Урок русского языка в 7 классе. "Опять двойка"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Сочинение по картине прочно вошло в методику преподавания русского языка как способ развития навыков составления текстов типа речи описание. Урок интересен своей подготовительной частью, в которой рассказываются некоторые факты биографии художника Решетникова, автора картины "Опять двойка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(развитие речи, 7 класс, программа М. М. Разумовской)
Тема: Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»
Цель: 1. Повторить и обобщить материал по теме: «Описание состояния человека».
2. Научиться самостоятельно составлять тексты с элементами описания состояния человека.
3. Научиться элементарному анализу произведения изобразительного искусства.
4. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству Ф. П. Решетникова.
Оборудование: 1.Лекционный материал по жизни и творчеству Ф. П. Решетникова.
2. Презентация (портрет художника, репродукция картины «Опять двойка», схема композиции сочинения по картине).
3. Учебник М. М. Разумовской для 7 класса.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, оформление записей в тетради.
2. Подготовка к теме урока через повторение и определение цели урока.
– В течение двух предыдущих уроков мы знакомились с новой для вас разновидностью типа речи описание – с описанием состояния человека. Ответьте, с помощью чего в тексте создается описание состояния человек? (с помощью особого построения предложений: предложения со словами категории состояния, с безличными глаголами).
– В текстах каких стилей мы чаще можем встретить подобные описания? (в художественном стиле и в разговорном).
– Верно, подобные тексты мы чаще всего встречаем в художественной речи, в разговоре или, например, при ведении личного дневника. А что может предшествовать описанию состояния человека? (повествование, описание состояния природы и среды, рассуждение).
– Иными словами, предшествовать описанию состояния человека может текст любого типа речи. Теперь мы на практике определим, что может стать причиной того или иного состояния человека. Сейчас вы под диктовку запишите фрагмент текста, самостоятельно определите стиль и тип речи и продолжите его одним-двумя предложениями, в которых будет показано состояние человека (задача: показать связь описания состояния человека с другими типами речи, научиться составлять тексты этого типа речи).
Кто не езжал по нашим степям, тот не может составить себе никакого понятия о степной метели. Сперва валит снег, и ветер порывисто сыплет им во все стороны, не зная отпора и преграды. Земля, как скованное море, покрытое беспредельною хрупкою скатертью, резко отделяется от черного неба, нависшего над ней другой сплошною, черною степью. Все безлюдно, мертво, дико и полно суровой таинственности. Начинается что-то непонятное, чудное, невыразимое... (Страшно оказаться во время такой метели в степи! Ты чувствуешь, насколько слаб, беспомощен и беззащитен человек перед силами стихии).
– Стиль речи этого текста? (художественный).
– Тип речи? (описание состояния природы с элементами описания слстояния человека).
– Какой виды пунктограмм, изученных ранее, встречаются в этом тексте? (обособления причастного оборота, стоящего после определяемого слова; ряды однородных членов, обособления деепричастного оборота).
– Какие орфограммы встретились Вам в тексте? (правописание корневых безударных гласных; правописание приставок; правописание НЕ с разными частями речи, правописание наречий). Выделите их и объясните графически.
– Итак, мы с вами уже знаем, по каким правилам создается текст с описанием состояния человека. Но прежде мы составляли лишь фрагменты текста, описывая состояние только одного человека. Задача, которая стоит перед вами сегодня, гораздо сложнее. Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине, в котором нам придется дать описание состояние сразу нескольких персонажей. К тому же вам придется самим предположить, что стало причиной того или иного состояния героев, что предшествовало моменту, изображенному на картине. А работать мы будем с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».
3. Лекция: «Жизнь и творчество Ф. П. Решетникова» (материал лекции, следующий далее, является ориентировочно-справочным, его можно сократить в зависимости от того, каким временем располагает учитель на уроке; лекция сопровождается презентацией с портретом и датами жизни художника).
– Для начала поговорим об ее авторе — художнике Федоре Павловиче Решетникове.
Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в украинском селе Сурско-Литовском. Когда мальчику исполнилось 3 года, умерли его родители. Федя стал жить со старшим братом, который был художником, он ходил по деревням и расписывал церкви.
