Марафон по русскому языку
материал по русскому языку на тему

Материалы подготовлены для интеллектуального марафона по русскому языку. Задания носят поисковый, развивающий характер, дают возможность выявить детей не только имеющих знания по русскому языку, но и учеников, логически мыслящих. Данный материал можно использовать в рамках проведения недели русского языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marafon_10_klass_otvety.doc90.5 КБ
Microsoft Office document icon marafon.5_kl._otvety.doc80 КБ
Microsoft Office document icon otvety_marafon_6_klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон по русскому языку.

 10 класс.

Разминка. Назовите ...

  1. Способы образования слов в русском языке.(приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, переход из одной части речи в другую)
  2. Особые формы глагола.(причастие, деепричастие)
  3. Стили русского языка.(научный, официально-деловой, публицистический, художественной литературы(художественный),разговорный)
  4. Типы речи.(повествование, описание, рассуждение)
  5. Непарные глухие звуки.(х, ц, ч, щ )
  6. Виды сложных предложений.(сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное)
  7. Виды односоставных предложений.(назывное, определённо-личное, неопределённо-личное,безличное)
  8. Слова , которые, являясь самостоятельными частями речи, роль членов  предложения не выполняют.(обращение, вводные слова)
  9. Отличительные черты слов-синонимов.(обозначают одно и то же или отличаются оттенками лексического значения)
  10. Отличительные черты фразеологизмов.(неделимые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом)

Задача на обдумывание

  1. Арчинский язык – один из дагестанских языков. Даны пары слов на арчинском языке с переводом на русский:

бец ас – ослепить, бец кес – ослепнуть

чула ас – разгладить, чула кес – стать гладким

дигът ас – разрушить, дигъит кес – разрушиться

Как будет по-арчински соскучиться, вырастить, оглушить

а)базар кес, дооз ас, енк ас

б)базар ас, дооз ас, енк ас

в)базар кес, дооз ас, енк кес

г)базар ас, дооз ас, енк кес

д)базар кес, дооз кес, енк ас

  1.   Загадано предложение, состоящее из четырёх слов.

1. Одно из слов зашифрованного предложения – то же слово, что и обстоятельство цели в предложении:

Несмотря на жестокое сопротивление матушки, отец отослал меня учиться в Петербургский университет буквально через две недели после моего шестнадцатилетия.

2. Другое вы узнаете,если возьмёте корень от слова «угодья», приставку от слова «боеприпасы», последний суффикс от слова «разыгравшийся», ещё один суффикс – пропущенная буква в слове «выгляд..шь»-, окончание такое же, как в слове «мыть» и составите лица  из них глагол. В зашифрованном предложении этот глагол стоит  в форме будущего времени 3 единственного числа.

3. Следующее слово состоит из шести звуков:

первый звук – это 5-й звук слова «верёвка»

второй звук – это последний звук слова «голубь»

третий звук – это 4-й звук в слове «ящерицы»

четвёртый звук – это 6-й звук в слове «янтарь»

пятый звук – это второй звук в слове «ёлка»

шестой звук дважды встречается в слове «отъезд».

4. Четвёртое слово может быть : филькина..., похвальная..., китайская..., нотная... . Поставьте это слово в дательный падеж единственного числа.

5.Теперь, когда все 4 слова найдены, составьте из них предложение.

Грамоте учиться – вперёд пригодится.

Тест.

  1. Каждый из приведённых глаголов образован с помощью элементов на- и ся-. У какого из глаголов эти элементы вносят не такое значение, как у остальных?

а)наброситься

б)напиться

в)набегаться

г)наиграться

д)наесться

  1. Во Франции это называется «общий язык», в Великобритании - «стандартный язык», в Польше - «культурный язык». А как это называется в России?

а)литературный язык

б)русский язык

в)родной язык

г)национальный язык

д)высокий стиль

  1. Какое из данных названий торговых марок не совпадает со словом или словосочетанием русского литературного языка?

а) «Весёлый молочник»

б) «Золотая семечка»

в) «Слобода»

г) «Ударница»

д) «Частная галерея»

  1. Какое(ие) из словосочетаний содержат ошибку?

а)красивые песни

б)во второй песни

в)от жалобной песни

г)с этой песнью

  1. Чем является выделенная группа слов в строках:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой приятель.

а)обращением

б)однородным подлежащим

в)приложением

г)составным именным сказуемым

  1. Легальный, банальный, дидактический, фатальный, эфемерный – это

а)избитый, законный, роковой, назидательный, непрочный

б)законный, избитый, назидательный, непрочный, роковой

в)роковой, непрочный, назидательный, законный, избитый

г)законный, избитый, назидательный, роковой, непрочный

д)назидательный, избитый, законный, роковой, непрочный

  1. Антон объединял слова в пары по некоторому принципу: проснуться – разбудить, закипеть – вскипятить. Какую пару он нашёл к слову «сесть»?

