Урок по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5-6 классах в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся логически мыслить
Среди основных компетентностей, определенных стандартами 2 поколения, важнейшее место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, а умение работать с источниками информации – приоритетная составляющая современного образования.
Но необходимо отметить, что формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности не учтено ни в одной из рекомендуемых программ по русскому языку и фактически не является предметом работы учителя на уроках русского языка.
Ситуация требует скорейшего решения, так как для современного школьника чтение становится техническим процессом, лишенным культурных и метапредметных ассоциаций. Следовательно, требуется новая форма заданий, включающая информационную обработку текста, групповую исследовательскую работу и, что очень важно для учеников 5-6 классов, игровой и творческий компонент.
Предлагаю вашему вниманию один из вариантов подобных заданий.
5 класс
Резервный урок после повторения темы «Наречие»
Цель: Развитие ассоциативного чтения и логического мышления.
Задачи: ориентированы на преодоление дефицитов, таких как:
- Навыки работа с текстами;
- овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
- работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
- интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);
- умение составлять вторичные тексты на основе полученной информации.
- формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
- Обучающие – формирование навыка информационной обработки текста.
- Развивающие – формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Расширение кругозора и творческих способностей учащихся.
- Воспитательные – воспитание коммуникабельности, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению других, чёткости действий в процессе работы.
Тип урока: урок практического применения навыков работы с текстом.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, одготовленные иллюстративные слайды на усмотрение учителя.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие , но путешествие не простое, а виртуальное. Мы представим себя пассажирами поезда дальнего следования, а вот куда мы поедем- выбирать вам.
(Давным-давно была шутка: поезд, несколько фактов и вопрос: как зовут машиниста? Это ли не задание на умение логически мыслить и решать текст!)
Св…тило яркое полуденное солнце. Птицы на д…ревьях расп…вали в…селые песни, ласково поглядывая на пт…нцов, недавно по…вившихся в гн….зде.
Вдоль опушки леса проходила железная дорога, соединяющая пункт отправления с прославленным в стихах городом. Поезд долг… мчался по рельсам. В вагонах крепк… спали пассажиры. Тольк… , машинист электровоза, не спал, он зорк… смотрел вперед, ведя состав по бескрайним просторам России.
Задания:
- Прочитайте текст. Все ли слова понятны? (выяснить понимание слов полуденное, пункт отправления, прославленный, электровоз, зорко, составть с этими словами словосочетания и предложения, подтверждающие понимание лексического значения и лексической сочетаемости)
- В тексте есть слова с пропущенными буквами. Сравните слова 1 и 2 абзаца. Выявите закономерность пропуска букв.
(1 абзац – пропущены безударные гласные корня, 2 абзац – написание суффиксов наречий)
- Выявите противоречие в тексте. Докажите. (Солнце – полуденное, а пассажиры крепко спят.
- Найдите утверждения, которые можно назвать не фактом, а мнением. (веселые песни птиц, ласково глядели на птенцов, бескрайние просторы)
- Как зовут машиниста? Имя дано не в полной официальной форме. Его можно спутать со словом другой части речи. (Толька)
- В какой (какие ) город мог следовать поезд. Приведите примеры. (самые очевидные ответы – Москва, СПб)
Словарная работа: Спишите текст, подберите проверочные слова к словам 1 абзаца. Проверьте по словарю написание слов 2 абзаца,
Домашнее задание (по группам)
- Группа – биологи - Какие птицы пели за окном поезда, какие деревья росли в лесу?
- Группа – литературоведы - Подобрать стихотворения, в которых есть строки, прославляющие города России (на забудьте – через этот город должна проходить железная дорога).
- Группа – математика – рассчитайте возможное количество пассажиров в поезде (найти информацию о возможном числе вагонов и купе в поезде дальнего следования)
- Группа краеведы – работая с географической картой, проложите возможный маршрут поезда и расскажите, какие достопримечательности встретятся на пути следования состава.
Работа на следующем уроке: Составление вторичных текстов - после проверки групповых заданий коллективно составить полный рассказ с добавлением уточненных деталей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...
Урок по ФГОС в 9 классе по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений", презентация к уроку
Краткий конспект урока в 9 классе по ФГОС "Некоторые приемы решения целых уравнений": изучются приемы решения уравнений с применением теоремы о целых корнях целого уравнения; Разработана технологическ...
Урок по ФГОС. Урок литературы в 5 классе.
Урок литературы в 5 классе "И.А.Крылов. Басня "Волк и ягненок" разработан с учетом ФГОС....
Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)
Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)Конспект урока и презентация...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...
Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС
Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...