Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку на тему

фомичева ольга викторовна

Разработан блок заданий порусскому языку для учащихся 7-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

  1. Расставьте ударения в словах:

Документ, засуха, положил, хвоя, щавель, дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, столяр, случай, красивее.

  1. Определите состав слов:

Заполярье, загадка, набережная, объявление, птичий.

3.Как выглядит форма повелительного наклонения глагола ездить?

поезжай

ехай

ездий

езди

едь

4.Сгруппируйте родственные слова:

морской, морить, поморы, мухомор, умориться.

5.В какой паре  слова имеют ровно два общих звука?

сбор-узор,

водить - водный

блюдо  - блюду.

отбой- борт,

села - лось.

6.Даны прилагательные:  внешний, тогдаший, нынешний, сегодняшний, сегодняшний. Как раньше выглядело в русском языке слово там?

(а)тама

(б)таме

(в)тами

(г)тамо

(д)Нет данных для ответа на этот вопрос.

    7.Подберите прилагательные к словам: какаду, какао, кафе, портфель, рояль. Определите их род. 

    8. Укажите, какие из данных слов являются однокоренными, а какие — словами разных корней: продлить подлить; затрубить отрубить; виноватый извиняться; преданный проданный; парный паровой; конец кончаться; смешивать смешить; безоблачный разоблачиться; носатый носильщик.

    9.  Как вы понимаете значение слова позор в отрывке из стихотворения Е. А. Баратынского?

Величествен и грустен был позор Пустынных вод, лесов, долин и гор.

     10. .  Какова форма именительного падежа множественного числа от существительных II склонения: дно, шило, полено, судно (корабль)?

8 класс

1.  Расставьте ударения в словах : договор, жаворонок, изобретение, квартал, красивее ,боязнь, обеспечение, предложить, средства, фарфор ,договор, досуг, дочиста, упрочение, формировать, щекотно, углубить, создать...

2.  Объясните этимологию слов туземец, помидор, пельмени, шахматы. Из каких языков они пришли в русский язык?

3.  Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово вода.

Имеющий унылый вид;  неразлучные друзья; делать бесполезную работу; скрыть следы неблаговидного дела; бесследно пропасть, исчезнуть; ничем не проймешь, все нипочем; разоблачить, уличить кого-либо.

4.  Объясните значение омонимов.

Бобер, в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил: «Не помешал?»

Лиса в ответ: «Ах, что вы, друг, напротив!»

И села в кресло мягкое напротив,

И ложечкою чай он помешал.

5.  Какое смысловое различие в выделенных словах:

Густые хлеба в поле –

будет и на столе хлеба вволю.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

И.Соколов-Микитов.

6.  Вспомните русские соответствия пословиц, смысл которых у других народов выражен таким образом:

И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинская).

И на хорошем дереве бывают плохие сучья (мордовская).

И на хорошем нефрите есть пятна (вьетнамская).

Даже в пруду с лотосами водятся лягушки (сенегальская).

И в слоновой кости есть трещины (индонезийская).

7. В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

А.Орлята учатся летать.

Б.Мне слышался знакомый шум домой бегущих табунов.

В.Он прочитал на память несколько строк.

Г.Нас не нужно жалеть.

Д.Цыплят по осени считают.

Е.От добра добра не ищут.

8. Выделите приставки в словах вдобавок, невежда, опровержение, свыкнуться, отлучать, занять, умолкнуть.

9.  Определите состав слов

Гений, синий, подъезд, водопроводный, лисий.

10.  Составьте словосочетания с глаголами дорожить, вдуматься, достучаться, обежать, восхищаться, радоваться, сожалеть, настаивать

9 класс

1.Какое из этих названий отличается от остальных по составу?

(а) коровушка;

(б) заинька;

(в) лисонька;

(г) корюшка;

(д) курочка.

2.В каком словосочетании нет ошибок?

(а) с сентября двухтысячепервого года;

(б)в две тысячи третьем году;

(В) двухсот пятидесятый театральный сезон;

(г) к трехсот тридцатому километру;

(д) на трехсот тридцатом километре.

3.Чьим именем принято называть неправедный суд?

(а) Потемкин;

(б)  Гордий;

(в) Шемяка;

(г)  Валтасар;

(Д) Соломон.

4.Какие из перечисленных слов имеют окончание –ю, а не –и?

1)по истечени…(срока);

2)по прочтени..(книги);

3)по решени..(суда);

4) по возврашени…( в город);

5) по окончани..(школы);

6) по прошестви..(времени);

7) по выражени..(лица)?

5.Какие существительные в этом списке относятся к женскому роду?

Сирота, шасси, гроздь, Таити, какаду, вуаль, ворота, боржоми, сопрано.

6.Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:

1)Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

2)В июне месяце мы всем классом ездили в Санкт-Петербург.

3)Цены на фрукты постоянно растут вверх.

4)Первая премьера пьесы состоится в день учителя.

5)Свободных вакансий, к сожалению, сейчас нет.

6)У обоих учениц замечательные сочинения.

7.Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

-----в----не клади,----востро,----кровью обливается,----не дорос,----не лежит,-----не моргнуть,----не поднимается.-------не оближешь.------подать.----подвешен.-----развесить.-----тонка.----чешутся, без   задних ----,    в ----не дует, в мгновение ---,водить за ---,до мозга ------,золотые ----,как на ----,косая сажень в ----,луженая ----,чесать -----, не казать ----.

8.Найдите архаизмы в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк»:

                         Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

 Исполнись волею моей,

  И, обходя моря и земли,

          Глаголом жги сердца людей.

