Рабочая программа. Русский язык 8 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебника « Русский язык»: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2012г.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_8_klass._russkiy_yazyk.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника « Русский язык»: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2010г.), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Цели обуславливают следующие задачи:
- одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
Содержание тем учебного курса
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6+2 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (2 ч)
I.Повторение пройденного о словосочетании в V-VII классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II.Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3+1 ч)
- Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
- Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурного памятника как вид текста; структура текста, его языковые особенности
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6+2ч)
* Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
* Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
* Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6+2 ч)
*Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
* Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
*Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9+2 ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (12+2 ч)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18+2 ч)
I.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращение, вводные слова и междометия (9+2 ч)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (6+1ч)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5ч+1ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса:
- диктант (с грамматическим заданием, словарный, подготовленный, графический, объяснительный, предупредительный, «Проверь себя»,
творческий, свободный, с языковым анализом текста);
- контрольный диктант- 9;
- тест;
- изложение-4;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
- сочинение (описание памятника, рассказ на свободную тему, на морально-этическую тему)-4;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения –описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
8 класс
Оленева Татьяна Дмитриевна
Количество часов:
всего __102__ часа;
в неделю __3___ часа.
№ урока | I четверть | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Функции русского языка в современном мире (1 ч) Функции русского языка в современном мире. | 01.09-05.09 | |
2 | Повторение пройденного в V-VII классах(6ч+2ч) Повторение. Фонетика и графика. Орфография. | 01.09-05.09 | |
3 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 01.09-05.09 | |
4 | Повторение. Лексика и фразеология. | 08.09-12.09 | |
5 | Повторение. Морфология. | 08.09-12.09 | |
6 | Контрольный диктант | 08.09-12.09 | |
7 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 15.09-19.09 | |
8 | Р.р. Строение текста. | 15.09-19.09 | |
9 | Р.р. Стили речи. | 15.09-19.09 | |
10 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (2ч) Строение и грамматическое значение словосочетаний. | 22.09-26.09 | |
11 | Связь слов в словосочетании. | 22.09-26.09 | |
12 | Простое предложение (3 ч+ 1ч) Строение и грамматическое значение предложений. | 22.09-26.09 | |
13 | Интонация предложения. | 29.09-03.10 | |
14 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 29.09-03.10 | |
15 | Р.р. Изложение (описание архитектурного памятника) | 29.09-03.10 | |
16 | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (6ч+2ч) Подлежащее | 06.10-10.10 | |
17 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 06.10-10.10 | |
18 | Составное глагольное сказуемое. | 06.10-10.10 | |
19 | Р.р. Сочинение о памятнике культуры. | 13.10-17.10 | |
20 | Р.р. Сочинение о памятнике культуры | 13.10-17.10 | |
21 | Составное именное сказуемое. | 13.10-17.10 | |
22 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 20.10-24.10 | |
23 | Контрольный диктант. | 20.10-24.10 | |
24 | Второстепенные члены предложения (6ч+2ч) Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Дополнение. | 20.10-24.10 | |
25 | Определение. | 27.10-31.10. | |
26 | Приложение. | 27.10-31.10 | |
27 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 27.10-31.10. | |
Итого за I четверть: Часов Контрольных работ Самостоятельных работ Диктантов Сочинений Изложений | 27 - - 2 1 1 | ||
II четверть | |||
28 | Р.р. Публичное выступление об истории своего края. | 10.11-14.11 | |
29 | Р.р. Публичное выступление об истории своего края. | 10.11-14.11 | |
30 | Контрольный диктант. | 10.11-14.11 | |
31 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 17.11-21.11 | |
32 | Простые односоставные предложения (9ч+2ч) Односоставные предложения. Определённо-личные предложения. | 17.11-21.11 | |
33 | Неопределённо-личные предложения. | 17.11-21.11 | |
34 | Безличные предложения. | 24.11-28.11 | |
35 | Безличные предложения. | 24.11-28.11 | |
36 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | 24.11-28.11 | |
37 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | 01.12-05.12 | |
