Презентация "Сочинение - рассуждение по тексту художественного стиля"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Презентация разработана для подготовки учащихся к написанию сочинения по тексту художественного стиля (ЕГЭ часть С по русскому языку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение рассуждение по тексту художественного стиля | 729.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: обучающая : - формировать умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения; развивающая : - подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением; коммуникативная : - формировать у учащихся коммуникативную языковую компетенцию; воспитательная : - воспитывать чувство милосердия к людям, доброго отношения к ним, сочувствия.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Вступление. Постановка проблемы. Комментарий к проблеме. Позиция автора. Ваша позиция. Литературный аргумент. Любой другой аргумент. Заключение.
Стиль - способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Классификация функциональных стилей ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК Разговорный Книжные стили стиль научный официально-деловой художественный публицистический
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЦЕЛЬ: ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЧИТАТЕЛЯ ОБИЛИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННЫХ СЛОВ (ТРОПОВ, СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ШТАМПОВ, НЕОЛОГИЗМОВ, ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ
ВСТУПЛЕНИЕ Главная задача вступления – подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно 2-3 предложений.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ В ТЕКСТЕ? Проблема – это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить проблему – найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста.
ПРОБЛЕМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Проблема в таком тексте сформулирована не так явно , как в публицистическом. Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться , это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях, что он хочет этим сказать, о чем поразмышлять .
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Для формулировки проблемы исходного текста: В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднимает (затрагивает) проблему… В данном тексте (указываем автора) волнует проблема… Данный текст посвящен теме (проблеме)… В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ Комментарий – это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Для комментирования проблемы: Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная) (указываем автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что… Повествователь рассуждает над поднятым вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. (Ссылаясь на текст, объясняем, в чем это проявляется)
3) Вопрос о … (обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему) 4) Рассуждая над проблемой …, (указываем автора) обращается … (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей известных людей, рассуждение, описание картин природы и т.п.). (Передаем содержание текста, но не пересказ).
ПОЗИЦИЯ АВТОРА В четвертом абзаце необходимо рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно 1-2 предложений.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Для отражения позиции автора: Позиция автора заключается в том, что… Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко. Она заключается в следующем… По мнению автора, … Автор считает, что… Автор убеждает нас в том, что … В тексте доказывается мысль о том, что …
ВАША ПОЗИЦИЯ В пятом абзаце вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно 1-2 предложений.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Для выражения своего мнения: Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему … Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. Я согласна (не согласна) с автором в том, что … Трудно не согласиться с автором текста в том, что … Мне близка позиция автора тем, что…
АРГУМЕНТЫ Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название. Второй аргумент : факты общественной жизни, факты биографии известных людей и пр.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Для аргументации собственной позиции: - с использованием жизненного опыта: Как часто приходится сталкиваться с … Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …? Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал за собой; не оказывался свидетелем) того, как…
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Для аргументации собственной позиции: - из читательского опыта: Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности … Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях… Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Для аргументации собственной позиции: - из зрительского опыта: Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах)… Обращает на себя внимание и то, что данной теме посвящены многочисленные статьи и передачи …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В последнем абзаце вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль .
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ - Проблема, затронутая автором текста очень актуальна… - Хочется надеяться, что… - Итак, мы попытались определить проблему… - Таким образом, …
Домашнее задание : Написать сочинение-рассуждение, пользуясь алгоритмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ. РАБОТА С ОДНИМ ТЕКСТОМ ПО РАЗНЫМ ПРОБЛЕМАМ.
Урок анализа художественного текста...
Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.
Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...