Рабочая программа 8 кл русский язык по программе Т.М. Разумовской
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
В рабочую программу по русскому языку в 8 классе входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (по программе Т.М. Разумовская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_kl_russkiy_yazyk_po_programme_t.m._razumovskoy.zip | 109.2 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Русский язык» предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. Данный объем учебного времени выделен базовым учебным планом по русскому языку, составленным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г для 8 класса основного общего образования (базовый уровень), программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2010г.) и учебника «Русский язык» 8 класс. (Авторы – М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос М.: Просвещение, 2013г.)
Он обеспечивает осмысление знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- формирование языковой и лингвистической компетенцией;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать своё мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- теоретическая часть (повторение/изучение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста),
- практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую и коммуникативную компетенции закрепить знания орфографических и пунктуационных правил).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование различных источников информации, решение тестов в формате ГИА на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом; практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований соответствуют государственным образовательным стандартам.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование (до УМК)
Перераспределение часов объясняется тем, что темы «Предложения с однородными членами», «Предложения с обращениями» изучены в 5-7 классах, остальные часы добавлены из резервных, отведённых по программе.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы (из общих часов) | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |||
Уч прогр | Раб прогр | уроки | уроки развития речи | |||||
1 | О языке | 1 | 1 | 1ч | ||||
2 | Трудные случаи правописания (на основе изученного) | 5 | 8 | 7ч | 1р/р | 2 | ||
Язык. Правописание. Культура речи. | ||||||||
Синтаксис и пунктуация | ||||||||
3 | Словосочетание и предложение (в том числе) | 5 | 7 | 5ч | 2ч р/р | |||
Синтаксис простого предложения Двусоставное предложение | ||||||||
4 | Главные и второстепенные члены предложения | 12 | 16 | 14ч | 2р/р | 1 | ||
5 | Односоставные простые предложения | 8 | 8 | 7ч | 1р/р | |||
6 | Неполны предложения | 2 | 4 | 3ч | 1 | |||
7 | Предложения с однородными членами | 12 | 10 | 8ч | 2р/р | 1 | ||
8 | Предложения с обращениями, вводными словами | 11 | 10 | 10ч | 1 | |||
9 | Предложения с обособленными членами | 17 | 20 | 13ч | 7р/р | 2 | ||
10 | Прямая и косвенная речь | 6 | 8 | 6ч | 2р/р | 1 | ||
11 | Повторение изученного материала в восьмом классе | 5 | 10 | 10ч | ||||
12 | Резервные часы | 6 | ||||||
Итого | 102ч | 102ч | 85ч | 17ч | 9 |
Учебно-методический комплект:
1. Программа для общеобразовательных школ «Русский язык» 5-9 классы под редакцией М.М. Разумовской, В.И. Капинос, М.: Дрофа, 2010
2. Учебник «Русский язык» 9 класс под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова, М.: Дрофа, 2013
3. Методические рекомендации под редакцией М.М., Разумовской, М.: Дрофа,2010
4. Русский язык. Поурочное планирование (к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта) 5-8 классы, М.: Дрофа 2010
5.Мультимедийное пособие, русский язык под редакцией М.М. Разумовской, 8 класс
Количество учебных часов
Предлагаемый курс «Русский язык» предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 102 часа из расчёта 3 часа в неделю (базовый уровень).
Формы организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, защита проектов, исследовательских работ.
Методы обучения
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Технологии обучения
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология деятельностного обучения
5. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Виды деятельности
- Овладеть основными понятиями
- Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова.
- Анализировать и характеризовать общекатегорийное значение
- Распознавать (выделять)
- Группировать, моделировать
- Иметь представление о сложном предложении
- Понимать смысловые отношения между частями простого осложнённого предложения, односоставного предложения
- Моделировть предложения по заданным схемам
- Определять правильность построения односоставных и простых осложнённых предложений
- Наблюдать за особенностями использования односоставных и простых осложненных предложений в текстах разных стилей
- Излагать в письменной форме содержание прослушанного текста
- Составлять собственное высказывание по заданной теме
Преобладающие виды и формы контроля знаний, умений и навыков
Контрольные работы по теме, тестовые задания, комплексные работы, сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, сжатые изложения.
