Несколько способов обучения орфографической грамотности
презентация к уроку по русскому языку на тему

Несколько приемов обучения орфографической грамотности. Ребусы, памятки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uchitelskaya_npk.ppt787 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Из всех знаний и умений самым важным и необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке» - писал Н. Г. Чернышевский. Несколько способов обучения орфографической грамотности

Слайд 2

Первый способ Зрительно – слуховые диктанты на запоминания слов. Набор1 Тает снег. 8 Идет дождь 9 Небо хмурое. 10 Коля заболел. 11 Запели птицы. 11 Поле опустело.12 Набор 2 Трещат морозы. 12 Я ищу землянику. 13 В лесу росла ель. 13 Наступила осень. 14 Дни стали короче. 14 В лесу много берез. 15

Слайд 3

Второй способ Орфографическое чтение 1. Отдельные слова, начинающиеся с одной и той же буквы : Ориентация Ориентироваться Осанка Отразить Отрасль Отрицать Отряд Отсутствие

Слайд 4

Второй способ Орфографическое чтение 2. Морфемный словарь. Знакомство с корневым семейством . -един-: единство, единение, объединиться, единица, соединение, единственный; -тряс-: тряска, трясина, трястись, встряхнуть, землетрясение, сотрясение. див- (-дивл-): диво, дивный, удивление, удивительный, удивиться, удивительно; -да-: дать, давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, преподавать, раздаваться

Слайд 5

Второй способ Орфографическое чтение 3. Орфографическое чтение текста . Весной, лес, пробуждается, после, зимнего, сна. Жизнь, в лесу, нарастает, с каждым, часом. Зеленеет, травка. Слышится, пение, птиц. Внезапно, темнеет, небо. В теплом, воздухе, наступает, тишина. Вдруг, раздается, оглушительный, гром, сверкает, молния, обрушивается, ливень. Но небо, быстро, проясняется, и уже, снова, сияет, солнце, журчит, и сверкает, под ярким, лучом, ручей.

Слайд 6

Третий способ Распространение простых предложений 1. Влево и вправо от главных членов . Влево: Дует ветер. В лесу дует игривый весенний ветер. (5 кл.) По-весеннему радостно, шелестя первыми зелеными листочками, дует веселый летний ветер. (8 кл.) В поле, на открытом пространстве, не защищенном деревьями, дует холодный, пронизывающий насквозь ветер. (9 кл.) Вправо: Дождь идет. Дождь, начавшийся вчера вечером, идет до сих пор. (7 кл.); Дождь, холодный и сильный, идет вторые сутки, не переставая.

Слайд 7

Третий способ Распространение простых предложений 2. Второстепенными членами предложения (группа подлежащего и группа сказуемого) Солнце светит. По-весеннему радостное солнце, неожиданно выглянувшее из-за туч, удивительно ярко светит сквозь пелену мелкого дождя.

Слайд 8

Третий способ Распространение простых предложений 3. Конструирование предложений по схемам . Обст. Врем. Подлеж. Сказ. И Сказ. Обст.места Образец: Утром я проснулся и пошел в школу. 2. подлеж. Сказ. Сказ. Несогл опред.Обст.причины дополн дополн Образец: Человек в полушубке от удивления вскинул брови и раскрыл рот.

Слайд 9

Третий способ Распространение простых предложений 4. Восстановление деформированного текста Карточка 1 Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, на, в, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, берег, море, горизонт, круглый, желтый, далекий, скалистый, заливающий, освещать. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как. Поверхность, море, спящий, колыхаться, едва.

Слайд 10

Третий способ Распространение простых предложений 5. Составление текста по рисунку. Внимательно посмотрите на рисунок. Составьте рассказ, используя в нем все виды односоставных предложений. Оцените их. При оценке учитывайте связность, стилистические достоинства, образность.

