Правописание мягкого знака на конце глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка для учащихся с ОВЗ (УО) 9 класс . Урок закрепления полученных ЗУН. Цель урока: формирование умения правильно писать мягкий в глаголах неопределенной формы, 2-го лица единственного числа, повелительного наклонения.Применяемые технологии: личностно-ориентированные ( опора на субъектный опыт ребенка) , деятельностный подход ( учебный диалог,проблемное обучение.) Используется работа в парах; выбор заданий по желанию .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_myagkogo_znaka_na_kontse_glagolov.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: письмо и развитие речи.
Класс: 9.
Программа: Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по русскому языку под редакцией В.В.Воронковой , допущенной Министерством науки и образования РФ 2012 год.
УМК: Учебник русского языка для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII. Автор Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская , допущено Министерством образования РФ. -М.: «Просвещение», 2004 год.
Тема: Правописание мягкого знака на конце глаголов.
Тип урока: урок закрепления полученных ЗУН.
Используемые технологии: личностно- ориентированные технологии (диалог , опора на субъектный опыт ребенка), деятельностный подход (проблемное обучение, учебный диалог)
Цель: формирование умения правильно писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы, 2-го лица ед. числа, повелительного наклонения.
Задачи:
- Образовательная : повторить правила правописания ь в глаголах; формировать умение правильно писать глаголы в неопределенной форме, 2-го лица единственного числа, повелительного наклонения.
- Развивающая: развивать орфографическую зоркость, монологическую речь.
- Коррекционная :коррекция познавательных процессов, дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза.
- Воспитательная: воспитание положительного отношения к школе, самостоятельности и самоконтроля.
Ожидаемые результаты .
Предметные: 1)знают правила правописания ь у глаголов; 2) умеют применять правила правописания ь в глаголах.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе учиться работать по составленному плану
Познавательные УУД: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя существенному признаку;
Этапы урока. Ход урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Направления коррекционной работы. |
I.Орг. момент. Приветствие учителя - Сегодня замечательный весенний . Он не солнечный , но я думаю, ваше хорошее настроение сделает его лучше. Я хочу чтобы у вас было в течение дня хорошее настроение. Выберите цвет вашего настроения.: зеленый- радостное, синий -спокойное, красный – мрачное, грустное. | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Выбирают карточку с цветом, который соответствует их настроению. | Формирование эмоционально- волевой сферы. |
II.Проверка домашнего задания с. 147 упр. 202. Что надо было сделать в упражнении? (слайд 1,2,3) - Объясните выполненное задание. Проверка индивидуального домашнего задания по теме : «Правописание ча-ща». Проверка домашнего задания для основной группы. Покараульте- пишем ь в глаголе повелительной формы пред частицей те. Аналогично разбираются слова: не печалься, попарься, верьте, не верьте, достаньте, спрячься. - Какое правило помогло его выполнить? Правило: в глаголах повелительной формы перед –ть, -ся ь сохраняется. | Задает вопросы. Направляет. | Вспоминают алгоритм выполнения задания. Объясняют : задаю вопрос, изменяю слово, вспоминаю правило правописания глаголов повелительного наклонения, пишу ь. Делают вывод, формулируют правило. | Формировать умение работать по алгоритму. Развитие устной связной речи. |
III.Целеполагание. (слайд 4,5,6,7,8) -Давайте определим тему урока. Посмотрите на доску. 1. что делать? что сделать? 2.что делаешь? что сделаешь? ь 3.что делай ? что сделай? -Давайте определим , правописание каких глаголов будем повторять? Под цифрой 1- это глаголы какой формы? (неопределенной формы) Под цифрой 2? (2-е лицо ед. число) Под цифрой 3? (повелительная форма). - Что общего в правописании этих глаголов? - Какие правила нам для этого необходимо вспомнить? -Достаточно ли повторить правила? Что еще надо сделать, чтобы научиться правильно писать данные слова. Давайте составим план нашей работы. Составление плана работы. (слайд 9) Повторить: 1.Правило правописания ь у глаголов н.ф. 2.Правило правописания ь у глаголов 2-го лица, ед. числа. 3.Правило правописания ь у глаголов повелительного наклонения. 4.Тренировочные упражнения. | Создает проблемную ситуацию.