2.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Планируемый уровень подготовки выпускников соответствует государственным образовательным стандартам 2004г.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- обрабатывать информацию звучащего текста;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- интерпретировать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять функционально-смысловой тип речи;
- определять лексическое значение слова и фразеологического оборот;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- находить грамматическую основу предложения;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
Коммуникативные умения: восприятие высказывания: замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио, телевидению, отступление от норм литературного языка, фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения, исправлять ошибки в собственной речи и , если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседника;
Анализ текста: писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; создание текста: создавать письменные высказывания на лингвистическую тему; совершенствование написанного: находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания)отступление от темы и основной мысли, нарушение требований относительной автономности, завершённости текста, нарушение логики изложения, абзацного членения; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств;
по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных вопросов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Пользоваться разными видами лингвистических словарей.
3.Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы (из общих часов) | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
уроки | уроки развития речи | |||||
1 | О языке | 1 | 1ч | |||
2 | Трудные случаи правописания (на основе изученного) | 8 | 7ч | 1р/р | 2 | |
Язык. Правописание. Культура речи. | ||||||
Синтаксис и пунктуация | ||||||
3 | Словосочетание и предложение (в том числе) | 7 | 5ч | 2ч р/р | ||
Синтаксис простого предложения Двусоставное предложение | ||||||
4 | Главные и второстепенные члены предложения | 16 | 14ч | 2р/р | 1 | |
5 | Односоставные простые предложения | 8 | 7ч | 1р/р | ||
6 | Неполны предложения | 4 | 3ч | 1 | ||
7 | Предложения с однородными членами | 10 | 8ч | 2р/р | 1 | |
8 | Предложения с обращениями, вводными словами | 10 | 10ч(по программе 11ч – 1ч на повторение изученного материала) | 1 | ||
9 | Предложения с обособленными членами | 20 | 13ч | 7р/р | 2 | |
10 | Прямая и косвенная речь | 8 | 6ч | 2р/р | 1 | |
11 | Повторение изученного материала в восьмом классе | 10 | 10ч | |||
Итого | 102ч | 85ч | 17ч | 9 |
4. Содержание программы учебного курса, предмета, модуля
8 КЛАСС (102ч)
О языке (1ч)
Русский язык в семье славянских языков.
Речь (17 ч)
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы:
высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).
Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание и предложение (6 ч)
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.
Синтаксис простого предложения
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч)
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч)
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч)
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (17ч)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Прямая и косвенная речь (6 ч)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Резервные часы (6 ч)
5. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 |
2 | Контрольная/Проверочная работа по итогам курса русского языка 7 класса | 1 |
3 | Повторение. Буквы н и нн в суффиксах причастий, прилагательных | 1 |
4 | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи | 1 |
5 | Употребление дефиса | 1 |
6 | Написание наречий и соотносимых с ними словоформ | 1 |
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного…» | 1 |
8 | Работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием | 1 |
9 | Повторение по теме «Речь. Текст. Стили речи» | 1 |
10 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 1 |
11 | Способы связи слов в словосочетании. Значение словосочетания. Построение с/с с разными видами связи | 1 |
12 | Синтаксический разбор словосочетаний употребление в речи. Синонимичные словосочетания | 1 |
13 | Предложение и его типы. | 1 |
14 | Подробное изложение с творческим заданием | 1 |
15 | Написание изложения | 1 |
16 | Интонация простого предложения. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи | 1 |
17 | Главные члены предложения Способы выражения подлежащего. Согласование подлежащего и сказуемого, выраженным сл/соч и сложносокращенными словами | 1 |
18 | Сказуемое. Способы его выражения. Составное глагольное сказуемое | 1 |
19 | Составное именное сказуемое | 1 |
20 | Практикум по теме «Виды сказуемых». Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых | 1 |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым. Правила согласования главных членов предложения | 1 |
22 | Типы речи | 1 |
23 | Определение | 1 |
24 | Приложение | 1 |
25 | Практикум по теме «Определение. Приложение. Знаки препинания» | 1 |
26 | Дополнение | 1 |
27 | Обстоятельство. Обстоятельства места и времени; их синонимика | 1 |
28 | Сравнительные обороты. Знаки препинания при сравнительном обороте Стилистическая роль в изобразительной речи | 1 |
29 | Порядок слов в предложении | 1 |
30 | Контрольная работа: диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения» | 1 |
31 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 |
32 | Репортаж как жанр публицистики | 1 |
