Урок в технологии Педагогическая мастерская.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Высокова Елена Семеновна

О технологии «педагогическая мастерская» я слышала раньше, познакомилась с ней на методическом объединении района, на ПКП по литературному образованию и работала в мастерской на уроках литературы.  Сейчас еще раз изучив теорию мастерских, попробовала применить ее на уроках русского языка в среднем звене. Это были уроки развития речи и назывались «Мастерская творческого письма». Моим ученикам работать в мастерской очень понравилось, некоторые из них посмотрели на себя совсем по-другому, стало больше «хочу» и «могу, чем «не умею» и «не буду».
Хочу поделиться конспектом одного урока в технологии «Мастерская творческого письма». (рассчитан урок на 5 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

О технологии «педагогическая мастерская» я слышала раньше, познакомилась с ней на методическом объединении района, на ПКП по литературному образованию и работала в мастерской на уроках литературы.  Сейчас еще раз изучив теорию мастерских, попробовала применить ее на уроках русского языка в среднем звене. Это были уроки развития речи и назывались «Мастерская творческого письма». Моим ученикам работать в мастерской очень понравилось, некоторые из них посмотрели на себя совсем по-другому, стало больше «хочу» и «могу, чем «не умею» и «не буду».
Хочу поделиться конспектом одного урока в технологии «Мастерская творческого письма». (рассчитан урок на 5 класс)

Тема: Жизнь-радуга.

Цель урока: - коснуться глубинных слоев духовной жизни, формировать навыки творческого письма.
- развитие воображения и творческого мышления учащихся, развитие речи учащихся и культура общения.
- помочь каждому ребенку почувствовать себя мастером.

Оборудование: цветные карандаши или фломастеры, таблица с изображением дуба, бумажные дубовые листочки, ручки, тетради.

     Этап мастерской

                                                    План урока

1. Индуктор.
этот этап готовит участников мастерской к работе.
Задания могут быть разными: рисовать, слушать музыку, читать стихи, размышлять и т.д.
Они отвлекают от действительности, готовят подкорку головного мозга к работе.  Задания нестандартные, создают нелепый хаос в мыслях. Ребята работают индивидуально, общаются в группах, готовят в группе общий ответ. В этом и состоит социализация.

1. Приветствие. Учитель предлагает ученикам  поработать в мастерской, где каждый будет мастером.
2.  Напишите свое имя, обведите его в кружок любого цвета! Назовите свой любимый цвет?
3. Много цветов радуют глаз, душу, сердце человека. Давайте представим их. Я беде называть вам образ, а вы мне цвета, которые у вас к ним ассоциируются: а) лето б) дождик в) небо г) радуга.
Предлагаю послушать  стихотворение А. Береснева:
    Ах, надо же было
    Такому случится:
    Семь перьев в пути
    Оборонила жар-птица.
    А ветер нашел их,
    Присвистнул: «Откуда?»
    Собрал, разложил
    В вышине полукругом-
    И вспыхнуло… чудо
    Ярко над лугом.

 Вопрос:  о каком чуде говорит автор? Запишите это слово, а рядом – какого цвета это семицветное чудо.

А теперь нарисуйте радугу такой, какой вы ее себе представляете.

А теперь посмотрите рисунки друг у друга, поднимите их вверх. Какие красивые, яркие, чудесные, полосатые получились у вас радуги. Молодцы!
4. Предлагаю написать ассоциации к слову радуга. Ребята работают сначала самостоятельно, потом общаются в группах, затем каждая группа зачитывает ассоциации к слову радуга. Учитель записывает на доске: «Радуга-чудо, красота, разноцветная, жизнь, радость, свет, коромысло, пестрая и т.д. ( то что предложат ребята)».
Вопрос:  Как вы думаете, какое слово здесь главное? Что похоже на радугу? (вопросы могут быть другими, наводящими, ребята сами должны выйти на слово жизнь).
Действительно, ребята, у каждого человека самое дорогое – жизнь, у большого - большая, у маленького - маленькая жизнь, у каждого – единственная, разноцветная, пестрая, похожая на радугу.  У жизни может быть много оттенков: голубой цвет означает радость, черный – горе, белый – добро.
5. Таким образом вы подошли к теме нашего урока: «Жизнь – радуга» (Открывается запись темы на доске».

2. Работа по теме.
Материал для работы нужно отбирать тщательно. Этап за этапом приближает участников к созданию социоконструкции или индивидуальной творческой работы. Процессы мышления, общения друг с другом очень важны.

