Конспект урока в 8 классе "Обстоятельство" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Участвовала в конкурсе "Учитель года". Давала открытый урок в 8 классе. Тема "Обстоятельство" . Предлагаю конспект урока с небольшой презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы. М.Ю.Лермонтов.

Слайд 2

Обособление способ выделения и уточнения высказывания Облака, подобные низкому дыму, быстро летели по небу.

Слайд 3

Обстоятельство. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения

Слайд 4

Способ выражения обстоятельства Наречие Деепричастие Деепричастный оборот Существительное в косвенном падеже Существительное с предлогом Он плохо спал последнее время Вскоре он, распрощавшись , ушел к себе. Приняв из моих рук кружку чая , пастух сделал глоток. При сильной засухе (при каком условии?) урожай может погибнуть Вопреки предсказанию моего путника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро

Слайд 5

Обособляются Не обособляются Обстоятельства, -выраженные одиночными деепричастиями Паровоз , пыхтя , втаскивал на запасной путь второй эшелон ; -деепричастными оборотами Наевшись мяса до отвала , Пушок отошел и стал облизывать свои лапы ; -существительными с предлогом несмотря на В домах , несмотря на ранний час, горели лампы существительными с производными предлогами вопреки, благодаря и т.д. Благодаря заботе и помощи друзей, Иван быстро поправлялся. Обстоятельства, превратившиеся в: - наречие образа действия Чьи-то глаза смотрели не мигая ( не мигая = пристально ) - во фразеологизмы Мы слушали рассказ о подвиге разведчика затаив дыхание

Слайд 6

Подъезжая к лесу, выскочил заяц. Прыгая с ветку на ветку, мы наконец поймали белку.



Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе

Тема: «Обособленные обстоятельства»

Цели: 

  1. Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.

2.Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.

Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста

3.Воспитывать любовь к русскому языку

Формы работы: 

  • индивидуальная работа,
  • фронтальная работа,

Оборудование:

- интерактивная доска, презентация PowerPoint (Приложение), учебник Бархударова «Русский язык.  8 класс»

Ход урока

1. Организационный момент. Добрый день! Сегодня с вами буду работать я, учитель русского языка, Белова Марта Николаевна. Уверена, что мы с вами поработаем плодотворно.

2. Актуализация знаний. Работа с текстом  (текст спроецирован на экране (слайд 1)

Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. (М.Ю.Лермонтов).

- Давайте, ребята, мы с вами разберем предложение (грамматическую основу, второстепенные члены предложения) и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Нужна ли запятая  в этом предложении? Почему? Какой второстепенный член обособляется в этом предложении?

3.Формулировка темы урока, повторение.

Сделаем вывод: тема урока – «Обособленные обстоятельства».

 Прежде чем перейти непосредственно к изучению темы сегодняшнего урока, давайте определим, о чем же мы будем сегодня говорить.

1.-Вспомните: что такое обособление? (слайд 2) С какими видами обособленных членов предложения вы уже знакомы?   Что называется обстоятельством? Слайд3. Чем может быть выражено обстоятельство? (Слайд 4). Какова роль деепричастия и деепричастного оборота в предложении? Вывод: деепричастие имеет значение добавочного сказуемого, всегда подчинено сказуемому.

Исходя из всего сказанного, можно сформулировать цель нашего урока: Повторение сведений об обособленном обстоятельстве.

2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. (Записываем в тетрадь, один ученик работает у доски).

  1.  Собака грызла кость, ворча.
  2. Блестя на солнце, снег лежит.
  3. Несмотря на ранний час, улицы были полны народа.
  4. Я сидел молча.
  5. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

Их задача – подчеркнуть обстоятельства, определить, чем они выражены и к какому слову относятся.

Вывод (Слайд 5): обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, с производными предлогами благодаря, вопреки и т.д., существительными с предлогом несмотря на; не обособляются деепричастия,  превратившиеся в наречие образа действия, фразеологизмы.

А теперь проверим правильность наших выводов. Для этого обратимся к учебнику стр. 163–164, параграф 34.

4. Тренировочные упражнения (закрепление). Потренируемся? (2 ученика у доски, остальным раздать карточки)

1) Расставим знаки препинания в предложениях, докажем правильность своего ответа, подчеркнем обстоятельство, определим, чем оно выражено.Запись предложений.

  Читать лежа вредно (наречие образа действия). Лежа на песке, мы слушали шум прибоя (дееприч.оборот). Он ушел к себе несолоно хлебавши (фразеолог.оборот). Впреки мнению Чижа, Бакланов начал нравиться Мечику (сущ.+предлог ). Несмотря на все усилия,  ящик сдвинуть не удалось (предлог).

 Проверим себя. Теперь, я надеюсь, вы не ошибетесь?
2) Чтобы немного переключиться, давайте рассмотрим некоторые предложения
.(слайд 6).                     Подъезжая к лесу, выскочил заяц.

Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку.

- Все ли в этих предложениях записано верно, нет ли какой ошибки?

5. Подведение итогов урока: Какой материал сегодня мы с вами вспомнили?

Вспомнили все об обстоятельствах, узнали основные условия их обособления, плодотворно поработали. Было интересно? Спасибо большое за урок.

6. Домашнее задание: параграф 34, упражнение 283.

     Расставим знаки препинания в предложениях, докажем правильность своего ответа, подчеркнем обстоятельство, определим, чем оно выражено.

Читать лежа вредно (    ). Лежа на песке  мы слушали шум прибоя (               ). Он ушел к себе несолоно хлебавши (             ). Вопреки мнению Чижа Бакланов начал нравиться Мечику (                    ). Несмотря на все усилия ящик сдвинуть не удалось (       ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

конспект урока по истории +презентация

конспект урока по теме Народные движения "бунташного века" с презентацией, историческими документами, сообщениями учащихся...

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

План-конспект урока-лекции с презентацией на тему "БИОНИКА".

Еще Эйнштейн утверждал, что в природе нет ничего случайного, а если нам что-то кажется случайным, то это лишь результат нашего неполного знания. Человек всегда интересовался строением живых объектов, ...

Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку на тему "Муравьиная кислота- знакомая и незнакомая".

В  10-м  классе   изучение  темы "Карбоновые кислоты"  включает  в себя   в основном  изучение материала  на примере  уксусной  кислоты. Муравьин...

Конспекты уроков, фрагменты и презентации к урокам литературы, формирующие экологическую культуру учащихся.

Папка содержит разработки уроков и фрагменты уроков литературы в 5 - 11 классах, формирующие экологическую культуру учащихся:Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века. ( конспект для 6 и 7 классо...

Конспект урока сбор семян, презентация к уроку

Формирование навыков коллективного труда.Задачи:•Знакомить детей с правилами сбора и хранения семян. ...