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
89 | 8.20 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
| (6+1) | ||||||
90 | 9.1 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | 1 | ||||
91 | 9.2 | Прямая речь | 1 | ||||
92 | 9.3 | Диалог. | 1 | ||||
93 | 9.4 | Р/р. Рассказ. | 1 | 1 | |||
94 | 9.5 | Цитата. | 1 | ||||
95 | 9.6 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь». | 1 | ||||
96 | 9.7 | Контрольный диктант по теме «Чужая речь». | 1 | 1 | |||
IV Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (5+1) | |||||||
97 | 4.1 | Синтаксис и морфология | 1 | ||||
98 | 4.2 | Синтаксис и пунктуация | 1 | ||||
99 | 4.3 | Р/р. Изложение по тексту упр.443 | 1 | 1 | |||
100 | 4.4 | Синтаксис и культура речи | 1 | ||||
101 | 4.5 | Синтаксис и орфография | 1 | ||||
102 | 4.6 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающегося:
Учащиеся в процессе изучения данного курса должны:
знать/понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя (электронное издание).
- Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 8 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
- Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А.,. и др. Автор-составитель Н.Ю.Кадашникова - Волгоград.: Учитель, 2012.
- Русский язык. 8 класс. Тематические тесты: учебное пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону, Легион, 2013.
Оборудование, приборы, дидактический материал:
- Обучающая видеопрограмма. Русский язык для малышей. Трудности русского языка. Электронное издание.
- Энциклопедия «Русский язык». Электронное издание.
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. Электронное издание.
Список литературы
для педагога:
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. Мастерская учителя-словесника. М., Вако, 2012.
- Гайбарян О.Е, Кузнецова А.В. Все правила русского языка. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., Астрель, 2005.
- Нарушевич А.Г. Русскй язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы. Ростов-на-Дону, Легион, 2013.
- Обучение сочинению по картине. 5-9 классы. Конспекты уроков. Волгоград., Учитель, 2013.
- Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка. М., Локид-пресс, 2007.
- Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка. 5-9 классы. Мастерская учителя-словесника. М., Вако, 2011.
- Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. М., Илекса, 2006.
- Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Волгоград., Учитель, 2013.
- Толковый словарь русского языка под. редакцией Васюковой И.А. М., Астрель, 2007.
- Фразеологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
- Школьный словообразовательный словарь. М., Центрполиграф, 2012.
- Этимологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
для учащихся:
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.
- Фразеологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
- Школьный словообразовательный словарь. М., Центрполиграф, 2012.
- Этимологический словарь русского языка для школьников. М., ООО «Дом Славянской книги», 2012.
- Я познаю мир. Русский язык. М., АСТ, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...