методические разработки уроков по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Михайлова Нина Александровна

Предварительный просмотр:

Сочинение – описание

по картине  П.П. Кончаловского  «Сирень»

на основе музыкальных впечатлений

Цель: 1.подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе музыкальных впечатлений

2. познакомить учащихся с особенностями сочинения по впечатлениям;

3. помочь учащимся понять общее настроение натюрморта, услышать звуки сиреневого сада, активизировать воображение.

4. на примере сочинения – описания  на основе музыкального впечатления воспитывать эстетический вкус

Оборудование: 1. Слайды с репродукциями картин П.П. Кончаловского

2. пьеса С.Рахманинова «Сирень»

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Ребята, нам предстоит подготовиться к описанию необычного поэтического предмета – цветка, о котором «рассказал» русский композитор С.Рахманинов.

Эта сирень, прекрасное растение, любовь к которому автор пронес через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка была «царицей» его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой –то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет – частицу российского пейзажа.

2. Беседа о восприятии музыкального произведения.

( тихо звучит пьеса С.Рахманинова «Сирень»)

- Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, еще влажными от ночной росы, отводим тяжелые ветки. Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушивается на нас. Нам становится весело от этой шутки. Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря.

(музыка усиливается и завершает слова учителя)

- Прекрасная музыка, не правда ли?

-Какие чувства она у вас вызвала?

-Расскажите о том, что вы услышали и увидели в сиреневом саду.

-Опишите запахи сада.

-Какой вы представляете сирень в музыкальном саду?

3. Словарно – стилистическая и орфографическая работа.

- Сгруппируйте по микро темам языковой материал.

Звуки сада: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня: легкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия, тихие вздохи просыпающегося душистого моря.

Сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, уголок сада, пронизанный лучами ласкового  солнца и сверкающий холодными каплями росы.

Воздух в саду: сырой, бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоенный запахами.

Сирень: а) ветви – гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, парящие в воздухе, тянущиеся к солнцу, нарядные.

Б) грозди – крупные, свежие, тяжелые, влажные, мокрые от росы и дождя,

В) цветы – звездочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые.

Г) аромат сирени – медовый, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный.

- В пьесе не краски сиреневого сада. Это недоступно музыке, искусству звуков. Но музыка, если она  внимательно слушать, помогает вспомнить как выглядит живая сирень, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебником .

- Подберите словосочетания, передающие цвет ( цвет первого робкого снега, утренней радости, светлых надежд, грустных воспоминаний)

- С чем можно сравнить сирень?

( куст, как милая красавица; как прекрасная девушка, закутанная бело – розовым кружевом; как облако, висящее на ветках; лепестки осыпаются розовым, золотым, белоснежным дождем; сирень словно королева)

- Подберите «оценочные» прилагательные ( красивый, прекрасный, прелестный, чудесный, любимый, изящный, нежный, милый, живой, замечательный, приятный)

- Я знаю, как трудно бывает начать  текст, поэтому предлагаю вам первую фразу: «Когда я слушаю музыку С.Рахманинова, я как будто попадаю в… ( я вижу )

4. Устное описание  картины «Сирень» на музыкальном фоне.

5. Прослушивание пьесы до конца.

6.Заключительное слово учителя:

Ребята, при написании сочинения не забудьте передать возникшие образы ( слуховые, зрительные, осязательные) и свои чувства.

7. Написание сочинения



Предварительный просмотр:

                              Урок - соревнование.

                  ( итоговый урок по теме « Фразеология»)

                      « Чтоб не осталось никого в стороне».

Цель: 1. Обобщить полученные знания по теме « Фразеология»

          2. Развивать умение пользоваться знаниями, полученными при изучении темы.

          3. Воспитывать любовь к русскому языку.

                            Ход урока.

( Звучит музыка на школьные темы.  Ребята рассаживаются по командам.)

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – игру « Чтоб не осталось никого в стороне».Целью и задачей нашего урока – игры является выяснение лучшей команды, лучших знатоков фразеологизмов. Оценивать игру будут члены жюри …..

 Итак, игра начинается. Желаю всем успехов!

    ( звучит музыка)

1 конкурс.

  Чтобы приступить к игре, к её основным конкурсам, вы должны пройти конкурс – разминку « Знаете ли вы?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение:

  Водой не разольёшь ( неразлучные друзья)

  Как в воду опущенный (грустный человек)

  Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

  Носить воду решетом (бессмысленная работа)

  Седьмая вода на киселе ( дальний родственник)

  Воды не замутит (тихий человек)

  Набрал в рот воды (молчаливый)

  Как в воду глядел  (угадал, предсказал)

Учитель: Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправляемся в путешествие.

2 конкурс.

  Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке  включали это слово. Ответьте, в состав каких еще фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый правильный ответ команда получает пол – очка ( утопить в ложке воды; концы в воду; как в воду канул; как с гуся вода; как рыба в воде; много воды утекло; воду мутить; в мутной воде рыбку ловить; веслами по воде писано; сидеть на хлебе и воде; вывести на чистую воду; выйти сухим из воды)…

 Объявляется итог конкурса, общий счет

3 конкурс.  Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и ничего не осталось. Но вот другое предложение: « С тех пор много воды утекло». Каждый знает, что здесь речь идет не о жидкости, а о времени.

