Написание сочинения на лингвистическую тему
1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Рассуждая о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии, нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.
2. Как должно быть построено сочинение? Поскольку наша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи (см. критерий С1К4). Напомним, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – доказательства + примеры 3. Заключение - вывод
3. Как начинать сочинение? Начало сочинения - вступление-тезис. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя иллюстрации и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части. Рассмотрим несколько вариантов вступления.
Вариант 1. Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.
Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их.
Вариант 3. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Давайте разберёмся.
Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.
4. Как писать основную часть? Основная часть нашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части нужно назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство).
^ См. критерий С1К1. Помните, что функции должны быть разные! Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них. Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую: 1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется знак/понятие в предложении; 2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых можно проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) мы будем использовать в своём сочинении в качестве примеров. Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.
5. Как оформлять примеры в сочинении? Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С1К2): • примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста; • примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия; • каждый пример должен соответствовать указанной функции; • пример без указания на функцию не учитывается. Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью. Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину - не догадался».
Или предложение заключается в скобки. Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек). В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: "...сказка заставляет...тревожиться, радоваться". 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложения № 16). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста. • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … . • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … . • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования. Например, так: Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: "пара".
6. О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д. Помните, что они выделяются запятой! А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
Рассмотрим несколько образцов заключения: Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
Образец 2. Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Образец 4. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
Образец 5. Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
7. Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3). Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац - тезис, • 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами, • 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами, • 4 абзац - вывод.
Данные сочинения обязательно должны иметь примеры из конкретного текста. Образцы 8 и 9 демонстрируют то, как нужно оформлять примеры из текста в сочинении.
1. Роль вводных слов и предложений Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ). А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ). В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли. Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
2. Роль цитат в речи Цитата (от лат. cito - вызываю, привожу) - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи. В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия. В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи. В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию. Таким образом, цитаты очень важны в речи.
3. Роль однородных членов предложения в речи Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно. Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста). Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста). В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста). Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
4. Роль риторических вопросов в тексте Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста). Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).
Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
5. Роль средств выразительности в речи В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства. Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста). Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста). Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста) Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
6. Роль архаизмов в речи Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны? Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста). Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста). Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
7. Разряды и функции частиц в русском языке Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые). Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры). Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры). Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
8. Зачем нужно двоеточие? Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом. Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части. Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29). В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе. Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
9. Зачем нужно тире? Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания. Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию. Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного). Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался». Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
10. Зачем нужна орфография? Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: "И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!" Оказывается, не всегда. Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: "пара". Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание. Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
^ Источник сочинения - учебно-методическое пособие "Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010" по ред. Н.А.Сениной.
Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
11.Роль антонимов в речи Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В.Пескова они есть: "хорошие и плохие" люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "...сказка заставляет...тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову "радоваться" будет слово "грустить", но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
^ Источник сочинения - учебно-методическое пособие "Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010" по ред. Н.А.Сениной.
12. Зачем надо изучать морфологию? Морфология - это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись. Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то "ь" на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то "ь" не пишется (могуч, дремуч). Или существительное "ожог" пишется с гласной "о" после шипящей в корне, а глагол "ожёг" - с гласной "ё". Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми. Таким образом, морфология - очень важный раздел науки о языке. |