33 | Виды односоставных предложений Определенно-личное предложение Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы | 1 |
34 | Репортаж-повествование | 1 |
35 | Неопределенно-личное предложение | 1 |
36 | Обобщенно-личное предложение | 1 |
37 | Безличное предложение | 1 |
38 | Практикум по теме «Безличное предложение» Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов | 1 |
39 | Назывные предложения | 1 |
40 | Практикум по теме «Односоставные предложения» | 1 |
41 | Неполные предложения. Употребление неполных предложений в разговорной и в книжной речи | 1 |
42 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» | 1 |
43 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 |
44 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 |
45 | Однородные члены предложения. Их признаки Синонимика рядов однородных членов | 1 |
46 | Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов | 1 |
47 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
48 | Контрольная работа. Сочинение-репортаж повествование | 1 |
49 | Написание сочинения | 1 |
50 | Практикум по теме «Знаки препинания в предложениях при однородных членах». Правильное построение предложений с союзами не только.., но и…, как…, так и | 1 |
51 | Обобщающие слова при однородных членах. Интонация предложений при обобщающих словах в предложении с однородными членами | 1 |
52 | Практикум по теме «Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при них» | 1 |
53 | Репортаж-описание. Его строение | 1 |
54 | Предложения с обращениями. Использование в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему | 1 |
55 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически связанных с предложением. Знаки препинания при вводных словах Основная роль в речи | 1 |
56 | Предложения с вводными конструкциями. Вводные слова. Знаки препинания при них. | 1 |
57 | Практикум по теме «Вводные слова. Знаки препинания при них». Значения вводных слов и сочетаний | 1 |
58 | Вводные предложения. Практикум по теме «Знаки препинания при вводных словах и предложения». Слова, выполняющие роль вводных | 1 |
59 | Предложения с вставными конструкциями | 1 |
60 | Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями | 1 |
61 | Предложения со словами да, нет | 1 |
62 | Обобщение по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями, междометиями» | 1 |
63 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вводными конструкциями» | 1 |
64 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
65 | Обособление второстепенных членов предложения | 1 |
66 | Обособленные определения | 1 |
67 | Репортаж- описание «В школьном музее». Написание сочинения | 1 |
68 | Обособленные приложения | 1 |
69 | Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях | 1 |
70 | Практикум по теме «Обособленные определения и приложения». Правильное построение предложений с обособленными определениями | 1 |
71 | Статья как жанр публицистического стиля. Строение текста | 1 |
72 | Обособленные обстоятельства | 1 |
73 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 1 |
74 | Практикум по теме «Знаки препинания при обособленных членах предложения». Правильное построение предложений с обособленными обстоятельствами | 1 |
75 | Обобщение по теме «Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Деепричастный оборот как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами предложения» | 1 |
76 | Статья в газету. Строение текста | 1 |
77 | Контрольное изложение «Что значит быть воспитанным» | 1 |
78 | Написание изложения | 1 |
79 | Обобщение по теме «Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Деепричастный оборот как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами предложения» | 1 |
80 | Уточняющие члены предложения | 1 |
81 | Портретный очерк: общее представление о жанре | 1 |
82 | Практикум по теме «Знаки препинания при обособленных членах предложения» | 1 |
83 | Портретный очерк: композиция, используемые в нем типы речи и языковые средства Устное сочинение по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин» | 1 |
84 | Систематизация изученного материала по теме «Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них Интонация предложения с обособленными и уточняющими членами предложения | 1 |
85 | Прямая и косвенная речь. Интонация предложений с прямой речью Оформление прямой речи на письме. Интонация предложений с прямой речи | 1 |
86 | Знаки препинания при прямой речи, разорванной словами автора | 1 |
87 | Сочинение - проблемная статья «Хочу и надо – как их примирить?» | 1 |
88 | Диалог | 1 |
89 | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | 1 |
90 | Цитаты и её оформление на письме. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | 1 |
91 | Итоговая контрольная работа в форме тестирования по материалам КИМов ГИА (уровень А,В) | 1 |
92 | Работа над ошибками контрольной работы в форме тестирования | 1 |
93 | Повторение по теме «Словосочетание и предложение. Главные и второстепенные члены предложения» | 1 |
94 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | 1 |
95 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | 1 |
96 | Повторение по теме «Предложения с вводными и вставными конструкциями» | 1 |
97 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 |
98 | Обобщение изученного материала | 1 |
99 | Комплексное повторения изученного материала | 1 |
100 | Комплексное повторения изученного материала | 1 |
101 | Комплексное повторения изученного материала | 1 |
102 | Резервный урок | 1 |
6. Средства контроля
Итоги проверочных заданий по русскому языку (устный опрос, сочинения, изложения, тесты – КИМы, обучающие работы (упражнения, диктанты неконтрольного характера).