38 | Назывные предложения. | 01.12-05.12 | |
39 | Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям. | 01.12-05.12 | |
40 | Подготовка к контрольному диктанту. | 08.12-12.12 | |
41 | Контрольный диктант. | 08.12-12.12 | |
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 08.12-12.12 | |
43 | Неполные предложения (2ч) Понятие о неполных предложениях. | 15.12-19.12 | |
44 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | 15.12-19.12 | |
45 | Однородные члены предложения (12ч+2ч) Понятие об однородных членах предложения. | 15.12-19.12 | |
46 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 22.12-26.12 | |
47 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 22.12-26.12 | |
48 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 22.12-26.12 | |
Итого за IIчетверть: Часов Контрольных работ Самостоятельных работ Диктантов Сочинений Изложений | 21 - - 2 1 - | ||
III четверть | |||
49 | Однородные и неоднородные определения | 12.01-16.01 | |
50 | Р.р. Сочинение-рассуждение (Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). | 12.01-16.01 | |
51 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 12.01-16.01 | |
52 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 19.01-23.01 | |
53 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 19.01-23.01 | |
54 | Р.р. Сжатое изложение | 19.01-23.01 | |
55 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 26.01-30.01 | |
56 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». | 26.01-30.01 | |
57 | Контрольный диктант. | 26.01-30.01 | |
58 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 02.02-06.02 | |
59 | Обособленные члены предложения (18ч+2ч) Обособленные определения и приложения. | 02.02-06.02 | |
60 | Обособленные определения и приложения. | 02.02-06.02 | |
61 | Обособленные определения и приложения. | 09.02-13.02 | |
62 | Урок-зачёт по теме «Обособленные определения». | 09.02-13.02 | |
63 | Обособленные определения и приложения. | 09.02-13.02 | |
64 | Обособленные определения и приложения. | 16.02-20.02 | |
65 | Урок-зачёт по теме «Обособленные приложения». | 16.02-20.02 | |
66 | Р.р. Характеристика человека как вид текста | 16.02-20.02 | |
67 | Обособленные обстоятельства. | 23.02-27.02 | |
68 | Обособленные обстоятельства. | 23.02-27.02 | |
69 | Урок-зачёт по теме «Обособленные обстоятельства». | 23.02-27.02 | |
70 | Обособленные уточняющие члены предложения. | 02.03-06.03 | |
71 | Обособленные уточняющие члены предложения. | 02.03-06.03 | |
72 | Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения». | 02.03-06.03 | |
73 | Р.р. Изложение | 09.03-13.03 | |
74 | Повторение по теме «Обособленные уточняющие члены предложения». | 09.03-13.03 | |
75 | Повторение по теме «Обособленные уточняющие члены предложения». | 09.03-13.03 | |
76 | Повторение по теме «Обособленные уточняющие члены предложения». | 16.03-20.03 | |
77 | Контрольный диктант. | 16.03-20.03 | |
78 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 16.03-20.03 | |
Итого за IIIчетверть: Часов Контрольных работ Самостоятельных работ Диктантов Сочинений Изложений | 30 - - 2 1 2 | ||
IV четверть | |||
79 | Обращения, вводные слова и междометия (9+2ч) Обращение и знаки препинания при нём. | 01.04-03.04 | |
80 | Обращение и знаки препинания при нём. | 01.04-03.04 | |
81 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | 01.04-03.04 | |
82 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | 06.04-10.04 | |
83 | Р.р. Публичное выступление на общественно важную тему «В жизни всегда есть место подвигам». | 06.04-10.04 | |
84 | Вставные конструкции. | 06.04-10.04 | |
85 | Вставные конструкции. Междометия в предложении. | 13.04-17.04 | |
86 | Р.р. Изложение. | 13.04-17.04 | |
87 | Повторение и систематизация знаний. | 13.04-17.04 | |
88 | Контрольный диктант. | 20.04-24.04 | |
89 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 20.04-24.04 | |
90 | Прямая и косвенная речь (6ч+1ч) Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. | 20.04-24.04 | |
91 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 27.04-01.05 | |
92 | Цитаты и знаки препинания при них. | 27.04-01.05 | |
93 | Повторение по теме «Прямая и косвенная речь» | 04.05-08.05 | |
94 | Р.р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. | 04.05-08.05 | |
95 | Контрольный диктант | 04.05-08.05 | |
96 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 11.05-15.05 | |
97 | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 8 КЛАССЕ (5ч+1ч) Повторение. Синтаксис и морфология. | 11.05-15.05 | |
98 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | 18.05-22.05 | |
99 | Р.р. Сочинение-рассуждение. | 18.05-22.05 | |
100 | Повторение. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. | 18.05-22.05 | |
101 | Итоговый контрольный диктант. | 25.05-29.05 | |
102 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 25.05-29.05 | |
Итого за IVчетверть: Часов Контрольных работ Самостоятельных работ Диктантов Сочинений Изложений | 24 - - 3 1 1 | ||
Итого за год: Часов Контрольных работ Самостоятельных работ Диктантов Сочинений Изложений | 102 - - 9 4 4 |
Список учебной и методической литературы.