  Сейчас я буду называть сочетание слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же словосочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями:

Гладить по головке

  Кормить завтраками

Вырвать с корнем

Поставить в тупик

   Ходить на цыпочках

*   *  *

Протянуть руку

        Прокладывать дорогу

Выйти из строя

                                                              Сесть в лужу

  Намылить шею

    Итоги конкурса

4 конкурс.

 Следующий конкурс будет называться « Угадай профессию». Я буду называть фразеологические обороты, а вы должны определить, среди представителей каких профессий они появились:

Стричь под одну гребенку (парикмахер)

На живую нитку ( портной)

Сложить оружие (военный)

Брать на прицел (артиллерист)

Закидывать удочку (рыбак)

Через час по чайной ложке (врач)

Сыграть первую скрипку (музыкант)

Петь с чужого голоса (певец)

Открывать Америку (путешественник)

Закусить удила ( конюх)

Сгущать краски (художник)

Ход конем (шахматист)

Каждый правильный ответ оценивается одним балом.

5 конкурс.

« Поле чудес». На игровом поле лежат разные предметы ( очки, часы, мыло, рог, горшок, собачка, кошка, медведь, книга, шляпа) играющий должен назвать фразеологизмы, содержащие название предмета, если он затрудняется, то помогает команда. Каждый правильный ответ оценивается одним балом.

6 конкурс.

Часто фразеологизмы становятся темами юмористических рисунков. Сейчас команды будут показывать их друг другу  и сразу же делать подпись к этим рисункам. Каждый правильный ответ оценивается одним балом.

7 конкурс. Конкурс капитанов.

 Перед капитанами стоит трудная задача; вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку  сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.

   Ерема ( я ему про Фому, а он мне про Ерему)

   Емеля ( мели Емеля – твоя неделя)

 Маланья (на Маланьину  свадьбу)

Фома ( Фома неверующий)

Макар ( куда Макар телят гонял)

Сидор ( драть как сидорову козу)

В этом конкурсе побеждает тот, кто назовет последний фразеологический оборот, в котом встречаются числительные ( один на один; в один голос; от горшка два вершка; в двух словах; на все четыре стороны; ноль без палочки; знать как свои пять пальцев; семеро одно не ждут; лить слезы в три ручья; как в телеге пятое колесо; сидеть в четырех стенах; меж двух огней; опять двадцать пять; один в поле не воин; давать сто очков вперед; семь пятниц на неделе; ни два ни полтора; заблудиться в трех соснах)

8 конкурс. А теперь опять задание командам: подберите синонимы к устойчивым оборотам:

   Поминай как  звали ( и след простыл)

   Куры не клюют ( хоть пруд пруди)

   Водить за нос (голову морочить)

   Глядеть в оба ( держать ухо востро)

   Закрывать глаза на что – то ( смотреть сквозь пальцы)

  Тьма кромешная ( ничего не видать)

  Ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета)

  Пальчики оближешь ( язык проглотишь)9 конкурс.

9 конкурс. Следующее задание: быстро и правильно назвать антонимы к фразеологизмам:

 Жить душа в душу ( как кошка с собакой)

Чуть свет ( на ночь глядя)

Хоть пруд пруди ( кот наплакал)

Рукой подать ( за тридевять земель)

Дать волю языку ( держать язык за зубами)

Задание болельщикам

« Кто больше». Подберите как можно больше фразеологизмов со словами:

    1 команда                                              2 команда

        НОС                                                глаза

( можно использовать  словарь)

10 конкурс. Домашнее задание.

  1. Назвать фразеологизмы, встречающиеся в баснях Крылова
  2. Как можно больше назвать фразеологизмов, нарисованных на картинке.
  3. Что бы это значило? ( при помощи жестов, мимики, предметов, передать значение фразеологизмов)

11 конкурс.

 Я начинаю фразеологический оборот, а вы должны его закончить:

 Дрожит ( как осиновый лист)

Катается (как сыр в масле)

Выводить (  на чистую воду)

Держать (в ежовых рукавицах)

Поразить (как гром среди ясного неба)

Вариться  (  в собственном соку)

Сидеть ( сложа руки )

Знать (  как свои пять пальцев)

Слово жюри.  Подведение  итогов,  награждение)

 

   

-



Предварительный просмотр:

                      Урок- мастерская

Буквы ч-щ в суффиксах чик-щик. « Все работы хороши выбирай на вкус»

Цель: 1 познакомить с условиями выбора суффиксов чик-щик.

2. формировать умения писать суффиксы чик-щик

3. продолжить работу над развитием логического мышления.

4. воспитание уважения к труду, к профессии.

Оборудование: 1. Таблица «Правописание суффиксов чик-щик»

2. карточки для индивидуального задания

3. алгоритм

4. эстафета «Чик – Щик»

                         Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь!