Федя помогал брату растирать краски, мыл кисти, тайком от всех пробовал рисовать сам.
Время было тяжелое, голодное — шла Гражданская война. И Федя решил уйти из дома, чтобы не быть в тягость семье брата.
Всюду, где только мог, он искал работу. Был и плотником, и маляром, и шахтером. И как бы трудно ему ни приходилось, каждую свободную минуту он рисовал. Особенно ему нравилось делать веселые рисунки — карикатуры.
Кончилась Гражданская война. Прошли годы. Решетников получил возможность учиться. Он поехал в Москву и вскоре стал студентом художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.
В детстве Ф.П.Решетников, как и все мальчишки, очень увлекался рассказами о дальних странствиях, об опасных приключениях и мечтал о путешествиях в неведомые края.
И вот в студенческие годы его желание самым неожиданным образом осуществилось.
Это было время всеобщего увлечения Арктикой. Решетникову очень хотелось побывать в Арктике, своими глазами увидеть северное сияние, белых медведей, царство вечного холода. В это время ледокол «Сибиряков» собирался пробиться от Архангельска к Берингову проливу. Но начальник экспедиции, замечательный ученый Отто Юльевич Шмидт, сказал: «Мест нет. Экспедиция набрана год назад». Тогда Решетников познакомился со многими членами экипажа. Он рисовал своих новых друзей, и они от души смеялись над его веселыми карикатурами.
Шмидту понравился молодой жизнерадостный художник. Он подумал, что в суровом арктическом походе его присутствие на корабле будет полезно людям, и зачислил Решетникова в команду.
Федор Павлович Решетников действительно стал незаменимым членом экипажа — помогал кочегарам, матросам, нес вахту и рисовал. Он придумал стенную газету «Ледовый крокодил», для которой делал смешные рисунки с забавными подписями. За участие в походе на «Сибирякове» Решетникова наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Спустя год Шмидт стал собираться в новую экспедицию на пароходе «Челюскин» и, уже не задумываясь, включил художника в состав экипажа.
В Чукотском море случилась беда: могучие льды стали сжимать корабль, стальная обшивка не выдержала и лопнула, в трюмы хлынула вода.
Вся страна с волнением следила за челюскинцами, за их мужественной жизнью на льдине. Когда отважные летчики спасли всех, народ восхищался летчиками. Они стали первыми Героями Советского Союза. Много лет спустя Федор Решетников написал их групповой портрет.
Но больше всех других тем для творчества Решетникова всегда интересовал мир детей. Наблюдая за жизнью ребят, он всегда подмечал множество интересных, забавных деталей и переносил их на свои полотна. Одна из таких картин – «Опять двойка!». Как вы думаете, что может быть изображено на такой картине? (школа, неуспевающий ученик стоит у доски, над ним посмеиваются одноклассники, учитель рассержен). А теперь посмотрите на картину (обращаемся к презентации). Здесь нет ни школы, ни одноклассников, ни учителя. Сейчас я расскажу вам, почему.
Решетников задумал написать картину о школе. Вот перед нами первый рисунок. На нем изображен класс, ребята за партами, учитель и мальчик, не выучивший урок, т. е. все в точности так, как Вы и предполагали. Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.
Но Решетникову что-то не понравилось в этом наброске. Ему показалось, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка — очень неприятная для всей семьи отметка, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!
Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.
Сначала на рисунках были только мальчик и мать. Для героя своей картины Решетников подбирал натурщиков – людей, похожих на тех, каких он хотел изобразить. Однажды во дворе он увидел лопоухого вихрастого мальчишку – вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Очень может быть, что вратарь тогда не согласился бы позировать.
Потом художник решил ввести еще один важный персонаж. Ну и намучился с ним Федор Павлович, пока рисовал! Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, встав на задние лапы, с охотой к ней тянулся. А Решетников в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.
В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Наконец долгая подготовительная работа была закончена. На подрамник натянут холст, и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.
На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный Дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь, и окно. Вот и вся комната.
4. Беседа по картине.
– Итак, что изобразил художник на своей картине? Каков ее сюжет? (мальчика-двоечника, его семью и собаку; сцена из жизни школьника).