1.Русский язык: Учебник для 8 класса общеоб-ных учр. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2010г.)
2. Русский язык, 8 класс, Тематический контроль, Рабочая тетрадь, Ответы, Цыбулько И.П., 2012.
3.Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку» 5-9 классы, Москва «Просвещение», 2009г.
4.М.Г. Бройде «Занимательные упражнения по русскому языку.5-9 классы», Москва «Вако», 2014г.
5.А.Г. Нарушевич «Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы. Учебно-методическое пособие», Ростов-на Дону «Легион», 2013г.
6.Н.В.Егорова «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс», Москва «Вако», 2010г.
7.Л.Ф.Стрелкова «Русский язык.Литература.5-11 классы. Технологии проблемного и развивающего обучения», Волгоград «Учитель», 2010г.
8. Т.А. Курушина, В.А. Басистая и др. «Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)» , Волгоград «Учитель», 2009г.
Диски.
9.Диск «Тесты. Русский язык 7-8 классы», Волгоград «Учитель», 2010г.
10.Презентации, тесты и проверочные работы ( Ресурсы Интернета ).
Приложение №1
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении
Предупредительные и объяснительные диктанты
I. 1) Самая трогательная птица — жаворонок. 2) Белая ночь — сочетание безмолвия ночи со светом дня. 3) Небо без облаков что море без волн. 4) Лесная дорога, заросшая травой, будто зеленая река. 5) Глубина постижения природы — это глубина и масштабность человека. 6) Красная рябина как царица осеннего леса. (По Ф. Абрамову)
1) История — это наша жизнь, и делаем ее мы. (Д. Балашов) 2) Тайга — это нескончаемый лес, прерываемый только рекой или болотами. (А. Казанцев) 3) Недоросль — синоним Митрофана, а Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня. (В. Ключевский) 4) Быть вежливым — обязанность каждого человека. 5) Важное проявление вежливости — поздороваться первым. 6) Не отвечать на приветствие — верх невоспитанности. 7
III. 1) Острый язык — дарование, длинный — наказание. 2) Знание — родник, который никогда не исчерпаешь. 3) Доброе начало — половина дела. 4) Сады сажать — жизнь украшать. 5) Ум — одежда, которая никогда не износится. 6) Много звезд — украшение неба, много знаний — украшение ума. 7) Не исправить ошибку — значит совершить новую. 8) Крутая гора — мученье для коня, крутой человек — мученье для людей. 9) Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.
(Пословицы)
Употребление дефиса и кавычек
при приложениях
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Автор «Слова о полку Игореве» вложил в уста Ярославны обращения-заклинания к ветру, реке и солнцу. (Е. Осетров) 2) Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, смочить рукав в Каяле-реке, чтобы исцелить раны Игоря. (Е. Осетров) 3) Растет на кургане над Доном-рекой суровый цветок — бессмертник. (А. Софронов) 4) Пушкин-историк рука об руку шел с Пушкиным-художником, работая одновременно над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». 5) Пробиваясь сквозь толпу, громко разговаривая, хохоча, прошло человек шесть матросов-черноморцев. (М. Шолохов) 6) И старик мордвин, сторож, кивая головой, замер в распахнутых воротах. (Д. Балашов) 7) Подруженьки-березки стояли на отшибе у леска тесной кучей. (М. Шолохов) 8) Здесь путники встретили охотников-тунгусов. 9) Часто леса расступаются, чтобы дать место невысоким горам-сопкам. (В. Малов)
Контрольный диктант
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)
Пунктуация при однородных членах предложения
Однородные члены предложения,
связанные союзами и без союзов,
и пунктуация при них
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Он почти пятьдесят лет проработал в газетах, страстно любил свое дело и превосходно знал его. 2) Капли воды обрывались с краев герба, с фигур и ваз на карнизах, со сводов галереи. 3) Он ушел к себе в кабинет и лег на твердый кожаный диван, взяв первую попавшуюся книгу. 4) Он рассеянно положил письмо в карман и стал медленно прихлебывать чай с лимоном. 5) Снег светился на мостовой, на крышах домов, на ограде набережной, на выступах окон. Облака, шевеля щупальцами, ползли по тяжелому, бесцветному, горестному небу. 6) Отодвинув штору, он увидел в полутьме сад, голые деревья, печальное озеро.
