Занимательно-познавательный материал на внеклассных занятиях.
занимательные факты по русскому языку (5 класс) на тему
Занимательно-познавательный материал для использования во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelno-poznavatelnyy_material.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Иштеряковская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района
Республики Татарстан
Занимательно-познавательный материал на внеклассных занятиях.
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
Гарифуллиной Земфиры Абузаровны
Занимательно-познавательный материал на внеклассных занятиях.
- Игра «Лесенка»
Образуйте новые слова (или формы слов), поочередно прибавляя к слову один звук.
Э | ||
Э | ||
Э |
Междометие
(1.Эх, эхо.)
2. Ответить на шуточные вопросы.
1. Какие личные местоимения имеют значение любого рода? (я, ты, мы, вы.)
2. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот.)
3. Какие местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего.)
4. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он – но.)
5. Какое местоимение может быть суффиксом? ( Местоимение то: как-то, где-то.)
6. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
7. Что под ногами у человека, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)
8. Что делает корова, когда выходит из воды? (Наступает на сухую землю.)
9. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам.)
10. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он через форточку высовывает голову на улицу.)
3. Вопросы и задания для лингвистической викторины.
Учащиеся определяют, чем отличается пары слов друг от друга, анализируют звуки.
- Вьется- бьется 6) Локоть-котел
- Дом-том 7) Долг -долог
- Трест-крест 8) Пила- липа
- Чайка-чайки 9) Съезд- съест
- Код-кот 10) Пруд -прут
11) Сбор- забор 14) Лещ- щель
12) МукА- мУка 15) Удар- ударь
13) Бой- вой
Ответы:
- Отличаются одним (первым) звуком пары слов: вьется-бьется; дом-том- по звонкости/глухости; трест-крест; бой-вой; не первым звуком, а последним- удар-ударь-по твердости/мягкости;
- Одинаковые звуки в словах: код-кот; пруд-прут; съезд- съест; мукА-мУка -по произношению из-за ударения;
- Одинаковые звуки, но разная последовательность в словах лещ- щель, локоть- котел.
- Одинаковые звуки, но количеством различаются , т.к. в одном из слов пары на один звук больше: долг- долог, сбор- забор;
- Двумя звуками различаются пары слов: чайка- чайки, пила- лапа.
- Отрицательные местоимения с частицей НЕ и НИ пишутся слитно. Почему же они написаны раздельно в предложении: Я не знаю ни кто они, ни что они делают?
( В этом случае в предложении нет отрицательных местоимений. Частица НИ выступает здесь в роли разделительного союза.)
- Какое наречие пишется с двумя черточками? (Точь-в-точь).
- В каких наречиях пишется два мягких знака? (Точь-в-точь, чуть-чуть, вскользь.)
- Как объяснить различное написание слов в предложении: Все кричат наперерыв: «А когда ж на перерыв?»
(Наперерыв- наречие, на перерыв- существительное с предлогом.)
Фразеология русского языка.
- Сгруппировать фразеологические обороты в три синонимических ряда:
1-й – «похожи друг на друга»
2-й – «ничем не выделяющийся»
3-й – «очень опытный человек»
Ни рыба ни мясо, стреляный воробей, два сапога пара, ни богу свеча ни черту кочерга, одним миром мазаны, ни то ни се, тертый калач, одного поля ягода.
- Определите в какой профессиональной среде могли возникнуть следующие фразеологизмы:
Проглотить горькую пилюлю (медицинской)
Взять на абордаж (морской)
Играть первую скрипку (музыкальной)
Овчинка выделки не стоит (скорняцкой)
Дать задний ход, пускать пары (железнодорожной)
Без сучка, без задоринки (столярной)
Тянуть лямку (бурлацкой)
3.Назовите автора и произведение, откуда взят этот фразеологизм:
- «Любви все возрасты покорны» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- «Дама приятна во всех отношениях» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
- «Мечты, мечты, где ваша сладость » (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- «А он, мятежный, просит бури» (М.Ю. Лермонтов «Парус»)
- «Помпадуры и помпадурши» (М.Е. Салтыков-Щедрин «Помпадуры и помпадурши»)
Скороговорки
Научитесь произносить скороговорки.
Три дроворуба на трех дровах дрова рубят.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Хвала халве.
Жутко жуку жить на суку.
Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.
Шла Саша по шоссе.
От топота копыт пыль по полю летит.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
У пеньков опять пять опять.
Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, -вот здорово, так здорово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспепкт внеклассного занятия ко Дню матери
Игровая программа "Нам маминых рук не забыть никогда"...
Материал для внеклассного занятия по биологии "Вода"
вода- это жизнь...
внеклассное занятие "Сердце матери"
Данное занятие можно проводить как в детьми, так и с подростками среднего звена в преддверии празников: День матери и Международный Женский День 8 марта....
Использование страноведческого материала на внеклассных занятиях по английскому языку
Лингвострановедческий подход находит все большее признание среди учителей. Он актуален для любого этапа обучения иностранному языку. Важная задача педагога сформировать в сознании учащихся образ сверс...
Материал для уроков и внеклассных занятий по теме "Отклоняющееся поведение"
О вреде курения....
Подборка материала для проведения внеклассного занятия «Числа в загадках, пословицах и поговорках».
В подборке собраны загадки о числах,пословицы, поговорки в которых есть число. Данный материал будет полезен учителям математики для разработки внеклассного мероприятия....
Внеклассное занятие ко Дню Матери.
Внеклассное занятие ко Дню матери....