– Какие эмоции передает картина? (вроде бы и забавная ситуация, но мальчика жалко; видны разочарование и огорчение мамы; радость собаки).
– Кто изображен на первом плане? Почему? (мальчик и собака; мальчик – главный персонаж картины, а собака – единственный персонаж, который радостно встречает главного героя).
– Опишите мальчика (раскрасневшийся, взъерошенный, в потертом пальто, с потрепанным, перевязанным веревкой портфелем, из которого торчат коньки, смущенный, с потупленным взглядом, смотрит в пол).
– А теперь опишите персонажа, который больше всех остальных расстроен происходящим? (это мама героя; уставшая, в фартуке и косынке, руки опустила на колени, разочарованная; она потеряла надежду заставить сына добросовестно относиться к учебе). Что вам помогло понять, что она действительно устала бороться с нерадивостью сына? (об этом говорит ее положение: опустилась на стул, сложила руки на коленях, у нее усталый взгляд, взгляд отчаявшегося человека).
– А какой мы видим сестру героя? (аккуратная в одежде, с пионерским галстуком на шее, прилежная ученица, у которой все книги и тетради на столе лежат в образцовом порядке; смотрит на брата с укоризной, сердито, раздраженно; не понимает, как можно быть таким безалаберным разгильдяем; ей обидно за маму, которая постоянно огорчается из-за брата-двоечника).
– Что мы можем сказать про младшего брата? (беззаботный малыш, приехал в комнату на велосипеде; улыбается; не совсем понятно, почему он улыбается: то ли просто не знает, почему так опечалены все члены семьи, то ли не без ехидства потешается над братом, которого опять накажут).
– Какой персонаж своим настроением и поведением немного выбивается из картины происходящего? (собака; она искренне рада хозяину; мальчик для нее – друг, поэтому она и пытается его развеселить).
– Действительно, собака изображена на картине не случайно. Он ловно бы говорит: «Нашли из-за чего расстраиваться! Пустяки! Это ведь всего-навсего отметка, которую, приложив усилия, можно исправить. Главное, что мы все вместе и теперь сможем поиграть!». Как ни странно, но именно образ собаки добавляет в картину немного философского видения художником смысла жизни: главное – это отношения между близкими людьми, желание и умение прийти на помощь, поддержать, когда это необходимо. Обо всех неприятностях, подобным полученной двойке, годы спустя люди вспоминают с улыбкой. А воспоминания и представления о семейных отношениях имеют огромное значение для человека. Именно отношениями в семье формируется личность человека. Поэтому так важно знать, как вести себя с близкими в той или иной ситуации. Чтобы не обидеть, не ранить словом, а помочь и поддержать.
5. Словарная работа
– Попробуем теперь подобрать ключевые слова и ряды синонимов, чтобы избежать повторов при написании сочинения.
Герой картины
Мальчуган, мальчишка, он, ученик, двоечник, прогульщик, проказник. Лукавый и виноватый вид. Глаза опущены, брови приподняты, губы надуты. Хохолок на макушке. Раскаивается, что прогонял на коньках. Видавший виды портфель перевязан веревочкой, замок сломан. Может, он катался не только на коньках, но и на портфеле?
Мама
Расстроена, огорчена, смотрит с укоризной, в отчаянии опустилась на стул, руки уронила на колени.
Сестра
Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе, сердито.
Братишка
Катается на велосипеде. Смотрит и ехидно посмеивается.
Собака
Радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь.
6. Работа над композицией сочинения
– анализируя ваши предыдущие работы, я пришла к выводу, что вы не всегда можете правильно структурировать материал сочинения. Поэтому обратимся к слайду, на котором дан условный план сочинения. Это тот основной макет, по которому должны строиться ваши работы. Следование этому плану поможет избежать логических и смысловых ошибок.
- Вступление (сведения о картине и художнике, дата написания картины).
- Основная часть (анализ картины: ее сюжет и персонажи; что предшествовало ситуации, которая изображена на картине).
- Заключение (эмоциональный фон, который создает картина; личное впечатление от картины).
