Рабочая программа в рамках ФГОС русский язык 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой (Москва, «Просвещение», 2012)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ._yaz_fgos_6.rar | 44.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой (Москва, «Просвещение», 2012)
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе.
- Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
По фонетике и лексике:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически.
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- правильно писать слова на изученные орфограммы, находить в словах орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять;
- Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных, картин);
- составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, используя разные типы речи: повествование, описание, рассуждение;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Содержание программы
Язык. Речь. Общение.
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Р.Р. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе.
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
К.Р. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи.
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Написание сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим заданием.
Фразеология. Культура речи.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный текст № 1 по теме « Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас, –зар- - -зор-.Буквы ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-.Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть1)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –енсуществительных на –мя. Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных. Имена существительные общего рода.Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик).Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Поввторение.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме « Имя существительное». Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть2)
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных –к- -- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратные местоимения себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи.
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сочинение-описание (рассуждение) К.Р. Итоговый тест.
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку.
Личностные результаты :
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессеречевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;владение разными видами аудирования ;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средствамассовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободнопользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и наэлектронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения ихсодержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорениеи письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальнойи коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты иадекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степеньюсвернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанровс учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменнойформе, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениямокружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельностии в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точкизрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевыеошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованиемразличных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебнымпредметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явленийна межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми впроцессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия вспорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормамиречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностногои межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка какнационального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации иязыка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языкав жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли вобразовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи егоуровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; языки речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуацияречевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально смысловые типы речи (повествование,описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологиирусского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормамиречевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения егоосновных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональнымразновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической играмматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции русскогоязыка, способность оцениватьэстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Место предмета в учебном плане
Количество часов по программе - 210 часов. 6 часов в неделю на 35 учебные недели.
Распределение учебных часов по разделам программы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС – 210 часов (6 часов в неделю).
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Количество часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1. | Язык. Речь. Общение. | 3 | 2 | |
2. | Повторение изученного в 5 классе. | 11 | 1 | 2 |
3. | Текст. | 5 | 5 | |
4. | Лексика. Культура речи. | 12 | 1 | 2 |
5. | Фразеология. Культура речи. | 4 | 1 | 1 |
6. | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 35 | 4 | 12 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи.(1часть) | |||
7.1 | Имя существительное. | 26 | 3 | 7 |
8. | Морфология. Орфография. Культура речи.(2 часть) | |||
8.1 | Имя прилагательное. | 26 | 3 | 6 |
8.2 | Имя числительное. | 18 | 2 | 4 |
8.3 | Местоимение. | 25 | 3 | 6 |
8.4 | Глагол. | 32 | 4 | 8 |
9. | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. | 13 | 1 | 2 |
ВСЕГО | 210 | 23 | 57 |
Сочинений – 6
Изложений - 4
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС 210 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с КТП по русскому языку (ФГОС) для 8 класса по Ладыженской.
Данная программа и КТП по русскому языку соответствуют учебнику Л.А. Тростенцовой (Москва "Просвещение", 2014)...
Рабочая программа с КТП по русскому языку (ФГОС) для 6 класса по Ладыженской.
Данная программа составлена по учебнику Москва "Просвещение" 2014...
Рабочая программа с КТП по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по Ладыженской.
Тематическое планирование составлено к учебнику: Москва "Просвещение" 2011....
Рабочая программа по учебному предмету русский язык 5 КЛАСС ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баевская средняя общеобразоват...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...
Рабочая программа в рамках ФГОС 5 класс
УМК «Spotlight», авторов Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эвенс. – М.: Express Publish, 2014 год, для 5 класса включен в Федеральный перечень учебников, ре...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...