ь на конце наречий
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: «картинки с выставки»
Технология: технология дифференцированного обучения
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»
Знать: Орфограммы «Буква Ь на конце существительных», « Буква Ь в глаголах неопределённой формы и повелительного наклонения», « Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий»
Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения
Оборудование: репродукция картины К. Ф. Юона « Конец зимы. Полдень», карточки.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, тема сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова дочь, луч, знаешь, отрежь, горяч. Но есть и внешне похожие на них настежь, навзничь, невтерпёж. Правило их написания запомнить легко:
Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме тёх слов:
А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих
Ь пишется | Ь не пишется |
Сущ. Ж. р. | Сущ. Муж. Р. |
Глаголы | Сущ. Р. П. мн. Ч. |
Наречия | Наречия –исключения: уж, замуж, невтерпёж. |
Краткие прилагательные |
Этимология слова настежь.
Настежь- на «стеж» ( «крюк» ) – буквально « на дверном крюке», то есть « открыто»
2. Работа с текстом по картине
Цель : проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков
Учитель. А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом .
Перед вами репродукция картины Константина Фёдоровича Юона « Конец зимы. Полдень» Давайте познакомимся с текстом.
Задания для работы:
Прочитайте текст ( один ученик читает).
Докажите, что это текст.
Определите стиль текста.
Докажите своё мнение. Обратите внимание на образные средства языка.
Выполните задания.
Учащимся раздаются разноуровневые карточки
А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины Юона? Составьте предложении по началу: Глядя на картину Юона, я думаю о …
Попробуйте вспомнить антонимы к слову настежь из других частей речи, учитывая этимологию этого слова. ( застёжка, застёгивать )
3. Дидактическая игра
Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи
Учитель. А теперь давайте немного поиграем: заполним кроссворд, вписав в него наречия:
1. проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
2. замуж, тягач, задач, могуч;
3.прочь, страж, тягуч, льёшь;
4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпёж;
5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
6. молодёжь, забудешь, отрежьте, навзничь,;
7.настежь, передач, блестящ, бородач.
4. Работа с разноуровневыми карточками
Цель : проверить уровень усвоения темы
Учитель. Атеперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности. Сейчас мы сможем определить, насколько вы усвоили тему « Ь после шипящих». Задача очень проста: укажите количество слов, в которых необходим Ь
Раздаются карточки.
Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"
В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

Урок русского языка в 7 классе "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"
Урок начинается с игры "Что?Где? Когда?". Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее....

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"
Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, ин...

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....