Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) на тему
Помощь ученикам в правильном написании сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассуждение
как вид творческого задания ЕГЭ
Информация об учителе
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 145 Калининского района Санкт-Петербурга
- Амирагова Алла Ильинична, учитель русского языка и литературы.
- Рабочий телефон: 534-33-76; мобильный телефон: 89119740157
- Программа: Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы-составители: А.И.Власенков, Л.М. Рыбченков, базовый уровень
- Учебник для 10-11 классов. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., 2009
Тема урока: Сочинение- рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ.
Задачи урока:
Образовательные:
- Показать, какую роль в жизни человека выполняют знания о языке.
- Формировать представления учащихся о роли языковых средств как средств коммуникации.
- Продолжать формировать специальные умения анализа текстов.
- Сообщить необходимые знания и формировать учебно-языковые, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Развивающие:
- Развивать навыки аргументированной монологической и диалогической речи.
- Развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности.
- Развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать аналитические способности учащихся, память.
- Содействовать развитию речевых навыков детей.
- Развивать интерес к предмету.
- Учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.
- Развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
- Воспитывать способность к толерантности и уважительному отношению к различным взглядам.
- Прививать любовь к русскому языку, учить видеть его красоту.
- Дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя более сложные задачи, упражнения, учащиеся продвигаются в своем интеллектуальном, волевом развитии.
- Создать атмосферу коллективного поиска.
- Содействовать в ходе урока созиданию мировоззренческих понятий.
- Осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
- Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
Межпредметные связи: литература, история.
Технологии: кейс-метод.
Оборудование: компьютер-проектор, программные средства, кейсы (раздаточный материал)
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- формировать умение формулировать свои мысли, актуализировать полученные ранее речевые навыки. - овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; - приобретение и систематизация знаний о языке; - овладение орфографией и пунктуацией; - раскрытие воспитательного потенциала русского языка; - развитие чувства языка. - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; - формирование знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - анализировать, обобщать, делать выводы, определять понятия. находить необходимую информацию; - анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы. Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - уметь планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. -работать по плану. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; - уметь взаимодействовать. - излагать свое мнение; - понимать позицию другого; - осознанно использовать речевые средства. - создавать устные и письменные (презентация) тексты; | - способность к самооценке. -аргументированно оценивать свои и чужие мысли. - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. |
Ход урока
- Объявление темы и цели урока: «Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ»
Цель: учить анализировать текст, составлять и писать текст рассуждения.
- Этапы работы над сочинением:
- прочитать текст;
- выделить основные предложения, которые помогут определить одну из проблем текста;
- сформулировать проблему (желательно в виде вопроса).
Проблема - это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).
Что значит «сформулировать» проблему текста?
В словаре С.И Ожегова читаем: «формулировать» = кратко и точно выражать мысль. Значит, в нашем случае при анализе исходного текста вы должны уметь кратко и точно называть вопросы, которые особенно интересовали автора при написании конкретного текста.
В тексте чаще всего бывает не одна, а несколько проблем. И самое разумное, конечно, в этом случае – выделить главную проблему. Основная проблема, безусловно, это та проблема, по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
- прокомментировать проблему
Комментарий проблемы – это не пересказ текста.
Обычно под комментарием понимают «толкование», пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста. Комментарий - это та часть вашей работы, которая демонстрирует ваше умение находить и пояснять смысловые компоненты текста (в данном случае – проблему текста). Читая ваш комментарий, эксперты проверяют не только ваше умение строить связное монологическое высказывание, но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором, умеете ли вы следить за ходом авторской мысли.
- сформулировать позицию автора.
Что значит сформулировать авторскую позицию?
Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?
- выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись с позицией автора.
Ваше мнение (ваше отношение к позиции автора), безусловно, должно соотноситься с проблематикой исходного текста!
А что значит аргументированно выразить собственное мнение? Что такое аргументация?
Аргументация – это привидение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли.
Ваше аргументированное суждение будет представлять собой, по сути дела, микротекст-рассуждение. Вспомним схему построения классического текста-рассуждения:
- тезис (положение, которое надо доказать);
- аргументация (доказательства, доводы);
- вывод (общий итог).
