Н и НН в отглагольных именах прилагательных и причастиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чибисова Елена Николаевна
Мотивирование учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм, использованных на уроке, развивать интерес к изучению родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н и НН в отглагольных именах прилагательных и причастиях

Цель: мотивирование учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм, использованных на уроке.

Задачи: развивать интерес к изучению родного языка;

Повторить и закрепить знания по теме «Н и НН в именах прилагательных и причастиях»;

Закрепить умение правильно писать Н и НН в именах прилагательных и причастиях.

Участники: дуэлянты ( учащиеся  делятся на 4 группы), секунданты (жюри, зрители).

Ход урока.

Слайд 1.

1 . Конкурс «Кто быстрее?»

От команды вызывается один учащийся, которому необходимо как можно быстрее рассказать правило (алгоритм) написания Н и НН в полных формах отглагольных имен прилагательных и причастий. Учитель фиксирует время каждого ответа. После выполнения задания сообщаются результаты. Команда, правильно рассказавшая правило и потратившая на это меньшее количество времени, получает 4 балла, следующая – 3 балла и т.д.

2. Конкурс «Вкусный рецепт»

(10 баллов за правильность заполнения рецепта, по 2 балла за правильное объяснение написания Н и НН в одном слове).

Слайд 2.

Каждая команда получает бланк «Вкусный рецепт» и пронумерованные карточки, которые необходимы для написания рецепта. На карточках пропущены Н и НН. Задача для каждой команды: правильно вставить пропущенные буквы на карточках, а затем заполнить рецепт, вставив по смыслу пропущенные сочетания. Время останавливается тогда, когда первая команда сообщает  о готовности. Учитель проверяет рецепты. Команды приступают к следующему конкурсу.

2 человека от каждой команды объясняют написание встретившихся орфограмм в словах с Н и НН. Каждой команде предлагается дать объяснение написания двух слов. (Максимальное количество баллов за объяснение – 4.)

№1

купле…ый банан

№2

Варе…ый бульон

№3

 реза…ый батон

№4

Лише…ый шкурки баклажан

№5

На масле жаре…ый бекон

№6

Потуше…ый бифштекс

№7

В духовке пропече…ый кекс

№8

В кастрюльку броше…ый чеснок

№9

Кури…ых ног

№10

Вяле…ых лещей

№11

Дробле..ый орех

№12

Маринова…ый салат

Вкусный рецепт

Возьмите____________________________________________________________________________________________________________________________

Добавьте__________________________________________________________

И киньте в _________________________________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приправа для______________________________________________________

А пара____________________________________________________________

Вкусней тарелки кислых щей

Вы в свеклу_______________________________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш_______________________________________________________________

Отведать каждый будет рад.

Слайд 3

3. Конкурс «Помоги маме с обедом»

 (5 баллов за оригинальность, 10 баллов за грамотность)

Команды получают конверты с карточками, на которых изображены продукты, и бумагу для письма. За 7 минут каждая из команд должна написать записку маме, в которой будет говориться о том, какие блюда они приготовят из полученных продуктов, помогая маме с обедом.

4. Конкурс «Самый быстрый»

(количество баллов ровняется количеству правильных ответов, данных отвечающими за одну минуту)

Слайд 4

От каждой команды вызывается по одному участнику. Учитель начинает зачитывать словосочетания и предложения, в которых встречаются слова с орфограммой «Н и НН в именах прилагательных». Задача участника – быстро ответить, сколько букв Н пишется в названном слове.

Словосочетания и предложения для конкурса.

  1. Замешенное тесто
  2. Кухня увешана связками лука
  3. Привлечены повара
  4. Питание в школе организовано хорошо
  5. Неслыханный рецепт
  6. Смышленый кулинар
  7. Сушеный виноград
  8. Моченые яблоки
  9. Рафинированное масло
  10. Грибы нанизаны на нитку.
  1. Порезанные овощи
  2. Мороженое мясо
  3. Жаренный с яблоками гусь
  4. Жареные пирожки с черникой
  5. Собранные ягоды
  6. Сваренная рыба
  7. Выращенный лук
  8. Пересчитанные крупы
  9. Зажаренный карп
  10. Подаренный кекс
  1. Приготовлены компоты
  2. Высушенная на солнце рыба
  3. Вяленый лещ
  4. Скатерть, вязанная хозяйкой
  5. Студеное молоко
  6. Консервированные помидоры
  7. Маринованные баклажаны
  8. Жаренная с луком картошка
  9. Топленое молоко
  10. Соленая капуста
  1. Пересоленный суп
  2. Перченый салат
  3. Чищенный сыном картофель
  4. Копченая колбаса
  5. Фрукты заморожены
  6. Печенный мамой торт
  7. Печеный торт с вишней
  8. Потрошеная курица
  9. Гусиный паштет
  10. Попробованное блюдо

5 конкурс «Вспомни песенку»

(2 балла за каждое правильное слово, максимально 10 баллов)

В песенке известного кулинарного изделия, убежавшего от бабушки и дедушки, использованы причастия с орфограммами «Написание Н и НН». Вспомни как можно больше причастий с этой орфограммой и объясни написание Н и НН в этих причастиях. Команды должны вспомнить песенку Колобка. В ней используется 5 кратких форм причастий.

Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

После окончания конкурсов учитель подводит итоги и наградает наиболее активных учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Правописание Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Данный тест проверяет ЗУН учащихся по теме "Правописание н-нн в отглагольных прилагательных и причастиях". Рассмотрены все сложные случаи написания слов с данной орфограммой...

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Цели урока: систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; формирование практических умений и навыков семиклассников по ...

Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»

Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...

правописание -н- и -нн- в отглагольных прилагательных и причастиях

Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях...

Н и НН в отглагольный прилагательных и причастиях

Урок построен с учетом требований ФГОС ОО. Учебник Шмелева А.Д....

Интерактивный тест по русскому языку "Н и НН в именах прилагательных и причастий"

Интерактивный тест (на основе шаблона А. А. Баженова) для обучающихся 7-го класса «Н и НН в именах прилагательных и причастиях»Целевая аудитория: обучающиеся 7-го класса.УМК, авторы образовательной пр...

Интерактивный тест (на основе шаблона А. А. Баженова) для обучающихся 7-го класса «Н и НН в именах прилагательных и причастиях»

Целевая аудитория: обучающиеся 7-го класса.УМК, авторы образовательной программы: любой.Цели: осуществить  УУД по теме «Н и НН в именах прилагательных и причастиях».Данный методический ресу...