Доклад на "Гимназические чтения -2014"
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Результаты работы с тенологиями медиаобразования за 2013-22014 уч.г. Есть, чем поделиться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lonshakova_doklad.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.М. Лоншакова
г. Хабаровск
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ИНТУИЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Средства массовой информации с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе.
Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, которое «Российская педагогическая энциклопедия» трактует как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия 1993: 555].
За последние 10 лет система СМИ несколько изменилась. Изменились и предпочтения молодежи: редкого подростка модно упрекнуть в том, что он часами сидит перед телевизором. Телевидению современная молодежь предпочитает Интернет. Предпочитает в силу многих обстоятельств, одно из которых – наличие быстрой и удобной обратной связи с источником информации. Иначе говоря, новость можно прокомментировать и даже оспорить ее достоверность. Можно по-разному относиться к сложным взаимоотношениям подрастающего поколения с глобальной сетью, но отрицать огромного влияния, которое она оказывает нельзя. Однако это можно и нужно использовать в педагогических целях.
Так, в качестве темы проекта в 3-й четверти текущего учебного года ученикам 8-б и 8-в классов МБОУ Гимназия №3 была предложена тема: «Нарушение норм современного русского литературного языка в текстах социальных сетей». Дадим несколько пояснений относительно формулировки темы. Что касается понятия нормы литературного языка – оно для восьмиклассников не является новым. Более того, для систематизации теоретических знаний по русскому языку в 2-й четверти ребята выполняли вводный проект по теме «Нормы русского литературного языка: от истории к современности». Поэтому проект в 3-й четверти стал логическим продолжением этой работы. Другой принципиально важный момент – выбор источника материала для языкового анализа. Рекламные тексты были исключены сразу же. Во-первых, рекламный текст имеет огромное количество специфических особенностей, с которыми учащиеся общеобразовательных учреждений не знакомы. Следовательно, отличить нарушение норм языка как ошибку от нарушения как приема языковой игры многие не в состоянии. Во-вторых, рекламные тексты изучены уже достаточно подробно – школьный проект вряд ли добавит в эту сформированную научную картину что-то новое. И, в-третьих, рекламные тексты не представляют интереса у молодежи, а заинтересованность в работе – одно из условий успешной реализации проектной деятельности.
По нескольким причинам остановились именно на текстах социальных сетей.
1) Это те тексты, с которыми подростки сталкиваются ежедневно, следовательно, дополнительной работой по поиску материала они не нагружены.
2) Это тексты, связанные с их личными интересами (кто-то рассматривал паблики о спорте, кто-то – о новостях фэшн-индустрии, кто-то – о современных технологиях).
3) Эти тексты, именуемые иначе «паблики», если исходить из точки зрения, представленной в исследовании Кальницкой С. С., созданном под научным руководством И.И. Засурского (признанного авторитета в области теории массовых коммуникаций), тоже являются СМИ, хотя и совершенно особого формата. «Группы во «ВКонтакте» появились достаточно давно. Но только в последние несколько лет их формат стал трансформироваться в нечто, напоминающее серьезный канал для передачи информации. Они стали «обрастать» теми основными признаками, которые присущи традиционным СМИ: массовостью, публичностью и периодичностью. Но помимо этих признаков они, естественно, имеют и черты электронных изданий: интерактивность, гипертекстуальность, мгновенность, измеримость, инфоцентричность и другие» [Кальницкая 2013: 4].
Теперь обсудим результаты работы. Конечно, нельзя сказать, что абсолютно все проекты претендуют на звание научной работы. Но цель и учебные задачи проектной деятельности на уроках русского языка совсем иные. На наш взгляд, главная цель работы – развитие критического отношения к печатному слову – была достигнута. А именно критическое отношение к слову, и чужому, и своему, – один из показателей формирования чувства языка, языковой интуиции. Уже после защиты проектов учащиеся подходили и делились впечатлениями от «по-новому прочитанных давно знакомых текстов». Отмечу, что после данной работы ребята вообще стали внимательнее к слову, даже если это касается текстов учебной литературы (некорректная или двусмысленная формулировка вопроса и пр.). Если все же говорить о научной перспективе данной темы, то можно отметить, что два наиболее интересных проекта переросли в доклад, с которым ученики выступили на школьном этапе Научно-практической конференции. Планируется работать с этой темой далее, обогащая ее новым практическим материалом. На следующем этапе планируется классифицировать наиболее частотные ошибки, опираясь на существующие классификации. Наиболее привлекательная конечная цель исследования по данной теме – создания электронного мини-справочника, оснащенного системой гиперссылок, под рабочим названием «Грамотный паблик – это просто».
Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы вернуться к методике медиаобразования, некоторые технологии которой были использованы в данном проекте. Эта методика предполагает не только констатацию уровней развития и восприятия произведений медиакультуры в данной аудитории и анализ этой аудиторией уже существующих медиа [Федоров А.В.]. И.А. Фатеева предлагает медиаобразовательный проект – создание учащимися своего медиапродукта [И.А. Фатеева]. Хотелось бы надеяться, что подобный проект удастся реализовать в скором будущем и нам с учениками.
ЛИТЕРАТУРА
Кальницкая С. С. Группы и публичные страницы в социальных сетях как новый вид СМИ / C.С. Кальницкая. Электронный ресурс. [Режим доступа: http://vernsky.ru/pubs/776/Gruppy_i_publichnye_stranitsy_v_sotsialnyh_setyah_kak_novyy_vid_SMI ].
Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография / И.А. Фатеева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов: монография / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. – 314 c.
Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня: монография / А.В. Федоров. – МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. – 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в образовательном форуме «Глинские чтения» 2014 года
XXIII Международный образовательный форум «Глинские чтения» традиционно провёл свою работу 27-29 июля при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ...
Презентация к докладу на педчтениях 2014 года
Презентация к докладу на педчтениях 2014 года...
Педагогические чтения 2014-2015учебный год
Использование методов художественно-педагогической драматургии и погружения на уроках музыки в начальных классах...
Доклад по самообразованию (2014 – 2015 уч. г.). Тема: «Использование игровых моментов и дидактических игр на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП».
В докладе рассказывается о том, что игра является уникальным средством всестороннего развития личности ребёнка, особенно детей с недостатками слуха, источником усвоения самых разнообразных знаний и ум...
Публичный доклад за 2013-2014 учебный год
Публичный доклад за 2013-2014 учебный год...
Доклад: "Методы обучения" 2014 г.
В докладе описаны основные методы обучения детей с ОВЗ....