9.Выполните полный синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Постройте схему предложения. Сделайте морфологический разбор выделенных слов:

Старинные пословицы живут в  нашем родном языке и сегодня в разговоре в книгах так как они украшают речь делают ее живой остроумной.

10.Образуйте форму Р.П. мн.ч.:

апельсин, баржа,кровля,низовье,серьга,ясли,метла,кочерга,дупло,вольт,грабли,рельсы,сапоги,вожжа.

10 класс

1.  Поставьте ударение в словах: втридешева

, ассиметрия, ходатайствовать, генезис, камбала, блокировать, танцовщица, ополоснутый, закупорить, трапеза, ветеринария, афера, бытие, изобретение, мизерный, характерный.

2. Как правильно сказать: планерный или планёрный, побелённый или побеленный?

3.  Прочитайте скороговорки и объясните их звуковые особенности.

Хороши в дорожку пирожки с горошком. Окул бабу обул, да и Окула баба обула. Как   при   Прокопе   кипел   укроп,   так   и   без Прокопа кипит укроп.

3.  Определите значения слова очаг в одноименном стихотворении В. Солоухина.

Безнадежно испорчено слово очаг,

Эти плоские камни в убогом жилище,

Где огонь в непогожие ночи не чах,

Чтоб согрелась семья и поджарилась пища.

Добрый, теплый огонь.

Он в гнезде из камней

Прожил тысячи лет — огнеперая птица.

Был округлым очаг,

Чтобы людям тесней

Вкруг огня в непогожую ночь разместиться.

Но не только огонь и не камни — очаг.

Есть на свете семья, и в теченье столетий

Тосковал мореходец о добрых очах,

Об объятьях жены и о маленьких детях.

Тосковал мореходец,

Рыбак,

Зверолов.

Все мечтал поскорее домой воротиться.

Он вернется домой и устал и суров,

И забьется в камнях огнеперая птица.

«Очаги ТБЦ»,— говорят доктора,

Над больным распрямляя усталые спины.

Захворал у соседей ребенок вчера,

И назвали его очагом скарлатины...

На таком очаге не сготовишь еды,

На ночлеге степном он тебе не приснится.

Там расправила черные крылья беды

И готова взлететь смертоносная птица.

Летуны разлетались в ненастных ночах.

Спит дочурка моя, одеяльцем укрыта...

Как жестоко испорчено слово очаг,

Теплота,

Доброта очага позабыта.

4.  Подберите к французскому  фразеологизму синонимический русский оборот:

Отрезать хвост своей собаке.. Одним камнем дважды ударить.

5. Подчеркните сказуемое, определите его тип:

Мы ждем не дождемся весны.

Петровы - люди небогатые.

Он имел намерение уехать.

Наш любимый Смирнов пришел первым.

Сам работать не работает, да и другим не дает.

6.Расставьте знаки препинания, укажите части речи:

Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.

7.Какой частью речи  является слово один в следующих предложениях:

1) В задачнике жили один да один. (С.Маршак).

2) Вдруг из ворот обгоревшего дома вышел один гражданин незнакомый. (С.Маршак).

3) Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов).

8. О каких словах нужно говорить «имеют окончание», а о каких «оканчиваются на о»?

Спасибо,самбо,кружево,зарево,тоскливо,весело,кино,оно,озеро,колесо,хорошо.

9.Затранскрибируйте слова:

Легкомысленный,конечно,береста,атеизм,что-то,музейный,почтение,мягкость,терминология,фанерный,наконечник,запатентовать,свекла.

10.Объясните смысл крылатого выражения «на седьмом небе». Кому мы обязаны появлением этого устойчивого словосочетания?

11 класс

1.Какое из перечисленных слов по смыслу лишнее?

Поэтесса, молдаванка, утка, волчица, обезьяна, гусыня.

2.Выделите основу и окончание в словах: сеть, сесть, опять, пять, хоть, пусть, путь, пустить.

3.Определите способ образования слов:

потусторонний и сногсшибательный, игольчатый и молочник.

4.Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

Переписка с 88 странами.

5.Дайте краткое толкование слов:

Коллаж, дайджест, ангажемент, приватизация.

6.К устаревшим словам  подберите синонимы из современного русского языка: взирать, денница, тризна, отрок, сонм, лобзать.

7.Какое из этих слов написано неправильно?

(а) абсцисса;

(б) искусство;

(в) руссификация;

(г) глоссарий;

(д) ренессанс.

8.Какое из следующих событий связано с именем знаменитого русского историка Н.М.Карамзина?

(а) исключение из русского алфавита буквы «ять»;

(б) введение в русский алфавит буквы ё;

(в) введение в русский алфавит буквы Й;

(г) введение гражданского шрифта;

(д) разработка теории «трех штилей».

9.Поставьте в форму и.п. мн.ч. слова

дно, шило, полено, судно, зло, лист, колено, корень.

У каких   слов могут быть омонимичные формы?

10. Объясните такие языковые явления, как табу и эвфемизмы.

Вспомните,  какие примеры табу и эвфемизмов встречались в книгах Дж.К.Роулинг «Гарри Поттер», поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»?  

11.Сопоставьте придаточные предложения, определите их вид:

А) Мысль, что Марья Ивановна не успеет выехать, ужаснула меня. (Пушкин).-

Мысль, что пришла мне в голову по дороге домой, была весьма удачной мыслью. (К.Чуковский).

Б) Я слышал то, что вы прошептали.- Я слышал о том, что вы уезжаете в Питер.  

12.Определите синтаксическую роль инфинитива в предложениях:

1) Он пошел курить,  хотя привычка курить сильно ему вредила.

2 Доктор в конце концов запретил ему курить.

3)Он часто приговаривал: «Курить - здоровью вредить».          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....