Ребята! Сегодня наш урок будет проходить под девизом: «Все работы хороши, выбирай на вкус».Запишите тему урока «Буквы ч-щ в суффиксах щик-чик». А почему именно под этим девизом, вы узнаете тогда, когда познакомитесь с условиями, опознавательными признаками данной орфограммы и научитесь правильно делать выбор букв в суффиксах при написании.

Оценивая вашу работу, я буду учитывать:

  1. Умение рассуждать при выборе орфограммы.
  2. Находить и обозначать данную орфограмму в суффиксах существительных
  3. Выполнение творческого задания
  4. Культура речи

  1. Итак, внимание на доску.

На доске написаны глаголы

Переплетать –

Переводить –

Летать –

Заказать –

Разносить –

Задание: образуйте от этих глаголов существительные, обозначающие профессию, род занятий мужчины ( ученик) и женщины (2 ученик)

Вывод: суффиксы чик щик – суффиксы – труженики, они образуют слова, называющие  (обозначающие) род занятий или профессию человека.

- Ребята! Обратите внимание на слова, записанные на доске. Может быть вы увидите какую-нибудь закономерность в выборе суффикса? Назовите ее.

- Молодцы! Итак, после каких букв мы пишем суффикс чик?

- А теперь откройте учебник на стр.97 и прочитайте правило – орфограмму №33 и сравните, все ли опознавательные признаки мы указали?  ( нет, еще перед буквой Ж)

-Хорошо! Так что же является опознавательным признаком данной орфограммы?

( таблица –«звездочка»)

Также легко запомнить фразу, в которой есть все  эти буквы :

Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ

Или посмотреть на алгоритм:

Д, т, з, с, ж

Да          нет

Чик          щик

- Дома вы можете придумать свой способ запоминания, а завтра мы проверим: чей способ запоминания лучше.

- После того, как мы познакомились с условиями выбора букв в суффиксах существительных, давайте познакомимся с образцом рассуждений на стр 98.

Тренировочные упражнения.

  1. Упр№244 ( 2-ой) ряд по-очереди)
  2. Задание: с помощью суффиксов чик – щик, чиц (а ), щия ( а ) образуйте от данных ниже слов существительные, обозначающие человека по роду занятий: 1в – с муж. суффиксом; 2в – с жен. суффиксом:

Камень – каменщик - каменщица

Баня – банщик -банщица

Барабан – барабанщик - барабанщица

Сварка – сварщик - сварщица

Разведать – разведчик - разведчица

Доклад – докладчик – докладчица

- Какую известную орфограмму еще из начальной школы вам пришлось вспомнить, выполняя это задание? ( правописание ЧК- ЧН, НЩ – РЩ )

- А теперь давайте поиграем

Игра называется «Эстафета ЧИК – ЩИК»

Условия игры: с последней парты каждого ряда передаем «змейкой» друг другу листок, двигаясь к первой парте, вписывая нужную букву на листе пропуска. Выигрывает тот ряд, который первый закончит эстафету и не допустит ни одной ошибки.

- Молодцы! Итоги подведем немного позднее, а сейчас ответьте на вопрос: как можно назвать одним словом род занятий человека ( профессия). Запишите это слово в словарик. Оно сейчас нам с вами пригодиться.

- Словарно – орфографическая работа.

Профессия – основной род занятий трудовой деятельности.

- проговорите это слово вслух

- где в этом слове есть « ошибкоопасное место»

- составьте с этим словом предложение

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

 1      Карточка – отгадай слово

……..ист

Художник, который рисует море.

Подбери и запиши еще 3-4 слова с суффиксом  ИСТ

2.Карточка – отгадай, что это за слово

……..тель

Человек, который занимается воспитанием

Подбери и запиши 3-4 слова с суффиксом ТЕЛЬ

3.Карточка – отгадай. Что это за слово

……….ник

Тот, кто любит путешествовать

      Подбери еще 3-4 слова с суффиксом НИК.

     Выборочный диктант.

Задание: выпишите все слова с чик- щик, обозначьте орфограмму.

Однажды разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетонщиком, и смазчиком, и каменщиком, и сварщиком, и водопроводчиком, и паркетчиком. Когда выяснилось, что заговорщики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство нового спортивного комплекса.

- Какие слова выписали? Объясните их написание. Отчего зависит выбор орфограммы?

- Проверка индивидуального задания ( выходят к доске)

Вывод: так что не только суффиксы чик- щик образуют название лиц по роду занятий; а суффиксы тель, ист, ник.

-Хорошо. Мы сегодня на уроке вспомнили многие профессии, а теперь давайте напишем творческую работу, т.е. мини – сочинение на тему « В некотором царстве, в некотором государстве строили замок…», « Если бы исчезла профессия шофера…»

  1. Проверка творческих работ.
  2. Подведение итогов эстафеты.

  1. Рефлексия:
  1. Так, почему же наш урок прошел под девизом « Все работы хороши, выбирай на вкус»
  2. Чему  мы научились на уроке?
  3. Выполнили  ли цель урока?
  4. Какое у нас было настроение?
  5. Какие заслужили оценки и почему ( мотивации оцено

Д/З:  п.33, упр245, придумать способ запоминания данной орфограммы.

