Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по литературе
....
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы».
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
В современных условиях к учителю предъявляется целый ряд требований. Учитель должен владеть различными формами и методами обучения, осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии с опорой на знание законов развития личности, использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, владеть ИКТ-компетентностями.
В рамках реализации Государственного Образовательного Стандарта особое внимание уделяется методике подачи материала. В своей практике я исхожу из того, что новые знания ученик должен добывать сам, а не получать в готовом виде. Из урока в урок моя основная задача — научить ребенка получать знания, сформировать у него представление о том, что русский язык — единая система, в которой все взаимосвязано.
Среди множества педагогических технологий наиболее эффективными применительно к русскому языку и литературе я считаю следующие:
1. Проектная деятельность. Работа над проектом стимулирует интерес к изучаемой теме, дает возможность обобщить сведения, выйти за рамки школьной программы.
2. Составление кластеров, алгоритмов, применение приема «фишбоун». Такие технологии подходят как для анализа информации, так и для обобщения изученного. Они особенно эффективны при подготовке учащихся к написанию творческих работ на Едином Государственном Экзамене и Основном Государственном Экзамене. При написании экзаменационных сочинений от учащихся требуется детальный анализ текстов и понятий, заключающих в себе ценностный смысл. С этой точки зрений кластер и «фишбоун» - незаменимые приемы, позволяющие выявить основную информацию и систематизировать ее.
3. Технология «Инсерт». Чтение с пометками — прием, который эффективно работает при обучении детей анализу текста. Важно ориентировать учеников на объяснение каждого знака. То есть просто знаков «!», «?», «+», «-», «V» недостаточно, школьник должен объяснить, что именно вызвало эмоции и почему.
4. Урок-экскурсия. Такая форма работы особенно уместна при знакомстве с новым для школьников писателем, так как она позволяет сформировать необходимый эмоциональный отклик, заинтересовать детей.
Темы моих уроков-экскурсий:
1) Урок-экскурсия «Путешествие в страну Гринландию (по мотивам феерии А.С. Грина «Алые паруса»)» (литература, 6 класс).
2) Урок-экскурсия «Литературные места Кировской области» (литература, 8 класс).
3)Урок-экскурсия ( " Поэты родного края" ( литератуура, 9-10 класс)
5. Игры на уроках русского языка и литературы. Данный вид работы эффективен при обобщении и повторении материала, особенно в сильном классе. Специфика преподаваемых предметов делает выбор игр необычайно широким: викторина, игра по станциям, орфографическое лото, шарады.
Пример игры на моём уроке: «КВН по теме «Лексика» (русский язык, 6 класс).
Примеры заданий:
Жестами объясните своей команде значение фразеологизмов «обвести вокруг пальца», «сесть в калошу», «зарубить на носу», «лить крокодиловы слёзы». Побеждает команда, участники которой быстрее назвали загаданный фразеологизм.
- Составьте рассказ, употребив в нем представленные в карточке фразеологизмы
- Подберите архаизмы к изображениям
6. Инсценирование литературного произведения.
Театральные постановки по мотивам произведений классиков литературы всегда вызывают у детей живой интерес. Чтобы такая работа была эффективной с дидактической точки зрения, важно особое внимание уделить подготовительному этапу: обсудить культурологические аспекты, продумать костюмы, выявить уровень смыслового восприятия текста.
7. ИКТ-технологии: использование электронных презентаций, видеороликов, интерактивных пособий, разработка авторских Электронных Образовательных Ресурсов.
8. Использование интеллект – карт, СЛС
Каждый из нас знает, что лучше запоминается систематизированный, структурированный материал, выстроенный в логическую цепочку, тот материал, в котором прослеживаются причинно-следственные связи. Очень хорошо, если перед глазами ученика изучаемая тема предстает в виде целостной картины. В своей практике я всегда стремилась это реализовать, но не всегда это было легко. я узнала о методе интеллект - карт и поняла - это то, к чему я интуитивно шла на протяжении всей своей работы.
По словам распространителя этой технологии в России Михаила Евгеньевича Бершадского, учителя-новатора, ученого, метод этот может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются познавательные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.
Дело в том, что способ воспроизведения информации, который технология предлагает, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. С левым полушарием психологи связывают операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логику и речь. Правое полушарие ответственно за пространственную ориентацию и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие , ритм и цвет. Не трудно догадаться, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга.
А отличительными особенностями интеллект-карты как раз и являются визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги. Конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.
Очевидны преимущества такого вида конспектирования перед традиционным. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, создаёт ощущение его законченности, в то время как потенциально он является бесконечным, образуя основу для выхода за пределы известного.
Рассмотрим особенности процедуры построения интеллект-карты:
• всегда строится вокруг центрального объекта (центральной идеи, главной темы);
• первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей;
• ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;
• ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию.
А отличительными особенностями интеллект-карты как раз и являются визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги. Конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.
Очевидны преимущества такого вида конспектирования перед традиционным. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, создаёт ощущение его законченности, в то время как потенциально он является бесконечным, образуя основу для выхода за пределы известного.
Рассмотрим особенности процедуры построения интеллект-карты:
• всегда строится вокруг центрального объекта (центральной идеи, главной темы);
• первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей;
• ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;
• ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию.
Конечно, интеллект - карта не какое-то чудодейственное средство, но то, что этот метод заслуживает внимания педагогов, на мой взгляд, бесспорно.
Таким образом, ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения.
На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)
статья о моих находках в интерактивных ресурсах при подготовке к урокам...
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....