РП по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Самсонова Виктория Брониславовна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_9_rus._poyasn._zapiska.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы, М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов,  М.:Дрофа, 2010г., соответствует федеральному стандарту основного среднего образования и базисному учебному плану школы.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

           аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

        Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования:

  • предметно-информационный
  • ценностно-ориентационный
  • деятельностно - коммуникативный

Содержание предметно-информационной и деятельностно - коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания на каждой ступени образования.

Предполагаются следующие методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);
  • проблемно-поисковый (как ведущий)
  • Коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.

Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используются учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -  13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

 На изучение русского языка в 9-ом классе государственной программой, в том числе и программой М.М. Разумовской, предусмотрено 2 часа в неделю, за год – 68 часов.

 Из школьного компонента на изучение русского языка добавлен 1 час в неделю, за год – 34 часа. Итого- 102 час.

 Кроме того, в связи с необходимостью организовать подготовку к экзамену в процессе обучения русскому языку в 9 классе в распределение часов на изучение тем курса внесены некоторые уточнения.

 Подготовка к экзамену – сжатому изложению, сочинению и итоговому тестовому контролю – осуществляется на уроках русского языка с использованием учебника и специальной литературы:

 В тематическом планировании выделены специальные часы на подготовку к экзамену: обучение сжатому изложению, контроль за формированием умения подробно и сжато излагать текст и анализ соответствующих контрольных работ. Кроме того, учитель по своему усмотрению может использовать для подготовки к экзаменационной работе резервные часы.

Рабочая программа предполагает включение регионального компонента в связи с особенностями кубанского говора, увеличение количества часов на развитие речи в связи со сдачей экзамена по русскому языку в форме ГИА в рамках предпрофильной подготовки. Содержательных отличий от авторской примерной программы в рабочей программе нет. Рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов соблюдена в соответствии с Примерной программой.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Наименование темы

Авторская программа

Рабочая

программа

1

О языке

5

5

2

Обобщение изученного в 5-8 классах

6

12

3

Синтаксис сложного предложения.  Сложное предложение

2

4

4

Сложносочиненное предложение

5

8

5

Сложноподчиненное предложение

15

32

6

Бессоюзное сложное предложение

7

9

7

Сложное предложение с разными видами связи

5

9

8

Речь

17

20

9

Резервные часы

6

3

Общее количество:

68

102

Содержание программы

О языке (5час).

Обобщение   изученного в   5-8 классах (12 часов).

Основные единицы языка и их особенности (звуки,  морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Требования   к уровню   подготовки   обучающихся.

Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком.

Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях

Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком.

Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфичных (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых). Усовершенствовать навыки   морфологического разбора разных частей речи.

Закрепить навыки выделения в тексте словосочетаний; усовершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения.

На обобщающей основе  (знаки отделяющие и выделяющие) закрепить навыки пунктуации простого предложения. Закрепить навыки орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц.

Синтаксис сложного предложения.  Сложное предложение (4 часа) 

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. 

Требования   к уровню   подготовки   обучающихся.

Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.

Сформировать понятие сложного предложения. Дать девятиклассникам общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания

Знать классификацию сложных предложений.

Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.          

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 часов)  

 Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Требования   к уровню   подготовки   обучающихся.

Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочиненного предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разде –лительные  (со значением чередования событий или их взаимоисключения).

Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений.

Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (32 часов)

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия,  причины,  уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

Предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.

Требования   к уровню   подготовки   учащихся.

Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.

Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять

Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.

Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.

Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным  определительным..Уметь  пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным — простое  предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение  с придаточным определительным в художественных текстах;  уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Знать особенности сложноподчиненного предложения с  придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным  изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным в художественных текстах; уместно  использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным места. Уметь  находить сложноподчиненное предложение с придаточным места в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции

Знать  особенности сложноподчиненного предложения с придаточным времени, уметь их конструировать и находить данные предложения  в художественных текстах ; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах ; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Знать  грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени, уметь их конструировать  и  находить  данные  предложения  в текстах разных стилей речи ; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции,

Знать структурно-семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным цели.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно употреблять  в своей речи подобные синтаксические конструкции .

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным  условия, уметь их конструировать  и находить данные предложения  в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

Знать структурно-семантические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

Знать структурно-семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях разных видов.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 часов)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. 

Требования   к уровню   подготовки   обучающихся.

Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)

Знать важнейшие значения, присущие бессоюзным предложениям:

а) перечисления

б) причины, пояснения, дополнения

в) противопоставления, времени или условия, следствия.

Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (9 часов)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.

Требования   к уровню   подготовки   обучающихся.

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам.

Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи

Проверить подготовку учащихся по родному языку за курс 5—9 классов.

Речь (20часов).

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы : высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?);

высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).

Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).

Совершенствование  написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

На повторение в конце учебного года   отводится 3 часа. 

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.

  1. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
  3. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006
  4. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008
  5. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010.
  6. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка   /  О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.
  2. Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов  /  Под ред. С.Г.Бархударова. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.
  3. Булыко, Александр Николаевич. Современный школьный словарь иностранных слов  /  А.Н.Булыко. – М.: Мартин,2005. - 624с.
  4. Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь  /  Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. – М.: АСТ,1998. – 304с.
  5. Василенко Т.В.Толковый словарь для нач. кл. /  Т.В.Василенко. – М.: Грамотей, 2002с.- 64с.
  6. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: Трудности современного русского произношения и ударения  /  Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляровская.-4-е изд. – Спб.: Академия, 2003.- 160с.
  7. Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов  /  Л.А.Глинкина. – 2-е изд.,испр.,доп. – М.:АСТ, Астрель,2006. -381с.
  8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание /  В.И.Даль. – М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.
  9. Макарова Б.А. 25 грамматических формул по русскому языку для достижения абсолютной грамотности. 5-11 кл. / Б.А. Макарова. – М.: Астрель, 2007.
  10. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2010.
  11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп.  /  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: «ИТИ Технологии», 2008. – 944с.
  12. Ожегов,С.И.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В.Виноградова.- М.: «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.
  13. Орфографический  словарь с грамматическими приложениями: 120 тысяч слов. – М.: Лад Ком, 2010. - 768с.
  14. Орфографический  словарь русского языка для учащихся: 40 000 слов. – М: Лад Ком, 2011. - 448с.
  15. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.

  1. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках / авт.-сост. Н.А. Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов  /  Л.П.Алекторова, Л.А.Ввденская, В.И.Зимин. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 333с.
  3. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, Спб.: Виктория плюс, 2005. - 576с.
  4. Толковый словарь школьника: Энциклопедия для детей / ред.М.Аксенова, А. Голосовская, Ю.Антонова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,2007. -280с.: ил.
  5. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы / Составитель А.Б. Малюшкин – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Ушаков, Д. Н. Современный орфографический  словарь русского языка  /  Д.Н.Ушаков. – М.: РИПОЛ, Классик, 2010.- 509с.
  7. Федорова, Т. Ф. Словообразовательный словарь русского языка  /  Т.Ф.Федорова. – М.: Лад Ком,2011. - 768с.
  8. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь, 2005.
  9. Шанский, Н.М. В мире слов: Кн.для учителя. Очерки о строении, употреблении русских   слов,  – М.: Просвещение, 1985. – 255с.
  10. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание / Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984. -352с.

       Мультимедийные пособия.

Электронный репетитор-тренажер «Наставник»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  10. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  11. http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...