Слайд 11

Четвертый способ Опознавательные признаки орфограмм Тип орфограмм Опознавательные признаки Буквы: гласные согласные ъ и ь большие безударность, шипящие и Ц перед гласными конец слова, стечение согласных, н перед гласными в конце слова мягкие согласные на конце слова и в стечении согласных, звук [й]после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и, шипящие на конце слова, [ца] на конце глаголов начало предложения или текста, наличие собственных имён и собственных наименований дефис сложные слова, приставки кое-, в-, по-, суффиксы -нибудь, -либо, -то, частицы -то, -ка написание слитное и раздельное(пробел) не, ни, бы, же; предлоги чёрточка конец строки

Слайд 12

Четвертый способ Опознавательные признаки орфограмм 1 этап. Построение сводной таблицы правил по теме 2 этап — объединение учебного материала в блоки на основе условий выбора написаний 3 этап - перегруппировка учебного материала с целью сближения сходных правил для обобщения материала

Слайд 13

Пятый способ Прием рисования И Е Все на -ить Кроме брить стелить БР ИТЬ ст елить Все на -еть Смотреть, видеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть, обидеть Все, кроме 7, на -еть Все, кроме 4, на -ать Всё на –ить Гнать, дышать, слышать, держать Остальные на –оть, -уть, -ыть

Слайд 14

Пятый способ Прием рисования абажур паркет

Слайд 15

Шестой способ Видение морфемного состава слова Задания 1. Обычно словообразовательные аффиксы используются для образования не одного, а многих слов, однако в русском языке есть аффиксы, употребляющиеся только в одном слове. Они носят название уникальных аффиксов. Найдите и выделите уникальные аффиксы в следующих словах: жених, рукав, белокурый, детвора, попадья, молодежь, конюх, радуга, годовалый, почтамт, курносый, королева, рисунок 2. В приведенных ниже словах определите, является ли сегмент между корнями находящимся внутри слова окончанием или интерфиксом: пятидесяти, пятиэтажный, трехъярусный , двухкамерный, восьмисотпятидесятилетие, двухсот, трехтысячный, трехсот.

Слайд 16

Седьмой способ Компьютерное обучение орфографии Примеры заданий компьютерного обучения орфографии Правописание личных окончаний глаголов Вопрос №1Вставьте вместо звёздочки пропущенные буквы. Матрос дра * т палубу. Тут ничего не прибав * шь. Как он его терп * т? Мы всегда подпева * м. Зачем ты дав * шь ягоды? Это тебя погуб * т. В конце фильма она погибн * т. На чём зижд * тся ваша уверенность? Вечно они фокуснича * т! Прозева * шь встречу. Бритва хорошо бре * т. Вы вид * те дом? Чего тебе хоч * тся? Он не хоч * т думать.

Слайд 17

Восьмой способ Работа с текстом Упражнение 1. Определить стиль текста. Обратить внимание на использование в нем изобразительно-выразительных средств, раскрыть их назначение в поэтическом тексте. Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками.

Слайд 18

Сводная таблица способов изучения орфографической зоркости Форма работы Ожидаемый результат 1. Зрительно – слуховые диктанты Запоминание слов, к старшим классам небольшие тексты 2. Орфографическое чтение Четкое произнесение не слогов, а слов; правильное написание слов 3. Распространение простых предложений: влево и вправо от главных членов; второстепенными членами; конструирование предложений по схемам Понимание смысла и грамматического значения предложений, создание связного текста 4. Опознавательные признаки орфограмм, группировка правил по опознавательному признаку Поиск ошибкоопасного места, применение группы правил (для подготовки к экзаменам)

Слайд 19

Сводная таблица приемов осознанного применения правил Способы применения правил Содержание работы Прием рисования Наблюдение над языком 2. Визуально – графические схемы Логическое построение материала 3. Видение морфемного состава слова Умение разбирать слово по составу 4. Компьютерное обучение орфографии Использование игрового материала; умение обосновывать выбор орфограммы в словах; зрительное запоминание правильного написания слова

Слайд 20

Вывод Язык – это система средств для осуществления общения, речь – как способ общения, а общение – как речевая деятельность, обеспечивающая социально адекватную связь коммуникантов. И если мы научим учеников хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивайте у ребят дар слова !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Стратегия выбора решения задачи рациональным способом при возможности ее решения несколькими способами

Статья об обучении в выборе стратегии при решении задач несколькими способами....

Стратегия выбора решения задачи рациональным способом при возможности ее решения несколькими способами

Статья об обучении в выборе стратегии при решении задач несколькими способами....