а)сидеть    б)садиться   в)встать   г)рассесться    д)посадить

  1. В каком из данных предложений имеется обстоятельство цели?

а)Иван приехал в Москву по железной дороге.

б)Иван приехал в Москву по прошествии года.

в)Иван приехал в Москву по делам.

г)Иван приехал в Москву по подложному паспорту.

д)Иван приехал в Москву, по слухам.

  1. Какое из данных предложений не является сложноподчинённым?

а)Я так рад, что смог принять участие в конкурсе.

б)Ваня так устал, что заснул мгновенно.

в)Уже так поздно, что же ты не спишь?

г)Где та книга, что лежала на столе?

д)Я так и не решил, что ему подарить.

  1. Какое из данных слов не обозначает действия, направленного на себя?

а)самоанализ   б)самокритика   в)самообман   г)самоотвод д)самоуправство

Творческий конкурс . Оценивается оригинальность, композиционная стройность, грамотность.

Бегущая минутка

  1. Верно ли построено предложение   Прогуливаясь по вечернему городу, у нас завязался разговор ?   (нет)
  2. Содержится ли грамматическая ошибка в словосочетании

семьюстами восемьюдесятью четырьмя книгами ? (нет)

  1. Верно ли расставлены знаки препинания в предложении?

Митя часто просто любовался своей сестрой, и , даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то, что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице, то и тогда Любаша казалась ему самой красивой. (Да)

  1. Необходимо ли поставить двоеточие в предложении?

Берестяные грамоты Новгорода – бесценное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная история русской книги.(да)

  1. Закончите ряд: повествовательное, вопросительное, ...(побудительное)
  2. Выпишите причастный оборот из предложения

В дышавшем божественной сиренью саду без умолку пели соловьи.(дышавшем божественной сиренью)

  1. Выпишите грамматическую основу предложения

При недостатке витамина С у человека дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить. (дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить)

  1.  Укажите, какой частью речи является слово «благодаря» в предложении  Мышцы должны всё время бороться с гравитацией, и благодаря этой борьбе они удерживают позвоночник в нужном направлении.  (предлог)
  2. Какое средство изобразительности использовано в предложении?

Невзыскательный читатель будет жевать литературный попкорн в полной уверенности , что читают книгу.  (метафора)

  1. Какой тип связи используется в словосочетании  давно задумывались?  (примыкание)


Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 5 класс.

Разминка.

Закончите утверждения. Ответьте на вопрос.

  1. Гласные звуки речи отличаются от согласных тем, что... (гласные состоят только из голоса, а согласные из голоса и шума )(при произношении гласных струя воздуха не встречает преград, а при произношении согласных струя воздуха встречает препятствия: зубы, губы, язык, нёбо)
  2. Синонимы отличаются от антонимов тем, что...( синонимы обозначают одно и то же или отличаются оттенками лексического значения, а антонимы – слова с противоположным лексическим значением)
  3. Простое предложение отличается от сложного тем, что...(в простом предложении содержится одна грамматическая основа, а в сложном – две и более)
  4. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, произносятся с интонацией перечисления, называются... (однородными)
  5. О каком языковом явлении говорится в стихотворении?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.(о словах-омонимах)

Задача на обдумывание.

Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи, определите род, число, падеж имён существительных и время, лицо, число, спряжение глагола.

Буловой линт тресло гужмит ланную гашу.

Творческий конкурс.

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему купить лучшее, что есть на свете. Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки, жареные, варёные, солёные.

- Что это значит? - возмутился Ксанф.

- А разве язык не самое лучшее на свете? ...  Нет ничего лучше языка!

- Ну,  так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

- Что это значит? - вновь возмущён философ.

- А разве язык не самое худшее, что есть на свете? ... Ничего нет хуже языка!

Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

В тексте дважды пропущены доказательства, которые приводит Эзоп в ответ на возмущение Ксанфа. Что, на ваш взгляд, говорил Эзоп, отстаивая правильность своего выбора.

Вспомните и запишите пословицы о языке и его роли в жизни человека.

Бегущая минутка.

1. Каким по цели высказывания является предложение, содержащее просьбу, приказ, требование? (побудительным)

2. Выпишите грамматическую основу из предложения

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных. (тридцать витязей выходят)

3. На какой вопрос отвечает сказуемое в предложении Ранняя осень – прекрасная пора ?  (что такое?)

