Осуществление системно-деятельностного подхода
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Проект урока для 5 класса в формате ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
Тема: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
(повторение знаний, полученных в начальной школе, с использованием
Системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода)
Цели:
1) личностная (воспитание положительных нравственных ценностей и эмоций на на основе подобранных текстов);
2) метапредметная (обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения соотносить тему и содержание высказывания);
3) предметная (повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном;
расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении, об употреблении Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий)
Главное место на уроке отводится активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формируется умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализуются принципы ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.
Ход урока
1.ВЫЗОВ (5 мин.)
Мотивационная компетенция (пробуждение интереса к теме, которая не называется) и коммуникативная.
Задание 1: о какой части речи эта загадка?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь-
Меня вам надо знать, беречь!
(Часть речи названа правильно)
-Вы правильно определили: сегодня мы будем вести разговор об имени прилагательном.
Задание 2: отгадайте ребусы и подберите к отгадкам имена прилагательные.
2.ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 минут)
Информационная компетенция (классификация уже знакомой информации по категориям знаний)
Мотивационная компетенция (сохранение интереса к изучаемой теме)
Систематизационная компетенция (классификация полученной информации по категории знания)
Задание 1: игра «Третий лишний» (сравните и исключите из данных прилагательных «лишние» слова так, чтобы из них осталось только одно слово; рассказать, почему исключили слова)
Городской Волнистый
Потерять Крайние
Силовой Вертлявый
(ответ: 1)потерять - «лишнее», так как это глагол
2)городской - «лишнее», так как имеет 2 проверяемые гласные в корне слова
3)силовой - «лишнее», так как в корне 3 буквы
4)крайние - «лишнее», так как стоит во множественном числе
5)вертлявый - «лишнее», так как в корне безударная гласная е
Оставшееся слово «волнистый»
Задание 2: добавьте в загадки прилагательные, разделите их на 2 группы: полные и краткие; ответьте на вопрос - чем отличаются краткие прилагательные от полных.
…лапки,
А в лапках – царапки. Кто это? (кошка)
Голос мой визглив и …
Я весёлый … (поросёнок)
Зверь…, …
Он сосёт в берлоге лапу. (медведь)
Задание 3: сформулируйте особенность кратких прилагательных, используя данные поговорки
Мал золотник, да дорог.
Не дорог подарок, дорого внимание.
Дорога ложка к обеду.
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (20 минут)
Информационная компетенция (получение новой информации по теме)
Учитель предлагает детям раздаточный материал. Дети сами изучают материал (15 мин.)-
проблемное обучение. Практическая работа по группам.
Задание для 1 группы: о каком правиле нужно помнить, если записать вместо полных краткие прилагательные.
Лес … (дремучий), ёж … (колючий), воздух … (свежий), пион … (пахучий), медведь … (неуклюжий), мёд … (тягучий), чай … (горячий), кофе … (хороший), мальчик … (пригожий), материал … (линючий)
Задание для 2 группы: составьте предложения со словосочетаниями в прямом значении, а потом в переносном
Орлиный взгляд, золотые руки, серебряный звон, лисья хитрость, медвежья услуга.
Задание для 3 группы: «опиши предмет» (для наиболее слабых детей)
Например, яблоко (румяное, свежее, круглое, ярко-красное, сладкое…)
мяч ( …. )
ручка ( … ) и т. д.
Задание для 4 группы ( сильные ученики): каким членом предложения являются имена прилагательные
Больной человек очень слаб.
Закончили ремонт в ванной комнате.
Придумать предложения, где бы эти прилагательные стали субстантивированными, т. е. превратились в существительные.
Ответ: Врач дал больному лекарство.
Я мою собаку после прогулки прямо в ванной.
Обмен мнениями о новой информации, или беседа по выполненной работе (коммуникативная компетенция)
4.РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)
Чему я научился на уроке.
Проверочный тест по теме. Выявление конечного результата(продукта) деятельности
1). Какое слово называет признак предмета7
Среди тишины послышался тихий говор.
А 1; Б 2; В 3; Г 4; Д 5
2). У какого прилагательного есть краткая форма?
А) требовательный
Б) московский
В) соловьиный
3). Найди в предложениях краткие формы прилагательного
А) Хороший товар сам себя хвалит.
Б) В гостях хорошо, а дома лучше.
В) Верёвка длинная хороша, а речь - короткая.
4). Писать ли Ь в прилагательных?
Пахуч.., свеж… хорош..
А) с Ь; Б) без Ь
5). Каким членом предложения являются прилагательные?
А) Я видела, как ночью, весь в росе, зелёный жук переползал шоссе.
Б) Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима.
В) Был он красив на удивление.
1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) определение; 4) дополнение
РУКА РЕФЛЕКСИИ.
- Подпишите пальчики, что сегодня узнали, чему научились, поставьте себе оценку.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):
- написать сочинение – миниатюру по теме: «Весенний лес», используя прилагательные (полные и краткие, с основой на шипящий, в прямом и переносном значении)
- найти и записать пословицы и поговорки, крылатые выражения с использованием прилагательных
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
Тема: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
(повторение знаний, полученных в начальной школе, с использованием
Системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода)
Цели:
1) личностная (воспитание положительных нравственных ценностей и эмоций на на основе подобранных текстов);
2) метапредметная (обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения соотносить тему и содержание высказывания);
3) предметная (повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном;
расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении, об употреблении Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий)
Главное место на уроке отводится активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формируется умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализуются принципы ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.
Ход урока
1.ВЫЗОВ (5 мин.)
Мотивационная компетенция (пробуждение интереса к теме, которая не называется) и коммуникативная.
Задание 1: о какой части речи эта загадка?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь-
Меня вам надо знать, беречь!
(Часть речи названа правильно)
-Вы правильно определили: сегодня мы будем вести разговор об имени прилагательном.
Задание 2: отгадайте ребусы и подберите к отгадкам имена прилагательные.
2.ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 минут)
Информационная компетенция (классификация уже знакомой информации по категориям знаний)
Мотивационная компетенция (сохранение интереса к изучаемой теме)
Систематизационная компетенция (классификация полученной информации по категории знания)
Задание 1: игра «Третий лишний» (сравните и исключите из данных прилагательных «лишние» слова так, чтобы из них осталось только одно слово; рассказать, почему исключили слова)
Городской Волнистый
Потерять Крайние
Силовой Вертлявый
(ответ: 1)потерять - «лишнее», так как это глагол
2)городской - «лишнее», так как имеет 2 проверяемые гласные в корне слова
3)силовой - «лишнее», так как в корне 3 буквы
4)крайние - «лишнее», так как стоит во множественном числе
5)вертлявый - «лишнее», так как в корне безударная гласная е
Оставшееся слово «волнистый»
Задание 2: добавьте в загадки прилагательные, разделите их на 2 группы: полные и краткие; ответьте на вопрос - чем отличаются краткие прилагательные от полных.
…лапки,
А в лапках – царапки. Кто это? (кошка)
Голос мой визглив и …
Я весёлый … (поросёнок)
Зверь…, …
Он сосёт в берлоге лапу. (медведь)
Задание 3: сформулируйте особенность кратких прилагательных, используя данные поговорки
Мал золотник, да дорог.
Не дорог подарок, дорого внимание.
Дорога ложка к обеду.
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (20 минут)
Информационная компетенция (получение новой информации по теме)
Учитель предлагает детям раздаточный материал. Дети сами изучают материал (15 мин.)-
проблемное обучение. Практическая работа по группам.
Задание для 1 группы: о каком правиле нужно помнить, если записать вместо полных краткие прилагательные.
Лес … (дремучий), ёж … (колючий), воздух … (свежий), пион … (пахучий), медведь … (неуклюжий), мёд … (тягучий), чай … (горячий), кофе … (хороший), мальчик … (пригожий), материал … (линючий)
Задание для 2 группы: составьте предложения со словосочетаниями в прямом значении, а потом в переносном
Орлиный взгляд, золотые руки, серебряный звон, лисья хитрость, медвежья услуга.
Задание для 3 группы: «опиши предмет» (для наиболее слабых детей)
Например, яблоко (румяное, свежее, круглое, ярко-красное, сладкое…)
мяч ( …. )
ручка ( … ) и т. д.
Задание для 4 группы ( сильные ученики): каким членом предложения являются имена прилагательные
Больной человек очень слаб.
Закончили ремонт в ванной комнате.
Придумать предложения, где бы эти прилагательные стали субстантивированными, т. е. превратились в существительные.
Ответ: Врач дал больному лекарство.
Я мою собаку после прогулки прямо в ванной.
Обмен мнениями о новой информации, или беседа по выполненной работе (коммуникативная компетенция)
4.РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)
Чему я научился на уроке.
Проверочный тест по теме. Выявление конечного результата(продукта) деятельности
1). Какое слово называет признак предмета7
Среди тишины послышался тихий говор.
А 1; Б 2; В 3; Г 4; Д 5
2). У какого прилагательного есть краткая форма?
А) требовательный
Б) московский
В) соловьиный
3). Найди в предложениях краткие формы прилагательного
А) Хороший товар сам себя хвалит.
Б) В гостях хорошо, а дома лучше.
В) Верёвка длинная хороша, а речь - короткая.
4). Писать ли Ь в прилагательных?
Пахуч.., свеж… хорош..
А) с Ь; Б) без Ь
5). Каким членом предложения являются прилагательные?
А) Я видела, как ночью, весь в росе, зелёный жук переползал шоссе.
Б) Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима.
В) Был он красив на удивление.
1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) определение; 4) дополнение
РУКА РЕФЛЕКСИИ.
- Подпишите пальчики, что сегодня узнали, чему научились, поставьте себе оценку.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):
- написать сочинение – миниатюру по теме: «Весенний лес», используя прилагательные (полные и краткие, с основой на шипящий, в прямом и переносном значении)
- найти и записать пословицы и поговорки, крылатые выражения с использованием прилагательных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осуществление системно - деятельностного подхода в развитии коммуникативной компетенции в условиях ФГОС - 2".
Целью данного доклада является выяснить способы осуществления системно – деятельностного подхода в развитии коммуникативной компетентности в условиях ФГОС-2....
Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике
Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике...
Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС
Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростко...
«Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельно...
Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС
Как в пределах ОО можно применять системно-деятельностный подход на уроках физической культуры....
Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС
Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС...
статья Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» г. Новокузнецка в условиях реализации ФГОС
В статье рассказано как осуществляется системно-деятельностный подход на уроках физкультуры....