Урок-семинар "Лексический марафон"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме
Урок-семинар "Лексический марафон" имеет повторительно-обобщающий характер. Он способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.doc | 39 КБ |
leksika_10_klass.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
- Лексический марафон
Урок русского языка в 10 классе по теме
«Лексика. Фразеология»
Слайд 2
Побеседуем!
- Каково значение слов в жизни человека?
- Приведите примеры из истории, из истории развития человечества того, что без слова человек не может существовать.
- Что называется словарным запасом человека?
- Что может сказать о человеке его лексикон?
- Вспомните хрестоматийный пример из художественной литературы, героиня которого имела лексикон меньше, чем у племени мумба-юмба .
Слайд 3 (кроссворд)
- По горизонтали – раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение (лексика)
- По вертикали – словарный запас человека (лексикон)
- Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического значения или стилистической окраской (синонимы)
- Слова противоположного значения (антонимы)
- Синоним слову «благоухание» (аромат)
- Синонимы, расположенные по возрастанию признака (градация)
- Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (омонимы)
- Синоним слову дипломат (атташе)
- Контраст (антитеза)
- Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре (паронимы)
Слайд 4
«Переводчик»
В миниатюре Л. Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением
Сяпала калуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!»
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!»
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»
Слайд 5
Антитеза
Игра «Бумеранг»
Вам надо продолжить название
«Война и …»
«Отцы и …»
«Волки и …»
«Красное и …»
«Живые и …»
«Толстый и …»
Слайд 6
Градация
- Из предложений, записанных на доске, выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.
- Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. «Ты лжёшь, мерзавец!» – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.
Слайд 7, 8, 9
- Анекдоты
На каких лексических явлениях они основаны? - К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! (омонимия)
В парикмахерской:
- Вы можете меня побрить?
- Да, но только «Невой».
- Да я и не вою. (омофония)
- Как сделать заливное из осетрины?
- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. (жаргонные слова, каламбур)
Слайд 10
Паронимы (Слова, сходные по своему значению или морфологической структуре)
Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов.
Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
Слайд 11
Прочитайте стихотворение Маурина «Утор». Какие слова создают юмористический эффект?
Едва отверзнешь ты свои опухлы вежды,
Оно уж тут как тут – проклятое похмелье!
Ужасен лик его. Вчерашним дышит зельем.
И цвета серого измятые одежды.
Где пировал вчера – припомнить нет надежды.
Мрак поглотил вчерашнее веселье.
И жажда страшная справляет новоселье
Во рту алкавшего дурной портвейн невежды.
И вновь помчишься ты по замкнутому кругу:
Рассол, пирамидон, и, как заведено,
Своим «бросаю пить» порадуешь супругу…
Ах, милый мой алкаш, скажу тебе как другу:
Не пей дешёвое креплёное вино,
Лишь водку чистую возьми себе в подругу! (устаревшие слова)
Слайд 12
Фразеологизмы
- Найдите пары фразеологизмов-антонимов.
- Голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет.
- Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления.
Слайд 13
- Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность, сферу употребления.
- Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, становиться, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.
- Запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический марафон 5-7 классы.Методическая разработка.
Занимательные вопросы по математики для учащихся 5-7 классов....
Интеллектуальная игра "Математический марафон"
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6 - 8 кл....
Математический марафон
Урок алгебры в 8 классе...
Игра "Лингвистический марафон"
Игра "Лингвистический марафон" для 6-классников...
Сертификат об участии в образовательном марафоне "English language teaching"
Сертификат об участии в образовательном марафоне "English language teaching"...
Сертификат об участии в образовательном марафоне "Английский язык 2010"
Сертификат об участии в образовательном марафоне "Английский язык 2010"...