Контроль знаний
1. Контрольная/Проверочная работа по итогам курса русского языка 7 класса
2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного…»
3. Подробное изложение с творческим заданием
4. Контрольная работа: диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения»
5. Контрольная работа за первое полугодие: диктант с орфо-грамматическим заданием
6. Контрольная работа. Сочинение-репортаж
7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вводными конструкциями»
8. Репортаж- описание «В школьном музее». Написание сочинения
9. Контрольное изложение «Что значит быть воспитанным»
10. Сочинение - проблемная статья «Хочу и надо – как их примирить?»
11. Итоговая контрольная работа в форме тестирования по материалам КИМов ГИА (уровень А,В)
Итого: диктантов 5, контрольных работ 1. изложений 2, сочинений 3 (планирование контрольных работ составлялось согласно методическим рекомендациям к УМК под редакцией М.М. Разумовской…). Включена 1 контрольная работы по материалам ГИА (уровень А, В), учитывая муниципальный график проведения диагностических контрольных работ.
Тексты контрольных диктантов, изложений представлены в методических рекомендациях к учебнику «Русский язык» 8 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М. Разумовской.
Контрольные работы составлены на основе тестов Цыбулько 2014г
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик: 1)полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибках при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках.
Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Критерии оценки сочинений и изложений не по материалам ГИА
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «развитие навыков связной речи».
Примерный объект текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 4 классе – 150-200 слов, в 7 классе –200 –250 слов, в 8 классе – 250-350, в 9-350-450 слов
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1). Умение раскрывать тему; 2). Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3). Соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | - Содержание работы полностью соответствует теме - Фактические ошибки отсутствуют - Содержание излагается последовательно - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста - В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: - орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | - Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы) - Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности - имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей - лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью - В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | - В работе допущены существенные отклонения от темы - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения - Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление -Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе-5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | - Работа не соответствует теме - Допущено много фактических неточностей - Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану - Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления - Нарушено стилевое единство текста В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
Примечания.
- При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить их нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при трех орфографических, двух пунктуационных и двух грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. при выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка сочинений и изложений по материалам ГИА
Изложения и сочинения в 9 классе проверяются по той же схеме, что и во время государственной итоговой аттестации выпускников основной школы, что позволяет учителю и учащимся вести учет типичных ошибок и недочетов на протяжении всего учебного курса 9 класса, а значит, предотвратить их на экзамене.
Часть 1 (С1) - задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение).
Умения учащихся:
- верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
- правильно выделять макро- и микротемы;
- подробно, логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, соблюдая речевую норму;
- строить высказывание, учитывая ведущий тип речи и элементы других типов;
- выдержать в работе стилистическое единство.
Критерии оценивания изложения
ИК1 Содержание изложения
- Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы - 2 балла
- Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему - 1 балл
- Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы - 0 баллов.
ИК 2 Сжатие исходного текста
- Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста - 3 балла
- Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста - 2 балла
- Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста - 1 балл
- Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста - 0 баллов.
ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
- Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста - 2 балла.
- Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,
- но допущена 1 логическая ошибка,
- и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста - 1 балл.
- В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
- но допущено более 1 логической ошибки,
- и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста - 0 баллов.
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 - ИК 3 - 7 баллов.
При оценке грамотности (И1 – И3) следует учитывать объём изложения - не менее 70 слов.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
ГК 1 Соблюдение орфографических норм
- Орфографических ошибок нет, и /или допущено не более 1 ошибки - 2 балла.
- Допущено 2-3 ошибки - 1 балл.
- Допущено 4 и более ошибки - 0 баллов.
ГК 2 Соблюдение пунктуационных нормам
- Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок - 2 балла.
- Допущено 3-4 ошибки - 1 балл.
- Допущено более 4 ошибок - 0 баллов.
ГК 3 Соблюдение грамматических норм
- Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка - 2 балла.