4. В предложении Спой, светик, не стыдись. расставлены знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами, однако есть некоторое нарушение, допускаемое нами часто в связи с определённым правилом. Какое нарушение? (после слова «светик» надо бы поставить запятую дважды, так как необходимо выделить обращение и разделить однородные члены, однако по правилам русского языка две запятые рядом не ставится)

5. Диалог состоит из ... (реплик)

6. Непарными мягкими согласными являются звуки ...(й, ч, щ)

7. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ... (омонимами)

8. Есть ли в слове сиять звонкий согласный звук? (есть - й)

9. Выпишите слова, в которых суффикс вносит одно и то же лексическое значение:мглистый, пианисты, баскетболисты.(пианисты, баскетболисты)

10.Выпишите слова, в которых приставка вносит одно и то же лексическое значение:приползал, приседал, прибегал, пришивал.(приползал, прибегал)

Тест.

1. Текст, в котором имеется завязка, развитие действия, кульминация, развязка, является

а)описанием   б)рассуждением  в)повествованием

2. Прямая речь правильно оформлена в предложении:

а) «Прекрасная погода!»: подумал Фёдор.

б) Прекрасная погода - «Подумал Фёдор».

в) «Прекрасная погода!» - подумал Фёдор.

г) Прекрасная погода: «Подумал Фёдор».

3. В каком слове количество букв и звуков совпадает

а)маяк   б)смеяться  в)подъезд  г)солнце

4. В каком слове происходит озвончение согласного

а)сдать  б)резкий  в)способ   г)вольный

5. В каком ряду все существительные имеют окончание -и

а)о дочер.. ,к молодёж.., на ветк.., с ветк..

б)в зелен.., около деревн.., в музык.., об ине..

в)на столик.., вдоль дорог.., в блеск.., к радост..

г)вдоль опушк.., о случайност.., в поросл.., для каш..

6. В каком ряду во всех словах пишется мягкий знак после шипящей?

а)шалаш..,тиш.., видиш.., рож..

б)молчиш.., мальчиш.., вещ.., (много) задач..

в)полноч.., доч.., стереч.., дич..

г)крутиш.., (пять) груш.., лещ.., ёж..

7. В каком ряду все глаголы 2 спряжения.

а)расскаж..шь, пропол..шь, постел..шь

б)измен..шь, дыш..шь, завис..шь

в)установ..шь, раскрас..шь, бре..шь

8. Укажите сложное предложение.

а)Пришло жаркое лето и подарило радость детям.

б)Море бушует и гонит корабли в бухты.

в)Гроза закончилась и прохлада опустилась на землю.

г)Жаворонки звенят над  полем и наполняют мир весной.

9)Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?

а)бездомный   б)насмешливость    в)баскетболистка    г)улыбнулась

10. В каком ряду во всех словах в корне пишется безударная гласная а?

а)подл..жить, предл..гать, произр..стать

б)выр..щенный, прил..гать, отр..сль

в)изл..гать, р..сток, прир..стать

г)р..сли, сл..жение, пор..сль.



Предварительный просмотр:

Марафон по русскому языку. 6 класс.

Разминка.

Правда ли, что

  1. Диалектизмы являются общеупотребительными словами? Нет
  2. Кафтан, лапти, треуголка – историзмы?Да
  3. Очи, ланиты,десницы – историзмы? Нет
  4. Лексическое значение можно узнать в орфографическом словаре?Нет
  5. Слово «железобетонный» образовано путём сложения основ? Нет
  6. В русском языке используется соединительная гласная а?  Нет
  7. Слова «задира», «забияка», «зазнайка» общего рода?  Да
  8. В суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется ё?  Нет
  9. Притяжательные прилагательные обозначают такой признак, который может быть в предмете в больше или меньшей степени?   Нет
  10. Простая форма превосходной степени образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-?  Да

Задача на обдумывание

  1. Арчинский язык – один из дагестанских языков. Даны пары слов на арчинском языке с переводом на русский:

