Сочинение на лингвистическую тему
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
В данной презентации представлены материалы для подготовки к части С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_lingv_temu.ppt | 511 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как должно быть построено сочинение? Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод
Лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.» Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные · имя существительное · имя прилагательное · имя числительное · местоимение · глагол · причастие · деепричастие · наречие б) служебные · предлог · союз · частица в) междометия (ой, ах и т.д.)
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: · способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) · повествовательные, побудительные, вопросительные предложения · восклицательные и невосклицательные предложения · простые предложения · двусоставные и односоставные предложения · типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) · неполные предложения · распространённые и нераспространённые предложения
· обращения · однородные члены ·обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) · уточняющие и поясняющие члены · вставные конструкции · вводные слова и предложения · прямая речь · косвенная речь · диалог · сложносочинённые предложения · сложноподчинённые предложения · бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности · риторические восклицания · риторический вопрос · риторическое обращение · параллелизм · анафора · эпифора · инверсия · эллипсис · умолчание · смещение синтаксических конструкций · присоединительные конструкции · парцелляция · многосоюзие · бессоюзие · градация
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения. В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына .
Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души». Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «бабуля». Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. Однако в предложении существительное «бабуля» ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Сочинение-рассуждение Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста. Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2). А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.»
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Валгиной Н.С. : «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Сочинение-рассуждение Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту М. П. Лоскутова. Вводная часть представлена предложениями №1—4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста. В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М. П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23—31). Таким образом, права была Н. С. Валгина, которая утверждала: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Сочинение-рассуждение Русский язык — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, не прибегая к специальным средствам выразительности. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию». Подтвердим это примерами из текста Михаила Шолохова. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию»
В первом предложении для передачи гнетущего настроения героев по поводу отступления наших войск автор использует наречие «горько». Само слово, употребленное в переносном значении, ярко передает состояние Лопахина, а в сочетании «горько на сердце», образуя метафору, служит для создания художественного образа. Этой же цели служат и слова с суффиксами оценки: гранатку (предложение 43), ямку (предложение 9), окопчик (предложение 11). Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами вроде бы неуместно в суровых условиях войны, но тем самым и создается контраст между желанием людей жить в мире и невозможностью его осуществить. Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения К. Паустовского о том, что многие слова «излучают поэзию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как писать сочинение на лингвистическую тему
Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...
ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему
Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...
Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему
Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....
Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....
Презентация к уроку "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Презентация-сопровождение у уроку "Готовимся к ГИА"...
Образцы сочинений на лингвистическую тему (ГИА 2012)
Образцы сочинений С 1.1 ГИА -2012...
Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса
Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....