- Допущено 2 ошибки - 1 балл.
- Допущено 3 и более ошибок - 0 баллов.
ГК 4 Соблюдение речевых норм
- Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок - 2 балла
- Допущено 3-4 ошибки - 1 балл.
- Допущено 5 и более ошибок - 0 баллов.
ФК 1 Фактическая точность письменной речи
- Фактических ошибок в изложении материала, а также в употреблении терминов нет - 2 балла.
- Допущена 1 ошибка в изложении материала или употреблении терминов - 1 балл.
- Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или употреблении терминов - 0 баллов.
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1- ГК4, ФК - 1 - 10 баллов.
Критерии оценки зачёта по теоретическому материалу
Отметка "5" выставляется, если обучающийся выполнил свыше 90% работы, проиллюстрировав теоретический материал собственными примерами.
Отметка "4" выставляется, если обучающийся выполнил свыше 70% работы, проиллюстрировав теоретический материал собственными примерами не менее чем в 80% случаев, или выполнил свыше 90% работы, проиллюстрировав теоретический материал примерами из учебника.
Отметка "3" выставляется, если обучающийся выполнил 50% и более работы, проиллюстрировав теоретический материал собственными примерами или примерами из учебника.
Отметка "2" выставляется, если обучающийся выполнил менее 50% работы.
Критерии оценки контрольных работ
Отметка "5" выставляется, если обучающийся верно выполнил 85% - 100% работы.
Отметка "4" выставляется, если обучающийся верно выполнил от 65% до 85 работы.
Отметка "3" выставляется, если обучающийся верно выполнил от 50% до 65% работы.
Отметка "2" выставляется, если обучающийся выполнил менее 50% работы.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
7. Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
1. Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5-9, 10-11 классы. Е.И. Харитонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009, 2010. – 222 с.: [2]с.
2. Русский язык 8 класс под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: Дрофа, 2013. – 267
3. Методические рекомендации под ред. М.М.Разумовской. Русский язык. 8 класс. М.: Дрофа, 2010. - 128 с.
4. Русский язык. Поурочное планирование (к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта). 5-9 кл. М.: Дрофа, 2010. – 240 с.
Дополнительная литература:
- Дрябкина С.В., Субботин Д.И. ГИА Русский язык 2014. Успешная подготовка, разбор заданий, алгоритмы, тесты. М: Интеллект-Центр 2014.
- Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрежки (орфография). М.: Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, 1999.
- Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрежки (пунктуация). М.: Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, 1999.
- Львова С.И. ГИА 2008: Русский язык: Сборник заданий: 9-й класс. М.: Эксмо, 2008.
- Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009 / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: ООО «Легион», 2008
- Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009 / под ред.В.А. Александрова. – М.: Дрофа, 2008г.
- Степанова Л.С. ГИА 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 9-й класс. М: Эксмо, 2009.
Дидактические материалы:
ГИА-2014: Экзамен в новой форме: русский язык: 9-й кл.: Тренирововчные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 78 с. – (Федеральный институт педагогических измерений)
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://rus.1september.ru/index.php Электронная версия журнала "Русский язык".
- http://rus.1september.ru/urok/ Сайт для учителей "Я иду на урок русского языка".
- http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html Сайт ФИПИ
- http://nsportal.ru/soobshchestvo-uchitelei-russkogo-yazyka-i-literatury Сообщество учителей русского языка и литературы
- http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей
- http://www.openclass.ru/ Образовательное сообщество "Открытый класс"
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www. wikipedia. ru Универсальная энциклопедия "Википедия"
- http://www.slovari.ru Электронные словари.
Оборудование и приборы
АРМ учителя: ноутбук, проектор, документкамера, принтер, маркерная доска, школьная комплексная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, программа М. Разумовской
Рабочая программа создана на базе авторской программы М.Разумовской. Предназначена для педагогов,работающих в 9 классе. Программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, необ...
Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс
Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...
Рабочая программа. Русский язык. 8 класс. М. М. Разумовская
8 класс. М. М. Разумовская...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (Разумовская М.М..)
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....
Изменения в рабочую программу по русскому языку 7 класс по Разумовской М.М.
В связи с внесенными изменениями в годовой календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год ( прика...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ( Разумовская М.М.)
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку (программа М.М. Разумовской)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематический план, перечень учебной и методической литературы, календарно - тематическое планирование, в котор...