бец ас – ослепить, бец кес – ослепнуть

чула ас – разгладить, чула кес – стать гладким

дигът ас – разрушить, дигъит кес – разрушиться

Как будет по-арчински соскучиться, вырастить, оглушить

а)базар кес, дооз ас, енк ас

б)базар ас, дооз ас, енк ас

в)базар кес, дооз ас, енк кес

г)базар ас, дооз ас, енк кес

д)базар кес, дооз кес, енк ас

           Творческий конкурс

             Бегущая минута

  1. Почему  слова «имя, бремя, время, племя, стремя» и др. являются разносклоняемыми существительными?  Эти существительные в Р.п., Д.п., П.п. имеют окончания -и , как в 3 скл., а в Т.п. -ем, как во 2 скл.
  2. Прилагательные, указывающие на принадлежность предмета кому-либо или чему-либо, относятся к разряду...   Притяжательных
  3. Определи род существительного «кенгуру».  м.р.
  4. Для чего нами используется сравнительная степень имени прилагательного?   Чтобы показать, что в одном предмете признак содержится больше, чем в другом.
  5. Закончи ряд : качественные, притяжательные ...   Относительные
  6. Фразеологизм « зарубить на носу» обозначает ...   «Запомнить»
  7. Закончи ряд : приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую...    Бессуфиксный
  8. Найди четвёртое лишнее : вынести, выкопать, выступить, выехать.    Выступить  
  9. Приставка при- имеет значения ...    Приближения, присоединения, неполного действия, близости к чему-либо
  10.  Слова «ООН», «СМИ», «ТЮЗ» являются ...           Сложносокращёнными         

 

    Тест

  1. Укажи, в словах какого ряда пишется буква а

а)р...сточек, изл..гать, к..сательная, прир..стать

б)выр..щенный, прик..саться, отр..сль, нал..гать  

в)ср..слись, приг..ревший, сл..жение, прик..сновение

г)перег..реть, к..сается, дог..рает, прил..гать

  1. Укажите, в словах какого ряда все слова имеют окончание -е

а)в долин..,в племен.., на ветк.., в ине..

б)к лекци.., на площад.., к пламен.., по истори..

в)у Мари.., нет Наталь.., о Дмитри.., к Натали..

г)на площадк.., к деревн.., в университет.., на ине..

  1. Укажите, со словами какого ряда не пишется слитно

а)(не)друг, а враг; вечный (не)друг;вовсе (не)лебедь;маленький (не)поседа

б)(не)глубокая река; (не)приветливость в обращении; (не)навидеть (не)погоду; (не)примиримость к врагу

в)сообщить о (не)урожае; вовсе (не)приветливый; (не)точность в ответе; далеко (не)интересный

г)осеннее (не)настье; старый (не)вежа;(не)чаянная встреча; на обложке (не)орёл

  1. Укажите, в словах какого ряда пишется нн

а)весе..ий, песча..ый, стари..ый, ледя..ой

б)ветре..ый, лу..ый, стекля..ый, журавли..ый

в)карти..ый, лимо..ый, оловя..ый, чугу..ый

г)весе..ий, торжестве..ый, маши..ый, мыш..ый

  1. Укажите, в словах какого ряда в суффиксе пишется буква е

а)сыноч..к, зайч..к, мяч..к, звоноч..к

б)кусоч..к, подароч..к, ореш..к, огонёч..к

в)самоварч..к, ларч..к, ключ..к, стульч..к

  1. В словах какого ряда после шипящих пишется о?

а)ж..сткий, плащ..м, ш..лк, ш..в

б)капюш..н, петуш..к, пастуш..к, ш..лк

г)кумач..вый, врач..м, галч..нок, собач..нка

  1. В словах какого ряда сложные прилагательные пишутся через дефис?

а)(стале)литейный, (судо)ремонтный, (верто)летный

б)(тёмно)коричневый, (садово)огородный, (северо)восточный

в)(писче)бумажный, (русско)французский, (десяти)этажный

  1. В каком ряду содержатся только числительные?

а)двойка, двойной, два, двадцать первый

б)десятиэтажный, десятка, десять, десятилетний

в)третий, тридцать пятый, триста сорок, тридцатый

  1. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой

а)более громче

б)самый радостный

в)глубочайший

г)более сладкий

  1. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой

а)пятидесяти восьми девушек

б)восемьюстами пятьюдесятью четырьмя экземплярами

в)троими девочками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...

Интеллектальный марафон по русскому языку и литературе. 2012г

Вопросы  для интеллектуального марафона подобраны для чащихся 9 классов...

Интеллектуальный марафон по русскому языку (5-6 классы)

Данный материал предсятавляет собой задания по русскому языку для 5 - 6 классов  для школьного интеллектуального марафона....

Интеллектуальный марафон по русскому языку (9-10 кл.)

Материалы внекласнного мероприятия по русскому языку могут быть использованы для обобщающих занятий, в качестве дополнительного материала к урокам, для проведения предметной недели в вашем учебном зав...

Информационный марафон по русскому языку "Знаешь ли ты русский язык?"

Материал данного урока позволяет учащимся вспомнить и повторить все группы лексики.У учителя есть возможность провести в игровой форме контроль знаний учеников....