Правописание частицы не с глаголами.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Цель: расширить знания детей о служебных частях речи; познакомить с
отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с
глаголами. Развивать орфографическую зоркость. Развивать речь,
мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkij.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Цель: расширить знания детей о служебных частях речи; познакомить с
отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с
глаголами. Развивать орфографическую зоркость. Развивать речь,
мышление.
Шепелева А.Б
учитель высшей категории
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
на доске: Не говори - не умею, (слайд)
А говори – научусь!
-Объясните смысл этой пословицы.
-Запишите. Найдите орфограммы.
-Какая орфограмма вам знакома, но мы её ещё не изучали?
(Мы часто говорили, что не с
глаголами пишется отдельно, но эту
орфограмму мы не изучали.).
-Не – это служебная часть речи. Она называется частицей.
-Назовите тему нашего урока.
-Поставьте перед собой цель. Подумайте, чему мы должны научиться?
(Учитель обобщает всё сказанное учениками).
а) познакомиться с правописанием частицы не с глаголами;
б) правильно употреблять частицу не с глаголами;
в) Развивать орфографическую зоркость.
3. Работа над новым материалом.
1). Запись: (слайд)
Работает, учится, играет.
-Что записано на доске? (Это глаголы)
- Что можете сказать об этих глаголах? ( Это глаголы настоящего
времени.)
- Какой смысл имеют эти глаголы: положительный или
отрицательный? (Эти глаголы имеют положительный
смысл).
- Почему вы так считаете?
- Давайте перед каждым глаголом напишем частицу не.
- Какой смысл стали иметь глаголы? (Отрицательный).
- Как мы будем записывать частицу не с глаголами?
(Частицу не с глаголами мы будем
писать отдельно).
-Запишите глаголы.
- Как вы написали глаголы с отрицательной частицей не?
2) Сделайте вывод о правописании частицы не с глаголами.
Вывод: Отрицательная частица не с глаголами пишется отдельно.
(слайд)
3) Работа в группах.
-Исследуйте шуточное стихотворение по плану. (слайд)
План.
- Прочитайте стихотворение.
- Подчеркните слова, которые вызвали у вас сомнение.
- Подумайте и обсудите, почему эти слова вызвали у вас сомнение.
- Объясните правописание этих слов.
- Прочитайте стихотворение правильно.
(у каждой группы текст стихотворения)
Кто не может жить без не?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
-Сделайте вывод.
4) Создание проблемной ситуации.
- Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно. Как узнать, когда
слова пишутся слитно, когда отдельно?
(рассуждения учащихся)
5) Орфографическая задача.
(работа в парах)
НЕ НЕ
навидеть, волить, годовать, говорить, уметь, бояться
-Разделите слова на 2 группы. Подумайте, какие слова вы напишете вместе, какие отдельно. Запишите слова в тетрадь.
-Почему вы так разделили?
-Сделайте вывод. ( В русском языке есть слова, которые нельзя
употреблять без не. Нет таких слов как
годовать, волить, навидеть, поэтому их мы
будем писать слитно.)
6) Правило с.82.
4.Физминутка.
5.Словарно-орфографическая работа. (слайд)
-Слова, которые вы записали в отдельный столбик
неволить
негодовать
ненавидеть
-это словарные слова. Правописание этих слов надо запомнить.
-Объясните смысл этих слов. (На партах толковые словари).
Неволить – принуждать, заставлять делать.
Ненавидеть – испытывать неприязнь, отвращение.
Негодовать – проявлять недовольство, возмущение.
-Составьте предложения.
-Запишите, поставьте ударение, подчеркните непроверяемые написания.
6. Закрепление. (слайд)
на доске: Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(а,о)мается.
(Не) шелохнётся (на) б(и,е)р(и,е)гу цапля.
(Не) колышется в(о,а)да (в) оз(и,е)ре.
- .
2.
3.
- Напишите предложения, ориентируясь на схемы. Вставьте нужные буквы.
Раскройте скобки.
- Как пишутся глаголы с частицей НЕ
- Домашнее задание. № 126 с 84, выучить правило.
- Итог урока.
–Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами?
-К каким частям речи она относится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
Презентация « Правописание частицы не с глаголами».
Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...
Урок" Правописание частицы НЕ с глаголом"
Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно - Р...
правописание частицы не с глаголами
Главная цель школы заключается в эффективной передаче ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли качественно овладеть им.На данном уроке используется ...
УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
Урок письма и развития речи в 8 классе на тему "Правописание частицы не с глаголами"...
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...