Если осталось время:

Суффиксы из « кунсткамеры»

Пахарь                                                      пожилой АРЬ, НО ЦАРЬ

Знахарь

Слесарь

Пекарь

Писарь лекарь



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная  работа  (в  тестовой форме )по русскому языку для 5 класса

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

  1. река широка
  2. характеристика героя
  3. длинный день
  4. пролистал газету.

А2.В каком предложении есть обстоятельство?

  1. Майор привёз мальчишку на лафете.
  2. Тускло льётся свет лампады.
  3. Вместе с тихим сном сливалось убаюкивание грёз.
  4. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

А3. В каком предложении нужно ставить только одну запятую? (знаки препинания не расставлены)

  1. Пыль лежала серой коркой на его ватнике и картузе.
  2. Полно доченька не плачь.
  3. Старый Лондон пахнет дымом жестью туманом.
  4. Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Все соседи только про неё говорят – «Работница - золотые руки!»
  2. Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.
  3. В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
  4. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.

А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

  1. край
  2. сгореть
  3. роль
  4. взляд

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

  1. подушка мЯгка
  2. квартАл
  3. нАчала
  4. свеклА

А7. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

  1. умыват..ся, дрож..
  2. нет задач.., под..ехать
  3. катаеш..ся, борщ..
  4. нал..ю, могуч..

А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. ч…рный, плеч…
  2. ц..фра, пальц…
  3. заб..ру, ката..м
  4. и..пугать, ра..бег.

А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. рю..зак, диало..
  2. морж…, синиц…
  3. г…мнастика, г..роизм,
  4. подр…сти, прил…гательное.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6 и С1.

За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов звёздных звёздочек. (2). Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3) Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни поколя. (4) Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5) Мальчуган испугался и спргнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

В1. Из предложения 1) выпишите существительное с чередованием гласного в корне.___________________________________________

В2. Из предложения 4) выпишите слово (слова) с приставками.______________________________________________________________

В3. Из предложения 2) выпишите краткие прилагательные._________________________________________________________________

В4. Из предложения 1) выпишите слово (слова), в которых звуков больше, чем букв.____________________________________________

В5. Из предложений 4), 5) выпишите синонимы._____________________________________________________________________________

В6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5)? Ответ запишите цифрой___________________________________________

С1. Какие художественные приёмы использует автор в тексте и какова их роль?

Критерии оценивания

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Если работа не выполнена – «1»

Высокий уровень. Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Повышенный уровень. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Базовый уровень. Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Пониженный уровень. Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Низкий уровень. Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по русскому языку для 6 класса

Вариант 1

Часть А

А 1 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. к..снуться, заг..рать, р..стение
  2. р..сточек, прик..сновение, сл..гаемое
  3. изл..жение, подг..реть, к..снуться
  4. прил..гательное, подр..стать, выр..сла

А 2 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. без..гольный, сверх..нтересный, пред..стория
  2. пр..одолеть, пр..красный, пр..увеличить
  3. во..ход, ..делать, ра..бить
  4. по..писать, о..бежать, на..строить

А 3 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. кумач..вый, деш..вый, пятач..к
  2. груш..вый, кулёч..к, кирпич..к
  3. рус..кий, француз..кий, сентябрь..кий
  4. завид..вать, опад..вать, испыт..вать

А 4 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. в тетрад.., в тетрадк.., на опушк..
  2. на ветк.., с ветк.., по алле..
  3. он смотр..т, кле..т обои, стро..т дом
  4. в хорош..м настроении, утренн..м туманом, ярк..м светом

А 5 Укажите, в каком варианте ответа указаны цифры, на месте которых нужно писать НН

Ра(1)им утром пришли школьники и обнесли родничок деревя(2)ым срубом, обложили булыжником, рядом поставили скамеечку и привязали к колышку берестя(3)ой черпачок.

1) 1,3               2) 3              3) 1,2,3                 4) 1,2

А 6 Укажите, в каком предложении НЕ со словом пишется раздельно

  1. (Не)доброе слово больнее огня жжёт.
  2. В (не)дружной семье добра не бывает.
  3. (Не)решительному не знать удачи.
  4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.

А 7 Укажите предложение с ошибкой в употреблении имени числительного

  1. Я дружу с обеими девочками.
  2. Пятеро волчат грелись на солнышке.
  3. Двое учениц отвечали у доски.
  4. Двое учеников работали в саду.

А 8 Укажите предложение с ошибкой в употреблении местоимения

  1. в ихнем саду
  2. пришли к нему
  3. возле него
  4. увидели его

А 9 Укажите слово со слитным написанием

  1. (иссиня)чёрный
  2. (северо)западный
  3. (древне)русская
  4. (русско)немецкий

А 10 Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые

Серая лента дороги выгибалась га пригорке (1) и пропадала в сумеречной дали. Горизонт вокруг тоже утонул в сумерках (2) и вечерней дымкой покрылись поля. Небо над дорогой совсем померкло (3) только закатный краешек его за нашими спинами ещё сочился далёким отсветом зашедшего солнца.