1. Ребята, предлагаю вам заглянуть в себя. Прикройте глаза, почувствуйте себя, услышьте себя. Постарайтесь ответить на вопросы себе: Кто я? Какой я? Каким я себя чувствую? (можно поставить тихую спокойную музыку, можно работать в тишине 1-2 минуты)
Подумали? Молодцы!
А теперь запишите слово «Я» и несколько предложений о своем «Я» т. е. о себе.
-Поделитесь с нами, что у вас получилось.  Ребята по желанию читают то, что написано о себе.
-Спасибо, ребята! Я уверена, что все вы очень интересные; в чем-то похожи, в чем-то неповторимые. У каждого из вас за плечами, пусть небольшая, но ваша жизнь!
2. Давайте попробуем полистать картины вашей жизни. Я предлагаю вам «картину», а вы записываете ассоциации к ним. (работа в группах).
1 гр. «Мой дом»            2 гр. «Новый год»

3 гр. «Школа»   (сколько групп, столько предлагаю «картин». Сначала ребята работают самостоятельно в группах, потом общаются в группе, затем выступают от группы).
-Спасибо за выступления, после которых мне хочется сказать, что мир сложен и прекрасен!
3.  Я предлагаю вам подумать и искренне ответить на вопросы:
- Что я люблю в себе?
- Мое настроение чаще…?
- Что помогает мне в жизни?
- Моя радость?
- Моя печаль?
- Для чего  живу на свете?
Вопрос:  Какой вопрос для вас оказался самым трудным? (как правило, ребята называют последний вопрос) .
Задумайтесь, пожалуйста,  над этим  еще раз, поищите ответ.

4. А теперь, ребята,  попрошу вас представить себе большую поляну, а на ней- большой развесистый дуб (открываю на доске таблицу с изображением дуба) это дерево мудрости . Под ним сидит старый мудрец, который может ответить на любой ваш вопрос о жизни. У вас есть листочки от дерева мудрости,(розданы каждому в начале урока) сформулируйте и запишите на листочке вопрос, который бы вы задали мудрецу. Эти листочки мы приклеим на наше дерево мудрости (приклеивают на доску свои вопросы, я их читаю)
- Молодцы, ребята, интересные вопросы вы придумали для мудреца.
5. Действительно, всем людям хочется многое знать о жизни. А что же такое – жизнь? Вот как отвечает на этот вопрос стихотворение, послушайте:
       Жизнь похожа на ранний дождь,
       Быстрый, шумный, отважный.

        Пролетела и не найдешь

        Капли, - сгибни от жажды!

        Жизнь похожа на злой огонь,

        На пожар басурманий:

        Отпылает, как чей-то конь

        Вдруг проскачет в тумане.

        Жизнь - призвание, черный быт.

        Жизнь - и край, и планета.
       Все, и дальше цокот копыт –

        Звонок в памяти где-то.

        Все, от солнышка до ростка,

        Нянчено синевою.

        Жизнь,  ты так вечна и так близка,
       Плата – лишь головою!

3. Выход на творческую работу.

1. Я предлагаю вам написать слово «жизнь» и подобрать к нему самые близкие слова о жизни.
Поделитесь  своими словами в группе,  дополните свои слова понравившимися, дополните друг друга.

А теперь слово предоставляется каждой группе, а я запишу эти слова на доске.

2. Перечитайте еще раз ваши слова и обведите самое главное, на ваш взгляд, слово. Это слово и будет темой вашей работы. Напишите небольшое сочинение, стихотворение на выбранную тему.  (5-6 минут ребята работают.  У меня результат получился удивительный. Работали все с удовольствием, некоторые написали даже стихи).

3. Предлагаю прочитать свои работы (по желанию).

Молодцы, ребята! Это просто здорово!

4.  Рефлексия.
Очень важный этап, где участники оценивают себя сами, иногда открывают в себе что-то новое, анализируют свои возможности.

Ребята, вспомните, пожалуйста, наш урок и ответьте себе и мне на вопросы:
-Как вы себя чувствуете во время работы в мастерской?

- Легко или трудно вам было работать?

- Какой этап показался вам самым сложным?

- На каком этапе вы работали с особым удовольствием?

- Довольны ли вы своей работой?

5.   Итог.

Ребята, сегодня мы затронули один из сложнейших вопросов: что такое жизнь? Теперь мы скажем, что жизнь-это радуга, пестрая, разнообразная, переменчивая и каждого своя. Спасибо вам за работу! Вы молодцы! Если возникнет желание, сделайте дома рисунок на тему «Моя жинь - радуга». (Д/з в мастерской не задают, но предложить можно).

В мастерских можно затронуть разные темы, например «Дружба», «Любовь», «Мой дом»,  «Счастье» и д.р. Подобрав материал дл мастерской , работая по предложенному алгоритму, можно достичь целей, постановленных мною к уроку. Удачи вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии педагогическая мастерская "Лимерики"

Технология педмастерская "Творческое письмо"...

Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс

Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию....