Урок в 5 классе по теме "Вводные слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в 5 классе "Вводные слова". Цель: познакомить обучающихся с понятием "вводные слова" и показать возможности этих слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по УМК С.И. Львовой:
"Предложения с вводными словами".
(§29, 12 урок по теме «Синтаксис и пунктуация»;
урок №55 по тематическому планированию)
Тема урока: «Предложения с вводными словами».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: Создать условия для формирования представления о вводных словах;
Задачи:
предметные: формировать умение опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова;
метапредметные:
познавательные - использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы;
коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
регулятивные – формулировать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль;
личностные: формировать навыки сотрудничества и умение уважительно относиться к иному м нению.
Формы обучения: групповая, в парах
Оборудование: презентация, учебник, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход и содержание урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель организует работу учащихся по взаимопроверке в парах самостоятельной работы №24 в тетради Прохватилиной Л.В. «Проверь себя». Один из учеников дает эталон выполнения домашнего задания. В случае ошибки ученика другие учащиеся исправляют его. Ученики - проверющие выставляют после взаимопроверки баллы, на основании которых и ставят оценки в соответствии со шкалой, предложенной автором тетради.
III. Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся на основании материала, находящегося на слайде (СЛАЙД №1) сформулировать проблему урока.
Прочитайте предложения:
Он ошибся.
Конечно, он ошибся.
Он ошибся, вероятно.
Он, к счастью, ошибся.
Учащиеся формулируют проблемный вопрос: «Как называются слова, выражающие отношение говорящего к сообщению?» На основании проблемного вопроса ставится цель урока.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Откройте в учебнике § 29, прочитайте учебный текст.
- Какова тема сегодняшнего урока? («Предложения с вводными словами» СЛАЙД №2)
Попробуйте на основании материала учебного текста составить схему (учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую; СЛАЙД №3)
- Какие группы вводных слов по значению бывают? Сколько их?
– Прочитайте эти группы полностью.
– Какое место в предложении могут занимать вводные слова?
– Как называются знаки, которые ставятся при вводных словах? (Выделительные.)
– Что это значит? (Они двойные, с двух сторон.)
– Что общего есть у вводных слов и обращений? (Не отвечают на вопросы, не являются членами предложения и выделяются запятыми.)
V. Первичная проверка понимания изученного.
- (СЛАЙД №4)Прочитайте предложения (упр. 308). Найдите внутри простых предложений вводные слова.
(Коллективная работа) Каждому ряду предлагается найти свою группу слов (1р. – вводные слова со значением уверенности, 2 р. – значением неуверенности говорящего, 3р. - чувства), объясняют значения вводных слов.
Коллективно заполняется таблица, вводные слова распределяются в соответствии со значением. (СЛАЙД №5)
- Приведите свои примеры вводных слов, продолжив начатый ряд.
VI. Применение знаний и способов действий.
- - Ребята, обратите внимание на экран (СЛАЙД № 6 ). Попробуйте сгруппировать слова по наличию той или иной орфограммы в вводных словах, которые относятся к разным частям речи. Работать вам я предлагаю в парах.
- Бесспорно, кажется, случается, к счастью, во-вторых, несомненно, разумеется, по-моему, к сожалению, естественно, во-первых, без сомнения.
- Словарная работа:
- Ребята, давайте расшифруем запись на слайде (СЛАЙД №7). Какое вводное слово «спряталось» на картинке?
(ОЧЕВИДНО)
- Как вы думаете, какова этимология этого слова?
- Прочитайте два предложения (СЛАЙД №8 ):
1. Мы пришли к счастью.
2. К счастью, мы пришли.
Проведите синтаксический разбор первого предложения, на что вы обратили внимание?
Слово «к счастью» является членом предложения и означает состояние человека. а во втором предложении «к счастью» - это вводное слово со значением «чувство радости».
- Обратите внимание, как помогают вводные слова при создании текстов-рассуждений (СЛАЙД № 9 )
Т. Я думаю, что наш класс дружный.
д1 Во-первых, …
д2 Во-вторых, …
д3 В-третьих,…
в. В общем,
Попробуйте устно составить собственное рассуждение на заданную тему.
VII. Самоконтроль знаний.
– Найдите «третье лишнее», объясните свой выбор (СЛАЙД № 10 ):
а) конечно, разумеется, к сожалению;
б) помоему, к счастью, к сожалению;
в) наверное, очевидно, разумеется.
VIII. Домашнее задание.
Закрепить знания, полученные на уроке, вам поможет следующее домашнее задание:
составить предложения (5-7), в которых одно и то же слово может быть и членом предложения, и вводным словом.
IХ. Рефлексия.
Итак, сделаем вывод.
- С каким синтаксическим явлением мы познакомились сегодня на уроке?
- В каких частях предложения могут находиться вводные слова?
- Что они выражают? Как выделяются на письме?
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Оцените свою работу на уроке по шкале от 1 – 9 (Представим, что поднимаемся в лифте девятиэтажного дома. На каком этаже вы остановились?0, опираясь на «Алгоритм самооценки»:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формиру емые УУД | Время (мин) |
1 | Организационная часть | Приветствие, создание комфортной рабочей обстановки в классе. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие. Учащиеся настраиваются на работу. | Регулятивные | 0,5 мин |
2 | Проверка домашнего задания. | Проверка и анализ ошибок, допущенных при выполнении д/з (с/р в тетради Прохватилиной Л.В. «Проверь себя»), выявление пробелов в знаниях | Взаимопроверка в парах, взаимооценка по шкале | Коммуникативные | 5-7 мин |
3 | Актуализация знаний | Анализ предложений с вводными словами и предложений без вводных слов, постановка главного вопроса урока: «Как называются слова, выражающие отношение говорящего к сообщению?» | Постановка цели и задач, определение темы урока | Регулятивные, познавательные | 2 мин |
4 | Этап усвоения новых знаний и способов действия | Обеспечение первичного запоминания материала §29 учащимися. Составление схемы по материалу учебного текста Беседа по вопросам | Работа в парах: составление схемы, ответы на вопросы. | Познавательные, коммуникативные | 7 мин |
5 | Первичная проверка понимания изученного | -Прочитайте предложения (упр. 308). Найдите внутри простых предложений вводные слова. | Работают устно, групповая работа по рядам: 1р. – слова, выражающие уверенность 2р. – слова, выражающие неуверенность; 3р. – слова, выражающие чувства говорящего | Познавательные, коммуникативные | 3 мин |
6 | Применение знаний и способов действий | - Сгруппируйте вводные слова по орфограммам (группы пытаются вычленить сами); - Упр.309 п.1. Сделайте вывод о том, какую роль играют вводные слова в речи. Творческое задание. Учатся пользоваться вводными словами при написании текстов-рассуждений; - Догадайтесь, какое слово спряталось на слайде, подумайте, как это слово образовалось. | - Выполняют работу в парах, группируют информацию. 1) Правописание удвоенной согласной. 2) Правописание -тся/-ться в глаголах. 3) Употребление дефиса в словах. 4)Правописание существительных с предлогами. Развивают умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Наблюдают, делают выводы. Создают свой текст с использованием вводных слов. Развитие языковой интуиции и умения видеть историю слова (этимология) | Познавательные, коммуникативные, регулятивные Коммуникативные Познавательные, регулятивные | 5 мин 10 мин 4 мин |
7 | Самоконтроль знаний | Выявление качества усвоения знаний. Найдите «третье лишнее слово» | Самопроверка. | Регулятивные | 2 мин |
8 | Домашнее задание | Составить предложения (5-7), в которых одно и то же слово может быть и членом предложения, и вводным словом. | Анализируют домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Регулятивные | 3мин |
9 | Рефлексия | Итак, сделаем вывод. - С каким синтаксическим явлением мы познакомились сегодня на уроке? - С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? Оцените свою работу на уроке по шкале от 1-9 | Оценивают свою работу, отвечают на вопросы | Регулятивные | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"
Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....
Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".
Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
технологическая карта урока 5 класс "Секреты устаревших слов"
Урок изучения нового материала по русскому языку из раздела "Лексика" для 5 класса по теме "Устаревшие слова" по программе В.В.Баабайцевой знакомит обучающихся с причин...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...
Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс
Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...