Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мальцева Вера Павловна

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОСООО в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мальцева Вера Павловна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа, г. Шарьи,

Костромской области  

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОСООО

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5 г  Тема урока  «Имя прилагательное как часть речи»)

Тип урока: комбинированный / компетентностно-ориентированный (актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания)

Технология: системно-деятельностного обучения.  УМК Т.М. Разумовской

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Тема

Имя прилагательное как часть речи.

Цель

Задачи

создать условия для систематизации полученных в начальной школе  сведений о прилагательном для формирования УУД обучающихся.

- систематизировать знания об имени прилагательном;

- расширить понимание роли прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать, систематизировать характерные морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль.

Основные термины, понятия

Грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки; синтаксическая роль, эпитет.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер учителя  

Технологии

Здоровьесбережения, технология системно-деятельностного обучения, поэтапного формирования умственной деятельности

Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- различать полную  и краткую форму прилагательных;

- находить в тексте имена прилагательные и определять их лингвистическую роль;

- знать, что такое эпитет, уметь их находить в тексте, подбирать по заданию учителя

 Личностные УУД:

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции, алгоритму;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

   Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, дать развёрнутый ответ на вопрос;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Структура урока

Этапы урока

Задачи

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

  1. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений.

Отработка умения находить имена прилагательные, определять их морфологические признаки.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Систематизация и обобщение сведений о грамматических признаках имени прилагательного. Развитие умения извлекать необходимую информацию, анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

  1. Физкультминутка

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Совершенствование умения анализировать языковые средства. Роль прилагательных-эпитетов.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями.

  1. Домашнее задание

Выбор домашнего задания в соответствии с полученными результатами освоения темы.

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Целеполагание.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята!  Поговорим?

Ученики: о чём?

- Что интересно мне и может интересно вам.

Вспомните нежное тепло лета. Вспомнили? На столах у вас по три  квадрата, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Синий – хорошее, красный - отличное, чёрный - плохое.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают квадрат, который соответствует настроению

Метапредметные :

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

личностные:

-положительное отношение к учению;

познавательные: осознавать познавательную задачу

Актуализация и пробное учебное действие.

Выявление    затруднений.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слайд 1.  (Чтение учителем текста с пропуском слов, текст высвечен на экране)

Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.

- О какой птице идёт речь? Можете вы это определить? Какие средства языка помогут нам узнать птицу? (дети отвечают, на экране появляются прилагательные и изображение дятла). К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? Чем мы будем сегодня заниматься?

- Итак,  тема нашего урока?

А что мы знаем об имени прилагательном? А вы уверены в этом?

-Давайте поставим цели урока.

Индивидуальное участие в работе с текстом

Сравнивают тексты, делают выводы

Формулируют тему урока (Имя  прилагательное как часть речи)

Формулируют цель урока

регулятивные:

-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других.

Построение проекта выхода из затруднения

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое имя прилагательное и алгоритм его определения.

- Откройте учебники стр. 88, найдите информацию об имени прилагательном, знаком «!» отметьте ту, которая вам известна, знаком «-» - ту, которая является для вас новой.

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?

- Для чего нужны прилагательные в речи?

Слайд 2. Определение имени  прилагательного. Примеры словосочетаний.

Задание: составьте по два словосочетания для каждого вопроса имени прилагательного.

Слайд 3. Имя прилагательное изменяется по числам (примеры прилагательных в единственном и множественном числе)

Вопрос-ловушка.  Поставьте в ед. числе – стальные ножницы.

Слайд 4. Имя прилагательное изменяется по родам.

Задание (разноуровневое): уровень А - 2 столбик, уровень Б – 1 столбик

  • Красив… (тюль)           Голуб… (берет)
  • Горяч…. (кофе)            Сильн… (шторм)
  • Тепл… (шаль)               Син…(море)
  • Чёрн…(рояль)               Кисл…(яблоко)

Вопрос -  ловушка: настоящий егоза - правильное словосочетание? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 5. Изменяются по падежам.

Задание (разноуровневое) уровень А – вставляют окончания, уровень Б – еще определяют падеж.

  • К дальн… (озеру)
  • Свеж… (морса)
  • Приятн… (вечером)
  • О глубок… (реке)

Читают, высказывают своё мнение. Сами формулируют определение прилагательного

Выполняют задание в тетрадях, делают самооценку («+» - за каждое правильное словосочетание)

Слушают учителя, отвечают.

Выполняют задание,

сверяют задания по ключу, выставляют оценки.

Выполняют задание,

сверяют задания по ключу, выставляют оценки, отвечают на вопрос, выполняют работу над ошибками

познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;

личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?).

регулятивные:

-осуществлять проверку; самооценку;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

предметные:

- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.

Слайд 6. Синтаксическая роль прилагательных.

  • Главным инструментом живописца является кисть.
  • Красив лес на картинах художника Шишкина.

- Составьте предложения описание картины, используя имена прилагательные. (Если класс слабый, можно предложить опорные слова)

2 уровень: составьте предложения, передающие настроение художника, используя имена прилагательные.

Разбирают предложения, делают выводы о синтаксической роли прилагательных

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

Физкультминутка

Игра «Найди предмет по признаку». Выдает одной группе учащихся карточки с существительными, а дугой – с прилагательными.

Ищут свою «пару». Комментируют составленные словосочетания.

Включение в систему знаний и повторение.

- Откройте учебники, упр. 602. Возьмите карандаши. Прочитайте текст. Объясните орфограммы. Выпишите выделенные слова вместе с существительными. Определите род, число, падеж имён прилагательных.

Прочитайте это стихотворение без прилагательных. Лучше стало или хуже? Почему?

-Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)

Слайд 7.  Давайте прочитаем материал «Это интересно».

Что вы ещё нового узнали о прилагательных?

А что такое эпитеты?

Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к словам

1 ряд – снег (синий, белый, белоснежный, пушистый, рассыпчатый, колючий, холодный)

2 ряд – зима (седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная)

3 ряд – утро (прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное, славное)

Устроим соревнование в парах, выигрывает тот, кто придумает больше эпитетов. Вот как много эпитетов вы подобрали. А если вы испытываете затруднения, можно обратиться к словарю эпитетов. Работа со словариком синонимов.

(Зима – седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная)

Утро – прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное, славное)

Вот как много эпитетов вы подобрали. А если вы испытываете затруднения, можно обратиться к словарю эпитетов. Посмотрите, я скопировала словарные статьи, вот еще сколько эпитетов не названо.

Работают с учебником, выполняют упражнение.

Отвечают на вопросы, формулируют роль прилагательных в тексте.

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

Коммуникативные:

уметь общаться в парах, уметь выслушать.

Рефлексия учебной деятельности

Вот и подошел к концу наш урок.

-О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали об имени прилагательном?

Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники  были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________.    

И сейчас у меня _______________  настроение.

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Домашнее задание

Правило стр. 88

Письменное задание на выбор: уровень А – упр.603, уровень Б – составить сказку или  синквейн об имени прилагательном.

Список используемой литературы:

1.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.Русский язык. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2014 г.

2.Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. Задания на понимание текста. К учебникам Т.А. Ладыженской; М.М. Разумовской; С.И. Львовой; А.Ю. Купаловой. ФГОС, 2014 г.

3.Русский язык. 5 класс. Диагностика результатов образования. К УМК под редакцией Разумовской М.М, Леканта П.А. ФГОС, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...