1) 1,2,3       2) 1,2      3) 2,3       4) 1,3

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4

(1) Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследие потомкам. (2) В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости. (3) Словом, весь след духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.

(По К.Д. Ушинскому)

В 1 Определите спряжение глагола проходят (предложение 1).

В 2 Выпишите из предложения 3 местоимения, определите их разряд.

В 3 Выпишите из текста одно качественное прилагательное, образуйте от него простую форму сравнительной степени.

В 4 Выпишите одно относительное прилагательное.

Часть С

С 1 Напишите, как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: "... Весь след духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове ".

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по русскому языку для 6 класса

Вариант II

Часть А

А 1 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. предл..жение, прик..снулась, заг..рал
  2. подр..сла, р..стение, прил..гать (усилия)
  3. соб..рать, зам..реть, ст..раьб
  4. соч..тать, изб..рать, заж..гать

А 2 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. об..единять, сош..ю, с..езд
  2. пр..ключение, пр..украсить, пр..школьный
  3. ..жечь, ни..падать, ни..вергнуть
  4. по..шутить, о..бежать, на..писать

А 3 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. сверч..к, ш..рох, кумач..вый
  2. ш..пот, тяж..лый, ш..колад
  3. смаз..ик, груз..ик, болель..ик
  4. чувств..вать, завед..вать, отгад..вать

А 4 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1. в деревн.., на лекци.., по алле..
  2. в имен.., по тропинк.., из рощ..
  3. мел..т (кофе), бре..т (бороду), леч..т
  4. в осенн..м пальто, на зимн..м морозце, в свеж..м воздухе

А 5 Укажите, в каком варианте ответа указаны цифры, на месте которых нужно писать НН

Погода была ветре(1)ая , но мы надели кожа(2)ые куртки и пошли на площадь, чтобы участвовать в торжестве(3)ом параде.

1) 1,3               2) 1,2              3) 1,2,3                 4) 2

А 6 Укажите, в каком предложении НЕ со словом пишется раздельно

  1. Речка (не)большая, но глубокая.
  2. Он сказал  (не)правду.
  3. Мы (не)были знакомы.
  4. Мы (не)доумевали.

А 7 Укажите предложение с ошибкой в употреблении имени числительного

  1. у двухстам пятидесяти пяти
  2. в две тысячи  двадцать третьем году
  3. с четверыми медвежатами
  4. по обеим сторонам

А 8 Укажите предложение с ошибкой в употреблении местоимения

  1. подошли к нему
  2. в их классе
  3. возле его
  4. увидели её

А 9 Укажите слово со слитным написанием

  1. (светло)голубой
  2. (Байкало)Амурская (магистраль)
  3. (старо)славянский
  4. (русско)английский

А 10 Укажите, сложное предложение

  1. Знание и ремесло человека красят.
  2. Дело учит, и мучит, и кормит.
  3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  4. И волки сыты, и овцы целы.

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4

(1) Наше слово - не просто слово. (2) Произнесите его - и оно заживёт отдельной жизнью, потянет за собой, как снежная лавина, цепь поступков, которую ты уже не властен разорвать. (3) Воздух, которым мы дышим, соткан из слов, и за каждое ядовитое слово мы расплачиваемся кусочками своих лёгких.

(По А.А. Тарковскому)

В 1 Выпишите из предложения 2 глагол в повелительном наклонении.

В 2 Определите разряд прилагательного снежная (лавина).

В 3 Выпишите из предложения любые 2  местоимения, определите их разряд.

 В 4 Выпишите  качественное прилагательное.

Часть С

С 1 Напишите, как вы понимаете слова А.А. Тарковского: "... За каждое ядовитое слово мы расплачиваемся кусочками своих лёгких ".

Критерии оценивания

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Если работа не выполнена – «1»

Высокий уровень. Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Повышенный уровень. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Базовый уровень. Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Пониженный уровень. Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Низкий уровень. Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по русскому языку для  7 класса.

ВАРИАНТ 1

Часть А.

1. Укажите слово, в котором необходимо поставить Ь:

 А) училищ…  Б) кирпич…   В) невтерпёж…   Г) сплош…

2. Укажите словосочетание, в котором пишется две буквы НН:

 А) зажаре…ый картофель            В) тка…ая скатерть

 Б) студентка прилеж…а                Г) люди подавле…ы

3. Какое из указанных слов пишется через дефис:

 А) надо(ли)           Б) там(же)         В) (по)весеннему        Г) как (будто)

4. В каком из слов пишется О:

 А) ещ…       Б) пощ…чина        В) трущ…ба          Г) ш…пот

5. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется слитно:

 А) (не)глубокая, а холодная                 В) (не)ясно, а смутно

 Б) комната вовсе (не)высока                 Г) испытывать (не)доверчивость

6. Укажите предлог, который пишется слитно:

 А) (в)продолжение             Б) (в)следствие            В) (в)течение         Г) (по)причине

7. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Я

1) трепещ…щий, пряч…щийся, бор…щийся

2) всевид…щий, самокле…щийся, завис…щий

3) леч…щий, дремл…щий, шепч…щиеся

4) плач…щий, окружа…щий, слыш…щий

8. Укажите разделительный союз:

 А) потому что         Б) или                 В) однако         Г) словно

9. Укажите вопросительную частицу:

 А) бы                Б) разве        В) только        Г) именно

10. . В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?

А) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.

Б) Шумит размахивая ветвями, да вершинами старый лес.

В) Лошадь уснула стоя и тут же пропала в темноте.

Г) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.

11. Укажите деепричастие:

 А) думать                 Б) подумав             В) думающий               Г) думавший

12. В каком предложении употреблен союз:

 А) Что(бы) я ни сделал, все было напрасно.

 Б) Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

 В) Он спрятался за(то)дерево.

13. Укажите предложение, в котором «бы» не является частицей.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.

 Б. Что(бы) это могло быть?

 В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.

 Г. Как (бы) нам их примирить?

14. Найдите причастие с зависимым словом:

 А) вылившаяся туча                        В) расшитый ковер

 Б) запрещенный государством                Г) захватывающий фильм

15Выберите правильный ответ: Где не, где ни?

Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало.

а) во всех случаях – не;                         б) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;

 в) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.                        г)во всех случаях – ни.

 

 

Часть В.

  1. Выпишите из текста деепричастный оборот

     Клязьма - река в Европейской части России, протекающая по территории Московской области. Являясь притоком Оки, Клязьма  впадает в нее в Нижегородской области.

_____________________________________________________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения

Сейчас она не была уверена в своей правоте, прежде являющейся несомненной для каждого в окружении герцогини.

_______________________________________________________

  1. Укажите слово категории состояния:

Иван Николаевич весь день не вставал с постели – ему почему-то  нездоровилось.

_______________________________________________________________________

  1. Выпишите междометия:

Ай, Моська, знать, она сильна. что лает на слона!

Ух! Кончено – душе как будто легче.

Ба! Знакомые всё лица!

__________________________________________-

  1. Какой частью речи выражено сказуемое?

Помощь, так долго ожидаемая альпинистами после схода снежной лавины, наконец-то получена от поисковых служб.

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по русскому языку для  7 класса.

ВАРИАНТ 2

Часть А.

1. Укажите слово, в котором Ь не пишется:

 А) сбереч …      Б) пустош…       В) пахуч…         Г) чуш…

2. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н:

 А) вываре…ый          В) рекомендова…ый

 Б) краше…ый            Г) изране…ый

3. Какое из указанных слов пишется раздельно:

 А) куда(нибудь)       Б) кое (где)      В) (по)турецки      Г) как (будто)

4. В каком из слов пишется буква Ё:

 А) трубач…м           В) ещ…

 Б) сургуч…м           Г) кирпич…м

5. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется раздельно:

 А) гора (не)высока                                В) (не) докрашенный забор

 Б) ученик отнюдь (не) ленив               Г) устать от (не) досыпания

6. Укажите предлог, который пишется слитно:

 А) (в) заключение            Б) (в)связи                 В) (в)течение          Г) (на)счет

7 . Укажите разделительный союз:

 А) потому что     Б) или                   В) однако              Г) словно

8. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Я

1) трепещ…щий, пряч…щийся, бор…щийся

2) леч…щий, дремл…щий, шепч…щиеся

3) плач…щий, окружа…щий, слыш…щий

4) всевид…щий, самокле…щийся, завис…щий

9. Укажите вопросительную частицу:

 А) бы                   Б) разве                В) только          Г) именно

10. В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?

А) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.

Б) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.

В) Лошадь уснула стоя и тут же пропала в темноте.

Г) Шумит размахивая ветвями, да вершинами старый лес.

11. Укажите краткое причастие:

 А) раскрасив        Б) раскрасивший      В) раскрашена             Г) раскрашивая

12. В каком предложении употреблен союз:

 А) Что(бы) я ни сделал, все было напрасно.

 Б) Сколько ты заплатил за (то) пособие?

 В) Этот ковёр не очень яркий, за (то) недорогой.

13. Укажите предложение, в котором «бы» является частицей.

А. Что(бы) вы выполнили задание верно, внимательно прочтите инструкцию.

 Б. Что(бы) это могло быть?

 В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.

 Г. Читайте больше, что(бы) расширять свой кругозор.

14. Найдите причастие с зависимым словом:

 А) расшитый платок                        В) платье украшено

 Б) захватывающий фильм                    Г) жаренный в масле    

15Выберите правильный ответ: Где не, где ни?

Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало.

а) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.                          б) во всех случаях – ни.

в) во всех случаях – не                           г) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;

 

Часть В.

  1. Выпишите из текста причастный оборот

Глядя вокруг, мы всё чаще сталкиваемся со злом и агрессией, причём не только у взрослых. А ведь доброта, зародившаяся в детстве, с годами становится сильнее.

_____________________________________________________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения

Волосы её, как и всегда, были уложены аккуратно в косу, обвитую вокруг головы.

__________________________________________________

  1. Укажите слово категории состояния:

Дети задорно играли во дворе в снежки, им было очень весело.

________________________________________________

  1. Выпишите междометия:

Ах, какое изумление, всем на диво!