Однородные и неоднородные определения
Предупредительные, объяснительные диктанты
1) На пороге показался старый седой человек с взволнованным, бледным лицом. (М. Алданов)2) Пол выстлан красным, местами выцветшим ковром. Мебель состояла из красных плюшевых кресел и мягких широких диванов с множеством шелковых и бархатных подушек. (М. Алданов) 3) И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая к себе бесконечная даль. (Л. Толстой)4) Он взирал на собственные произведения с болезненной, блуждающей улыбкой. (Б. Акунин)5) Приятен был самый переход с полутемной, сырой и грязной улицы в ярко освещенное, хорошо натопленное здание. (М. Алданов)
II. 1) Скользя на лыжах, выходишь на солнечную, окруженную березовым лесом поляну. 2) Все утро кормились тетерева на развесистых, усыпанных почками березах. 3) Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. 4) Колышутся под огнем лохматые еловые ветви.
Обобщающие слова при однородных членах
и знаки препинания при них
Схематические диктанты
I. 1) Всюду: и вокруг, и над головой — была вода. (Е. Крестовский) 2) Все кипит, все бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. (Ф. Абрамов) 3) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. (И. Гончаров) 4) Яркие пятна света лежат всюду: на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. (И. Соколов-Микитов) 5) Всегда: зимой и летом, осенью и весной — хорош русский лес. (И. Соколов-Микитов)
Предупредительные, объяснительные диктанты
1) Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. (В. Песков) 2) Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, — это все в обиходе мы зовем средней полосой. (В. Песков) 3) Целая гора валежника, оставшегося с осени: макушки сосен, хворост, вырванные с корнем кусты, — лежала перед ней. (Э. Шим) 4) Ружье, собака, лошадь — все было предметом мены. (Н. Гоголь)
II. У некоторых народов Севера существуют, например, десятки слов для обозначения одинаковых явлений: для названия разных видов снега, льда, для обозначения холода. В языке одного из племен, живущих на островах Океании, есть сто названий для разновидностей банана. В то же время некоторые племена называют одним словом все летающие предметы (кроме птиц), а в языке суахили одним словом обозначают и поезд, и телегу, и карету, и детскую коляску, и велосипед.
III. Почему все-таки разные народы по-разному называют одни и те же предметы, явления окружающего мира? Причины этого лежат и вне языка, и в самом языке. К внеязыковым причинам относятся условия жизни разных народов, населяющих нашу землю, а именно: национальные традиции, и культура, и история, и зависимость от географической среды, места проживания народа и даже от климата.
Контрольные диктанты
Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)
Пунктуация при обращении
Предупредительный, объяснительный диктант
1)Волшебница! Как сладко пела ты про дивную страну очарованья. (Д. Веневитинов) 2) Друзья мои, прекрасен наш союз. (А. Пушкин) 3) Бог помочь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море и в мрачных пропастях земли. (А. Пушкин) 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. (А. Пушкин) 5) Тебе, Казбек, о страж востока, принес я, странник, свой поклон. (М. Лермонтов) 6) Как я любил твои бури, Кавказ. (М. Лермонтов) 7) Синие горы Кавказа, приветствую вас. (М. Лермонтов) 8) Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть. (М. Лермонтов) 9) Кто может, океан угрюмый, твои изведать тайны? (М. Лермонтов)
Вводные слова и предложения
и знаки препинания при них
Предупредительные, объяснительные диктанты
1. 1) К сожалению, скоро облака заволокли все небо. 2) Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер. 3) Плаванье становилось однообразным и, признаюсь, скучноватым. 4) Но, к удивлению и удовольствию моему, на длинном столе стоял всего один графин. 5) Сообщения с берегом не было, и мы простояли, помнится, трое суток в печальном бездействии. 6) Жизнь наша, повторяю, опять потекла прежним порядком. 7) Ему, видишь ли, необходимо было привести в порядок коллекцию собранных растений. 8) Друг его, что важно, записывал все виденное и слышанное. 9) Садик, по обыкновению, был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами.
