Правописание частицы не с глаголами.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цель: расширить знания детей о служебных частях речи; познакомить с

          отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с

          глаголами. Развивать орфографическую зоркость. Развивать речь,

          мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkij.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Цель: расширить знания детей о служебных частях речи; познакомить с

          отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с

          глаголами. Развивать орфографическую зоркость. Развивать речь,

          мышление.

Шепелева А.Б

          учитель высшей категории

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

на доске:  Не говори  - не умею, (слайд)

                  А говори – научусь!

-Объясните смысл этой пословицы.

-Запишите. Найдите орфограммы.

-Какая орфограмма вам знакома, но мы её ещё не изучали?

                                                            (Мы часто говорили, что не с

                                                             глаголами пишется отдельно, но эту

                                                             орфограмму мы не изучали.).

-Не – это служебная часть речи. Она называется частицей.

-Назовите тему нашего урока.

-Поставьте перед собой цель. Подумайте, чему мы должны научиться?

(Учитель обобщает всё сказанное учениками).

а) познакомиться с правописанием частицы не с глаголами;

б) правильно употреблять частицу не с глаголами;

в) Развивать орфографическую зоркость.

      3. Работа над новым материалом.

         1). Запись:   (слайд)

              Работает, учится, играет.

          -Что записано на доске?                     (Это глаголы)

          - Что можете сказать об этих глаголах?   ( Это глаголы настоящего

                                                                                времени.)

          - Какой смысл имеют эти глаголы: положительный или

             отрицательный?                        (Эти глаголы имеют положительный

                                                                 смысл).

          - Почему вы так считаете?

          - Давайте перед каждым глаголом напишем частицу не.

          - Какой смысл стали иметь глаголы?    (Отрицательный).

          - Как мы будем записывать частицу не с глаголами?

                                                                (Частицу не с глаголами мы будем

                                                                 писать отдельно).

           -Запишите глаголы.

           - Как вы написали глаголы с отрицательной частицей не?

          2) Сделайте вывод о правописании частицы не с глаголами.

          Вывод: Отрицательная частица не с глаголами пишется отдельно.

                                          (слайд)

         3) Работа в группах.

            -Исследуйте шуточное стихотворение по плану. (слайд)

План.

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Подчеркните слова, которые вызвали у вас сомнение.
  3. Подумайте и обсудите, почему эти слова вызвали у вас сомнение.
  4. Объясните правописание этих слов.
  5. Прочитайте стихотворение правильно.

(у каждой группы текст стихотворения)

Кто не может жить без не?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

     -Сделайте вывод.

     4) Создание проблемной ситуации.

       - Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно. Как узнать, когда

          слова пишутся слитно, когда отдельно?

                                                      (рассуждения учащихся)

     5) Орфографическая задача.

          (работа в парах)

   НЕ                                                           НЕ

навидеть, волить, годовать, говорить, уметь, бояться

-Разделите слова на 2 группы. Подумайте, какие слова вы напишете вместе, какие отдельно. Запишите слова в тетрадь.

-Почему вы так разделили?

-Сделайте вывод.                         ( В русском языке есть слова,  которые нельзя

                                                         употреблять без не. Нет таких слов как

                                                          годовать, волить, навидеть, поэтому их мы

                                                         будем писать слитно.)

6) Правило с.82.

4.Физминутка.

5.Словарно-орфографическая работа. (слайд)

-Слова, которые вы записали в отдельный столбик

неволить

негодовать

ненавидеть

  -это словарные слова. Правописание этих слов надо запомнить.

-Объясните смысл этих слов.  (На партах толковые словари).

Неволить – принуждать, заставлять делать.

Ненавидеть – испытывать неприязнь, отвращение.

Негодовать – проявлять недовольство, возмущение.

-Составьте предложения.

-Запишите, поставьте ударение, подчеркните непроверяемые написания.

6. Закрепление.  (слайд)

на доске: Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(а,о)мается.

                (Не) шелохнётся (на) б(и,е)р(и,е)гу цапля.

                (Не) колышется в(о,а)да (в) оз(и,е)ре.

  1. .

     2.

        

     3.        

- Напишите предложения, ориентируясь на схемы. Вставьте нужные буквы.    

   Раскройте скобки.

- Как пишутся глаголы с частицей НЕ

  1. Домашнее задание. № 126 с 84, выучить правило.
  2. Итог урока.

–Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами?

-К  каким частям речи она относится?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...

Презентация « Правописание частицы не с глаголами».

Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...

Урок" Правописание частицы НЕ с глаголом"

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно - Р...

правописание частицы не с глаголами

Главная цель школы заключается в эффективной передаче ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли качественно овладеть им.На данном уроке используется ...

УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».

Урок письма и развития речи в 8 классе на тему "Правописание частицы не с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...