План-конспект урока "Письмо".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
"Письмо". Конспект урока по развитию речи в 5 классе. Содержит материал, расширяющий кругозор учащихся. Кроме этого, на уроке дети овладевают практическими умениями по оформлению письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._pismo.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмо
Цель урока: дать учащимся сведения о письме (сведения из истории письменности, какие письма бывают, основные правила письма, о чём и как пишут в дружеских (частных) письмах); продолжить работу по развитию связной речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока.
1.
Что скажите за конверт,
Маленький, но яркий.
Облетит весь белый свет,
Как наклеишь марки?
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею,
Получу и в миг расклею. (Письмо.)
2. Слово учителя.
-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
-Какие учебные задачи вы должны поставить перед собой?
-совершить экскурсию в историю возникновения письма;
-познакомиться с видами писем;
-познакомиться с правилами составления и оформления писем;
-
-
3.Из истории письменности. ( Сообщения учащихся.)
Человек прошёл долгий путь, прежде чем научился передавать мысли на расстояния, передавать свои знания, опыт поколений потомкам.
Сначала был придуман язык сигналов . ( слайды №1)
Справка из словаря: Сигнал (лат.)—условный знак, несущий сообщение о каком-либо
событии.
Издавна колокольный звон на Руси означал:
- беда пришла,
- горе или радость великая,
-всем необходимо собраться для вынесения общего решения.
Канадские индейцы разводили костры- сообщали новость дымом, у них было даже понятие «читать дым».
В Африке новости сообщали с помощью специальных барабанов- «тамтамов».
В горах Испании новости передавали с помощью свиста.
Языком сигналов люди пользуются до сих пор - дорожные знаки, различная символика ( олимпийские кольца, марки автомобилей и т.п.). Но язык сигналов не мог в полной мере удовлетворять потребности людей в общении на расстоянии, он не мог «принять на себя» всё, что людям надо было сообщить друг другу. Для этого надо было создать письменность.
Рисуночное письмо (пиктография) – следующий шаг на этом пути. (см. слайды № 2,3)
Пиктография (лат.) – пиктографическое или рисуночное письмо – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм.
Как создавалось рисуночное письмо можно узнать, прочитав книгу Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе Ивана Бунина.
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи…
Белый круг был знаком жизни.
Чёрный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звёзд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки,
Грозно поднятые кверху,-
Знаком гнева и угрозы…
Так, в своих заботах мудрых
О народе, Гайавата
Научил его искусству
И письма и рисованья
На бересте глянцеватой,
На оленьей белой коже
И на столбиках могильных.
Африканский народ – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. - Куда иголка, туда и нитка. ( Куда ты, туда и я.) - Иголка сшивает большие полотнища. (Мал золотник, да дорог. Мал, да удал.)
-Двум врагам долго не устоять. ( Два медведя в одной берлоге не уживутся.)
-Моя находка и моя вещь - не одно и то же. (На чужой каравай рот не разевай.)
-Мир подобен баобабу. ( Нельзя объять необъятное.)
С изобретением рисуночного письма люди прошли большой путь по дороге к письменности. Но далеко не всё можно выразить с помощью рисунков. Как, например, изобразить: «Сегодня прекрасная погода!», или: «Вчера шёл дождь»?
Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены в камне.
Днём и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали на рисунках, что пленников было шесть тысяч. Но для фараона важнее всего было изображение своего собственного имени. На помощь художникам пришёл другой способ письма - иероглифы (см. слайды №4)
Вот как записали имя фараона Нармера. Слово «нар» по-египетски «рыба», «мер» означает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном.
Иероглифы (гр.) – священные письмена – фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные слоги и звуки речи.
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Эти народы любят свои иероглифы и гордятся ими.
Жившие две тысячи лет назад финикийцы первые изобрели буквы – письменные фигурки, значки для звуков – только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. На основе этой первой азбуки стал разрабатывать свой алфавит другой древний народ – греки. Они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумывать и для них обозначение.
Вслед за греками многие народы смогли создать свою письменность.
Славянские народы (в том числе и русский ) «научились» читать и писать благодаря двум братьям – грекам Кириллу и Мефодию. Именно они во второй половине 10 века разработали азбуку и перевели на старославянский язык самые важные греческие книги. 24 мая ежегодно все славянские народы отмечают День славянской письменности.
Вот такой большой путь прошло человечество, прежде чем научилось писать. И теперь каждый грамотный человек может сам, когда только захочет, написать письмо. Пишем мы ежедневно, совершенно не задумываясь, какой подвиг совершили наши предки.
Раньше люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на коже. Много сил и труда потребовалось для того, чтобы перед тобой на стол лёг чистый лист бумаги. Стоит ли нарушать его белизну грязными каракулями, грубыми, бранными словами или бессмысленной болтовнёй? Чтобы потом скомкать и бросить его в мусорное ведро? Помните: письмо – фотография души. И ещё: что написано пером, того не вырубишь и топором.
3. Письмо – фотография души. (см. слайд 5) -Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. (см. слайд
-Как вы думаете, в чём будет разница? ( Тон, стиль письма, эмоциональность).
-А одинаковая ли информация будет содержаться в этих письмах?
- О чём вы будете писать своим друзьям, родным, а о чём незнакомым людям?
4. Работа с учебником. § 43, упр. 213, 214(устно).
5. Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашина».
-Хотели бы ваши родные, друзья или вы получить такое письмо?
-Давайте вместе с вами сформулируем основные правила письма. (см. слайд №6)
оформление | содержание |
|
|
План письма.
1.Приветствие (обращение), вопросы о здоровье, общих знакомых, родственниках, о новостях.
2.Важные для адресата новости (учёба, здоровье).
3.Второстепенные новости (например, посещение цирка, концерта и т. п.).
4.Вопросы адресату.
5.Благодарности.
6.Просьба писать письма.
7.Приветы общим знакомым, родственникам.
8.Заключительные слова, прощание.
9.Подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма.
6. Упражнение « Собери письмо».
1.Желаем процветания твоему журналу.
2.Здравствуй, Мурзилка!
3.Мы очень любим читать твой журнал.
4.Если мы не знаем ответов, то идём в библиотеку.
5.Очень нам нравятся математические и литературные головоломки, кроссворды, игры, затеи.
6.С уважением, ученицы 5-го класса Поленок Катя и Суторьма Лиза.
Ответ: 2, 3, 5. 4, 1, 6.
7. Как правильно подписать конверт?
-А теперь научимся правильно подписывать конверт.
-Вверху слева подписывают от кого и откуда письмо.
-Внизу справа пишут кому и куда адресовано письмо.
-Обязательно указывают индекс отправителя и получателя, чтобы письмо быстрее дошло.
От кого | ||||
Кому | ||||
Откуда | ||||
Индекс места отправления | ||||
Куда | ||||
Индекс места назначения | ||||
|
От кого Поленок Екатерины
Откуда Брянская обл.,
п.г.т. Красная Гора, ул. Буйневича,
д.58 «в» , кв. 5.
243160 Кому Дедушке Морозу
Куда Россия, Вологодская обл.,
г. Великий Устюг,
дом Деда Мороза.
162390
-Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок7
-А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз?
-Ему мы и подпишем конверт.
8.Итог урока.
-Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
-Что вам особенно понравилось?
9. Домашнее задание. § 43, упр. 215 (написать письмо).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...