Учитель наблюдает, направляет, контролирует. | Определяют характеристики глаголов по вопросам: неопределенная форма; 2- е лицо, ед. число; глаголы повелительного наклонения. Формулируют тему. Составляют план. | |
IV.Актуализация знаний. (слайд 11,12,13) -Чтобы вспомнить правила правописания рассматриваемых глаголов, будем работать в парах. Надо выполнить задание, которое нам поможет в работе. На партах листы с несколькими правилами, конверты с заданием. 1.Урать лишнее слово. 2. Выбрать из предложенных правил, подходящее для данной группы глаголов. 1 вариант: рисовать, писать, смотреть, читаешь, заправлять, узнавать, прочитать, увлечься, засмотреться. 2 вариант: рисуешь, посмотришь, напишешь, догадаешься, играть, провяжешь, гадаешь, любишь, любуешься. 3 вариант: покараульте, верь, достань, спрячь, доверься, кидаешь, откинь. 4 вариант: мышь, дочь, меч, рожь, помощь, молодежь. -Проверим выполненные задания в парах. -Прочитайте слова 1группа. - Какое слово лишнее, почему? - Какое правило сформулируете? Аналогично 2 и 3,4 группы. - Подходят ли слова 4 варианта к нашей теме? Почему? -Какие глаголы сегодня нас интересуют? - Что общего в правописании всех этих глаголов? Физминутка. Упражнение : дети встают , руки вытягивают пред собой. Левая рука ладошкой вверх, правая- вниз. Поочередно ладошки переворачивают. На следующем этапе глазами следят за «открытой» ладошкой. Затем ведут счет в прямом и обратном порядке. | Организует ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующей работы знания. Учитель объясняет задание детям, которые его не поняли. Проверяет выполненное задания, корректирует ( при необходимости), организует работу. Создает проблемную ситуацию. Направляет , подводит к выводу. | Работают в парах, организуют взаимодействие Наблюдают за предложенными словами, сравнивают, находят общий признак слов, убирают лишнее слово, формулируют правило. Рассуждают, приводят доказательства: Лишнее слово- читаешь, потому что это слово 2-о лица ед. числа, а все остальные слова н.ф. - У глаголов н.ф. на конце пишется ь. -Если добавляется частица –ся, то ь сохраняется. Формулируют правило. Формулируют вывод: у данных глаголов пишется на конце ь, при добавлении частицы -ся, -те , ь сохраняется. Называют признаки глаголов, устанавливают связь между ними( пишутся с ь) | Развитие основных мыслительных операций. Развитие устной связной речи. |
V. Применение полученных знаний и умений на практике, формирование навыка. (слайд 14,15,16) - Что из нашего плана мы выполнили? - Нужно ли нам знать эти правила? - Для чего? - Что еще осталось выполнить? - Для чего нам нужен последний пункт нашего плана? -Можем мы его не выполнять? Почему? -Выполним задания, которые помогут нам научиться правильно писать данные глаголы. 1.Задания на разноцветных карточках по уровням сложности. Красная- сложная. Зеленая – не сложная. На столе у вас карточки красного и зеленого цвета. Вы можете выбрать по своему желанию. Зеленая карточка. За чужим погониш…ся- свое потеряешь. Не забуд…те прочитать книгу. Ты поступаеш.. мудро, когда прощаеш.. обиды. Не плюй в колодец: пригодит..ся воды напит..ся. Красная карточка . Вставь слова по смыслу. За двумя зайцами …..,ни одного не ……Чтобы хорошо ……, надо много….Что ….., то и ….. Не на пользу книги…, если только вершки… За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Чтобы хорошо жить, надо много трудиться. Что посеешь, то и пожнешь. Не на пользу книги читать, если только вершки хватать. - А теперь выполним взаимопроверку работ, обменяйтесь с соседом тетрадями. Проверка работ. -Объясните какую букву вставили и почему? -Объясните какое слово вставили и как его записали. Проверьте написанное с образцом. Образец правильно выполненного задания на доске.