– Запишите план в тетради. Теперь откройте дневники и запишите д/з: Упр. №323 (закончить работу над сочинением). Пока не прозвенел звонок, можете приступить к работе над черновиком сочинения.
– Спасибо за урок, до свидания.
АНАЛИЗ УРОКА
Ранее усвоенные учащимися теоретические сведения по теме «Описание состояние человека» были проверены в процессе выполнения практических упражнений и последующего фронтального опроса.
Письменное домашнее задание проверялось также в ходе выполнения практического упражнения, которое было аналогичным домашнему (с той лишь разницей, что текст в домашнем упражнении был повествованием в элементами описания состояния человека).
При выполнении упражнения необходимо было сопоставить тексты разных типов речи и сделать вывод о том, какие же типы речи могут предшествовать описанию состояния человека.
Наряду с повторением и обобщением теоретического материала, который был изучен на предыдущих уроках, было необходимо освежить в памяти учащихся пунктограммы и орфограммы, вызывающие наибольшее затруднение. Это обособление причастных и деепричастных оборотов, правописание наречий (эта тема предшествовала материалу по развитию речи и связана с новой темой «Категория состояния и ее отличие от других частей речи»; правописание НЕ с разными частями речи).
Так как перед нами стояла задача подготовить учеников к написанию сочинения по картине, то приоритетное значение имела актуализация теоретических знаний обо всех типах речи, которые были изучены и могут быть использованы в работе. Кроме того, необходимо было сделать акцент на том, при помощи каких речевых средств создается описание состояния человека, а именно на употребление определенных синтаксических конструкций (односоставные безличные предложения, односоставные предложения с главным членом категорией состояния).
В ходе урока постепенно повышалась степень самостоятельности учащихся в работе. Первое задание они выполняли самостоятельно, но проверка была совместной. Далее следовало совместное обсуждение репродукции, которое дало возможность ученикам, не владеющим навыками описания картины, послушать выступления других и по образцу создать свой текст. Урок заканчивается творческим заданием, которое предлагается выполнить дома. Однако начать работу над черновиками лучше в классе, чтобы сохранить эмоциональный фон и свежесть впечатления от картины.
На уроке соотносились, дополняя друг друга, различные виды деятельности: обучающий диктант с самопроверкой, фронтальный опрос, лекция, беседа, составление опорных материалов для сочинения (ключевые слова), анализ композиции сочинения. Это дало возможность, во-первых, провести орфографическую подготовку к сочинению, во-вторых, повторить и обобщить пройденный материал, в-третьих, обратиться к личному опыту детей и их эмоциям, что необходимо для плодотворной творческой работы. Учащиеся активно работали на уроке, подбирая синонимы и словесно описывая картину, это способствовало тому, что в своих сочинениях они использовали гораздо больше лексических единиц, чем они делают это обыкновенно. Активная самостоятельная речевая деятельность на уроке дала неплохой результат. Как показал последующий анализ сочинений, в работах было допущено значительно меньше таких речевых ошибок, как повтор или неуместное употребление слова из-за отсутствия его значения.
Задания на уроке нельзя назвать однообразными. Об этом говорит и высокая активность учеников на уроке. Кроме того, почти половину урока занимала самостоятельная деятельность.
В целом, урок был очень удачным. Очень порадовали результаты сочинений. Их анализ дал понять, что ни один компонент урока не пропал зря. Во-первых, в сочинениях активно использовались безличные конструкции и слова категории состояния, что отразило глубину осмысления ребятами пройденной темы. Во-вторых, использованные в сочинениях причастные и деепричастные обороты в большинстве случаев были правильно обособленны. В-третьих, не остались без внимания и требования к композиции сочинения. Каждый ученик творчески подошел к написанию вступительной и заключительной частей. Очень помог ребятам лекционный материал об авторе и о создании картины.
Мнения детей и та форма, в которой они высказаны, были неповторимы. При проверке создалось впечатление, что действительно читаешь работы тридцати абсолютно разных по характеру и авторскому стилю людей, а не тридцать вариаций с одним и тем же набором слов и фраз на одну тему. Именно поэтому, я считаю, что урок был успешным и действительно научил детей работать с картиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...