Цыц, проклятые! Погибели на вас нет.

Эх, что ж вы растянулись по дороге?!

_____________________________________________________

  1. Какой частью речи выражено сказуемое?

Утро сегодня, наступившее для меня с первым криком возмущенных лягушек, немного дождливо.

__________________________________________

Критерии оценивания

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Если работа не выполнена – «1»

Высокий уровень. Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Повышенный уровень. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Базовый уровень. Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Пониженный уровень. Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Низкий уровень. Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.

___________________________________________

Часть А

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Часть В

1

2

3

4

5

БЛАНК     ОТВЕТОВ

БЛАНК      ОТВЕТОВ

Часть А

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Часть В

1

2

3

4

5




Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку по теме "Наречие". 7 класс.

I вариант

1.Наречие – это

А) часть речи, обозначающая действие предмета

Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию

В) часть речи, обозначающая признак действия

2.По значению наречия можно разделить на два  разряда: (указать какие)

3. Укажите наречие:

А) рожь        Б) пустошь         В) настежь     Г) съешь.

4. Наречия:

А) изменяются по числам;     Б) изменяются по лицам;        В) не изменяются.

5.  От какого слова образовано наречие трудно?

А) трудный         Б) труд           В) трудиться           Г) трудность

6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

А) слепой            Б) толковый              В) местный         Г) торопливый

7. Укажите слово, называющее признак действия:

А) чтение вслух      Б) читать вслух

8. Найдите слово, называющее признак признака:

А) совершенно тихий         Б) произведение совершенно

9. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно

А) места       Б) времени        В) причины       Г) цели

10. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»

А) меры и степени           Б) образа действия

11.  Установите соответствие:

1.  Поступить (не)лепо                      3.  Совсем  (не)интересно

2.  Говорить (не)искренне                 4.  Пишет (не)брежно

А) Слитно               Б)  Раздельно

12. Укажите наречия с буквой О на конце:

А) накрепк…; засветл…; насух…          

Б) издавн…; досыт…; справ…

13. В какой цепочке слов пишется НН?

А) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о

Б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о

14. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)нашему       Б) (по)короче         В) (по)твоему заданию

15. Найдите случай дефисного написания

А) (в)третьих, это неправильно       Б) (в)третьих рядах засмеялись

16. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

А) слитно      Б) раздельно     В) через дефис

17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)

А) во всё горло          Б) хоть пруд пруди        В)  во все лопатки       Г) спустя рукава                       Д) за тридевять земель     Ж) при царе Горохе     З) в час по чайной ложке

И) из рук вон        К)  как убитый        Л) время от времени       М) рукой подать.

18. Выпишите наречия из предложения: Вначале мы ни о чём не говорили, а на следующий день наперебой начали обсуждать случившееся.

19. Составьте предложения с парами слов: вовремя – во время

20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.

Тест по русскому языку по теме "Наречие". 7 класс.

II вариант

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета

Б) признак действия

В) признак предмета по действию

2. По значению наречия можно разделить на два  разряда: (указать какие)

3. Укажите наречие:

А) дрожь        Б) помощь         В) наотмашь     Г) спрячь.

4. Наречия:

А) изменяются по лицам;

Б) изменяются по числам;

В) не изменяются.

5.  От какого слова образовано наречие пусто?

 А) пустота         Б) пустой            В) пустеет          Г) пустошь

6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

 А) плотный           Б) щедрый              В) крестьянский         Г) медлительный

7. Укажите слово, называющее признак действия:

А) ходьба вразвалку      Б) ходить вразвалку

8. Найдите слово, называющее признак признака:

А) гармонично вписалось        Б) гармонично развитый

9. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне

А) места       Б) времени        В) причины        Г) цели

10. Определите разряд наречия в предложении: «Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшися до миски»  

А) меры и степени        Б) образа действия

11. Установите соответствие  слитного-раздельного  написания НЕ с наречием

1) Яблоко от яблони (не)далеко падает.

2) (Не)мудрено взять, а мудрено дать.

3) (Не)правдой нажитое впрок не пойдет

4) (Не)в службу, а в дружбу

А) Слитно               Б)  Раздельно

12. Укажите наречия с буквой О на конце:

А) направ…; запрост…; влев…        

Б) изжелт…; добел…; справ…

13. В какой цепочке слов пишется одна Н?

А) нечаян…о, медлен…о, торжествен…о

Б) безжалостн…о, сильн…о, трепетн…о.

14. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)больше        Б) (по)царски        В) (по)моему мнению

15. Найдите случай слитного написания:

А) (в)крутую сваренные яйца         Б) (в)крутую попал переделку

16. Найдите предложение с наречием, пишущимся слитно:

А) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

Б) Не разговаривай (во)время еды – наделаешь беды!

17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)

А) во всё горло          Б) хоть пруд пруди        В)  во все лопатки       Г) спустя рукава                       Д) за тридевять земель     Ж) при царе Горохе     З) в час по чайной ложке

И) из рук вон        К)  как убитый        Л) время от времени       М) рукой подать.

18. Выпишите наречия из предложения: Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода и земля гулко звенит под ногами.