2.Задание . 2 ученика работают на компьютерах, выполняют тест по данной теме. Остальные выполняют задание: «Измените глаголы». Глаголы надо изменить так, чтобы мы могли применить правила , которые сегодня повторили. Например, слово одеть в какой форме стоит,? (н.ф.) - Поставьте глагол во 2-е лицо единственное число. - Какой вопрос надо задать к слову? Задание выполняется на доске. Одеть (оденешь, оденьте).Аналогично записываются другие слова. Спрячешь(спрячьте, спрячь, спрятать) Встань (встаньте, встанешь, встать) Исправить ( исправишь, исправишься, исправь, исправьте.) 3.Выбрать и составить предложение с одним из записанных слов.( самостоятельная работа) - Какие предложения записали? - Какое слово из темы урока использовали? В ходе урока ведется индивидуальтная работа с учащимися по теме : « Правописание жи-ши». 1.Детям формулируется правило. 2.Задание «Исправь ошибки». 3.Задание «Вставь пропущенные буквы». 4. Проверь задание по образцу. | Дает задания, возвращает к плану , составленному учащимися в начале урока. Организует дискуссию. Объясняет смысл задания, что можно выбрать любую карточку по желанию. При необходимости проверяет , наблюдает, направляет работу, отвечает на вопросы учеников. Объясняет смысл задания, что можно выбрать любую карточку по желанию. | Анализируют, что выполнили, что надо выполнить. Объясняют для чего надо выполнять тренировочные упражнения. Учащиеся самостоятельно выбирают задание, выполняют. Планируют работу. Наблюдают за словами, характеризуют ,сравнивают , изменяют, объясняют правописание , оперируя правилом. Сравнивают с образцом, устанавливают взаимосвязь между образцом и выполненным заданием, исправляют ошибки, оценивают. Анализируют задание. Называют вопросы: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаешь? что делай? что сделай? Выполняют тест: анализируют задания, вспоминают правило, выбирают правильный ответ. Читают слово, задают вопрос, изменяют , объясняют написание, оперируя правилом, записывают на доске. Читают слова, самостоятельно выбирают , составляют и записывают предложение, контролируют себя ,оперируя правилами правописания. Наблюдают за словами, выбирают, составляют и записывают предложение. | Формирование умения оперировать изученными правилами. Развитие орфографической зоркости. |
VI.Объяснение домашнего задания. - На подготовке надо будет выполнить задание по карточкам. Задания на изучаемую сегодня тему. Разбирать его не будем, потому что все задания аналогичные сегодня мы выполняли. Домашнее задание для индивидуальной группы было дано в ходе самостоятельной работы основной группы по составлению предложения. 1 –вариант. №1.Исправь ошибки. Если ты уважаеш человека, то и он будет уважать тебя. Не забудте выключит телевизор . Семь раз отмерь, один отреж. Покараулте моего коня. №2.Убери лишнее слово в каждой строчке. Уважать, кипит, писать, видеть. Роешь, моешь, держать, убираешься. Верь, попарься, спрячься. №3. Вставь, где надо ь. Спряч..ся за угол, назнач… встречу, уйдет…. За поворот, девочка улыбает….ся , назнач…те экзамен, уходиш… поздно, выставлят… картину, провер…те работу 2 –вариант. №1.Исправь ошибки. Живеш на стороне , а свое село на уме. Семь раз отмерь, один раз отреж. №2.Убери лишнее слово в каждой строчке. Гладишь, стоишь, улыбаться, улыбаешься. Любить, ждать, радоваться, радуйся. №3. Вставь, где надо ь. Уважаеш…. за доброту, одобрят… твое решение, умываеш…ся холодной водой, он научит..ся , 3 –вариант. №1.Вставь, где надо ь. Не ходи в лес один- заблудиш…ся. В лесу можно заблудит…ся. Он обязательно заблудит..ся. | Называет домашнее задание. | Слушают объяснение. | Формировать умение работать по алгоритму, оперировать изученными правилами. Развитие орфографической зоркости. |
VII.Рефлексия. - Давайте вернемся к плану урока. - Легко ли было? Какие трудности встретили? Почему? -Выберите из предложенных высказываний то, которое вам кажется верным и поднимите карточку .1- мне понятна тема;2- я понял, но нужна помощь ;3-мне не понятно. Оценки за урок. -В начале урока вы подняли карточки настроения Покажите ,какое настроение у вас в конце урока. | Спрашивает , анализирует. | Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют свою работу, свое настроение. Выбирают карточки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа"
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий. Цель использования таких технологий: помочь формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Исследов...
Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.
Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Данный урок построен на реализации принципов технологии деятельностного метода....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".
Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...
Разработка урока "Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных".
Урок содержит много интересных заданий устного и письменного характера....
Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих. Буквы о, а на конце наречий. Правописание гласных на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа
Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса с учетом возрастных особенностей и требований ФГОС. Тип урока – урок открытия новых знаний. Тема урока: «Правописание мягкого знака ...