- привести два аргумента, желательно один из художественной литературы
- заключение
- Анализ текста
(1)Прошло уже сто лет, как в северной части Атлантики затонул очень большой пассажирский корабль под названием «Титаник». (2)Теперь название это знает каждый. (3) Историки установили: за две тысячи лет по разным причинам потерян миллион кораблей. (4)Старое правило жизни на Земле гласит: «Плавать по морю необходимо…». (5)Но при этом не дает права забывать о потерях. (6)Такой памятной стала и эта трагедия большого судна, шедшего из Европы в Америку. (7) За сто лет, даже после большой кровавой войны, о гибели «Титаника» не позабыли. (8)За сто лет создано несколько больших фильмов, написаны романы об этой трагедии, много было исследований, почему это случилось. (9) Гибель «Титаника» сделалась символом…
(10)Спуск «Титаника» на воду сопровождался шумной рекламой: «мост через океан создан», «самый большой непотопляемый корабль отправляется в плавание», «вызов земной стихии» и так далее. (11)Самые богатые люди решили «отметиться» в этом престижном плавании. (12)Золочёная мебель кают и многочисленных ресторанов, мрамор турецких бань, пальмовый сад и гимнастические залы…
(13)Ночь после 14 апреля была холодной, но тихой. (14)Чистое небо было звездным, безлунным. (15)Корабль резал воду с предельной для него скоростью. (16)В большом зале играл оркестр. (17)Публика веселилась, обсуждала великолепное путешествие. (18)На высокой мачте сидел «вперёд смотрящий», готовый подать сигнал о препятствии по курсу. (19)Но все было спокойно.(20) И вдруг наблюдатель увидел, как звезды на небе накрыла какая-то тень. (21) Айсберг? (22)Наблюдатель сразу подал сигнал: три раза ударил в колокол! (23)Но возможность дать задний ход и повернуть в сторону тяжелый корабль была упущена. (24)Ледяная гора ударила в бок судну и распорола борт ниже ватерлинии. (25)В большую щель хлынула вода…
(26)На борту «Титаника» было более двух тысяч человек – пассажиры и команда судна. (27)Капитан не дал сигнала SOS в нужное время. (28)Команда не знала что делать. (29)Нельзя было найти дорогу по лестницам, лифтам и тупикам корабля наверх, к шлюпкам. (30)За места в них шла отчаянная схватка. (31)Уже после гибели «Титаника» стало известно: шлюпок изначально было меньше, чем пассажиров. (32)1028 человек с самого начала были принесены в жертву…
(33)В чем же причина трагедии большого судна? (34)В беспечности, высокомерии, бахвальстве, мол, деньги обойдут все препятствия. (35)Капитану «Титаника» со встречных судов поступали предупреждения о появлении айсбергов, температура воды упала до одного градуса ниже нуля, и только морская соль препятствовала её замерзанию. (36)Но самый высокооплачиваемый капитан в мире, 62-летний Эдвард Смит, в эту безлунную ночь держался прежнего курса.
(37)Известный морской писатель Конрад в те дни написал: катастрофу вполне можно было предвидеть. (38)Она случилась потому, что некоторые люди искали расположения богачей, - и вот результат!
(39)Катастрофы были и после «Титаника». (40)В 30-е годы погиб огромный советский самолет «Максим Горький» - погиб из-за того, что пилот военного истребителя решил, что может облететь большой самолет на своем маленьком истребителе.
(41)Из морских крушений в памяти гибель во льдах парохода «Челюскин». (42)Но тогда благодаря хорошей организации участников научной экспедиции спасли: высадили на льдине с палатками, снаряжением и провиантом. (43)А герои-летчики доставили их на Большую землю.
(44)Катастрофа «Титаника» в 1912 году на все времена оставила предупреждение: силы природных стихий не сдаются легкомысленным, без высоких целей людям.
(По В.Пескову)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- На каких предложениях остановилось ваше внимание? -Какова же одна из проблем текста? Сформулируйте проблему. Прокомментируйте данную проблему. Сформулируйте позицию автора? Помните, что позиция автора – это ответ на поставленную проблему. Выразите свое отношение к позиции автора. Приведите 2 аргумента в защиту своей точки зрения. Сформулируйте заключительную часть сочинения. | Ответы учеников. Предложение №1, №10,№20, 21, №30, №31, №33, №34, №35 В чем же причина трагедии большого судна? Ответы: предложения №35, №36, №27 Ищут ответ в тексте ( №34, №31) Приводят аргументы Выражают благодарность автору за доставленную возможность порассуждать на одну из проблем |
- Итог урока - написание сочинения-рассуждения.
Одно из сочинений учащихся
В чем же причина трагедии «Титаника»? Об этом предлагает нам порассуждать Василий Михайлович Песков – писатель, журналист, путешественник.
Комментируя данную проблему, В.М. Песков обращает наше внимание на то, что капитану «Титаника» со встречных судов поступили предупреждения о появлении айсбергов. Автор акцентирует наше внимание также на том, что 62 –летний Эдвард Смит пренебрег тем, что вода упала до одного градуса ниже нуля, и только морская соль препятствовала замерзанию. И самое трагичное в том, как указывает писатель, что капитан не дал сигнала SOS в нужное время.
В.М. Песков считает, что причина трагедии большого судна заключается в беспечности, высокомерии, бахвальстве капитана «Титаника». Автор подмечает, что после гибели «Титаника» стало известно, что шлюпок изначально было меньше, чем пассажиров.
Я не могу не согласиться с В.М.Песковым. Действительно, катастрофа «Титаника» произошла из-за беспечности, высокомерия, бахвальстве капитана Эдварда Смита. Я согласна с автором, что катастрофа «Титаника» в 1912 году на все времена оставила предупреждение: силы природных стихий не сдаются легкомысленным, без высоких целей людям.
В подтверждении своей точки зрения, привожу примеры из жизни. В одном из многоэтажных домов Санкт-Петербурга из-за неисправности лифта произошла трагедия- погиб грудной ребенок. Это случилось потому, что обслуживающая компания по организации работы лифтов не выполняет на должном уровне
свои функциональные обязанности (контроль за исправностью лифтов в домах).
Каждый год зимой по вине ЖКХ люди получают значительные ушибы или гибнут при падении сосулек с крыш.
В заключение я хочу поблагодарить В.М. Пескова за возможность еще раз поразмышлять над проблемой гибели «Титаника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.
Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....
Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке
Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Из опыта работы "Система творческих заданий как основа формирования качеств творческой личности"
В работе представлена система творческих заданий по музыке, используемых в урочное и внеурочное время с целью развития творческого потенциала учащихся и формирования качеств творческой личности. Залог...
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...