19. Составьте предложения с парами слов: навстречу – на встречу

20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.

Ответы:

I вариант

II вариант

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1.

В

1.

Б

2.

Определительные

Обстоятельственные

2.

Определительные

Обстоятельственные

3.

В

3.

В

4.

В

4.

В

5.

А

5.

Б

6.

В

6.

В

7.

Б

7.

Б

8.

А

8.

Б

9.

Г

9.

Б

10.

Б

10.

Б

11.

1А, 2А, 3Б, 4А

11.

1А, 2Б, 3А, 4Б

12.

А

12.

А

13.

А

13.

Б

14.

А

14.

Б

15.

А

15.

А

16.

В

16.

А

17.

А) громко

Б) много

В) быстро

Г) неохотно

Д) далеко

Ж) давно

З) мало

И) плохо

К) крепко

Л) редко

М) близко

17.

А) громко

Б) много

В) быстро

Г) неохотно

Д) далеко

Ж) давно

З) мало

И) плохо

К) крепко

Л) редко

М) близко

18.

Вначале, наперебой

18.

Ещё, по-осеннему, гулко

19.

19.

20.

Напрасно, бесполезно, безрезультатно

20.

Напрасно, бесполезно, безрезультатно

Литература:

  1. Астахова Г.М. Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2001
  2. Леденёва В.В. Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5 – 7 классы.- М.: Дрофа, 2000

Интернет-ресурсы:

http://lib.repetitors.eu/literatura/72-2009-12-14-06-24-20/1663-----qq-7-

http://vospitatel.edu54.ru/node/162157 



Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка» для обучающихся седьмых классов

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Школа русского языка» для обучающихся седьмых классов разработана в соответствии с  Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6», на основании авторской программы по русскому языку к предметной линии учебников для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тросенцовой и др. (М.:Просвещение,2019), с учетом метапредметных связей.  

Данная программа рассчитана на учащихся 13-14 лет. Занятия проводятся в 7 классах один раз в неделю. Общий объём занятий составляет 33(34) часа за 1 год обучения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

содержание курса ВД

форма организации

вид деятельности

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности

разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

лекция,

самостоятельная работа,

групповая практическая  работа.

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не

показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации

из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной

и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

лекция,

самостоятельная работа,

групповая практическая  работа.

определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочи-танном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей инфор-мации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

лекция,

самостоятельная работа,

групповая практическая  работа.

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. 1. Личностные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «…» направлены на готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

- Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализация его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли  различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность участия в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);

- Патриотическое воспитание:

осознание гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам разных народов, проживающих в родной стране;

- Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормативы в ситуациях нравственного  выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

- Эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального взаимодействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства

- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет – среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

- Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей

- Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности

- Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природой и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков, и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

- Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности , через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха

2.2.  Метапредметные результаты освоения программы направлены на:

2.2. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

2.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

2.2. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

2.3. Предметные результаты

откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, сознаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

находить доводы в защиту своей точки зрения;

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой ин-формации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Форма проведения

Используемые ЦОР

1.

Дорога к письменности

1

Беседа

2

Типология текстов

1

Рассказ-беседа

https://interneturok.ru/

3

Языковые особенности разных стилей речи

1

Интеллектуальная игра

4

Типы текстов

Урок-исследование

5

Тема текста

1

Работа с текстом

6

Основная мысль текста

Работа с текстом

7

Идея текста

Работа с текстом

8

План текста

1

Диалог

https://resh.edu.ru/

9

Виды чтения

1

Литературная мастерская

10

Источники информации: словари, энциклопедии, Интернет

1

Урок-путешествие

https://interneturok.ru/

11

Подробный и сжатый пересказ

1

Рассказ-беседа

https://resh.edu.ru/

12

Приемы сжатия текста

1

Работа с текстом

13

Написание изложения

Изложение

14

Монологическое высказывание

1

Творческий урок

15

Полилог

1

Урок-диспут

16

Публичное выступление: теория

1

Урок-исследование

https://resh.edu.ru/

17

Публичное выступление: практика

Урок-выступление

18

Языковые особенности текста

1

Урок-выставка

19

Средства выразительности

Урок-рассказ

20

Выражение собственного мнения о прочитанном

1

Литературная мастерская

21

Позиция автора

1

Рассказ

22

Эссе как жанр

1

Викторина

23

Эссе как жанр

1

Творческий урок

24

Отзыв как жанр

1

Урок – историческая справка

https://resh.edu.ru/

25

Отзыв как жанр

Творческий урок

26

Рецензия как жанр

1

Творческий урок

27

Рецензия как жанр

Литературная мастерская

28

Объявление как жанр

1

Урок-рассказ

29

Объявление как жанр

Творческий урок

30

Рассказ как жанр

1

Викторина

31

Рассказ как жанр

1

Беседа

https://interneturok.ru/

32

Стихотворение как жанр

1

Интеллектуальная игра

33

Стихотворение как жанр

1

Урок изобретательства

34

Итоговый урок

1

Сочинение

Итого:

34 часа

34ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...