2.Никто не знал брода, поэтому ноги у всадников по колени ушли в воду. Они не предвидели этого обстоятельства, а то, может быть, и не поехали бы верхом. Один из них хотел, кажется, избавиться от этого неудобства, подбирая ноги, но кончил тем, что, к нашему немалому веселью, упал в воду.
3.Книга — великое чудо. Во-первых, в ней — весь необъятный духовный мир человечества. Во-вторых, она концентрирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум народов. Наконец, книга — могучее и универсальное средство общения людей, народов, поколений.
(По Е. Лихтенштейну)
Контрольный диктант
Глазами художника
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне 3 был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. 4
Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (127 слов)
Обособленные определения и приложения
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов) 3) Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков. (М. Шолохов) 4) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 5) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 6) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 7) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием.(И. Ефремов)
II. Горячий, непоседливый, он теперь охотнее тянулся к людям тихим, рассудительным. Таков был Дельвиг. Таков был и Нащокин, бескорыстный, добрый и честный.
Очень важным для Пушкина было знакомство с Елизаветой Хитрово, дочерью фельдмаршала Кутузова. Широкий круг духовных интересов объединял их. Ценил он и откровенные беседы с фрейлиной А. Россет. Умная, красивая, она обладала твердым характером, и с ней обо всем можно было говорить.
Контрольный диктант
В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появляется даже утренник, белый, хрустящий. И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, упавший на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный берег неширокой речонки, сплошь зараставший летом темно-зеленой растительностью, — все словно обсыпано пудрой.
Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору. В безветренную погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива паутина, обсыпанная росой.
С наслаждением дышишь свежестью. В эту пору можешь рассчитывать на самые крепкие грибы. Они тоже обрызганы росой, а в середине некоторых из них собирается немного влаги, прозрачной, как хрусталь.
Преодолеваешь невысокий подъем и по тропинке, вьющейся по берегу, выходишь к лесу. (131 слово)
Пунктуация при сравнительных оборотах
Предупредительные, объяснительные диктанты
1) Песчаный берег за рекой за лето выгорел, как гимнастерка на солдате. (Ф. Абрамов) 2) Он тревожно моргал, вздыхая и крутя круглой, как шар, головой, словно заводная игрушка. 3) Это был человек небольшого роста с коротенькими кустистыми бровями, из-под которых, как настороженные зверьки, выглядывали глаза. (Ф. Искандер) 4) Он шел, как котик, бесшумно. (А. Солженицын) 5) Торосы на реке были такими же сильными, как ветер, и цвет неба был голубым. (В. Липатов) 6) Проснулись они, как обычно в последние дни, от утреннего птичьего гомона. (В. Мясников) 7) По-прежнему высоко стояла надо мной чистейшая голубизна неба, такого же глубокого, как окружающая тишина.(И. Ефремов) 8) От ураганных порывов ветра вода в мелководном озере вскипала, как в чайнике.(В. Малов) 9) Луна, как желтое пятно, из тучки в тучку переходит. (М. Лермонтов) 10) Она, как змея, скользнула между моими руками. (М. Лермонтов) 11) А внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею. (М. Лермонтов) 12) И слезы крупные мелькнули на ней, как светлая роса. (М. Лермонтов) 13) Сучья горят, как порох. (Э. Шим) 14) Эхо полоснуло в горах, как свистящая плеть. (Э. Шим) 15) Он переменился в лице, только синие глаза потемнели, точно океан в непогоду.(М. Семаго)
Обособление обстоятельств
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Поразмыслив, он все-таки согласился с моим доводом. (Л. Замятин) 2) Они дружно встали и, не оглядываясь, зашагали со двора. (Л. Замятин) 3) Нужно было не мешкая принимать меры.(Л. Замятин) 4) За лесом заполыхали зарницы, предвещая полуночную грозу. (Л. Замятин) 5) Мы ждали сумерек, не зажигая огня. (М. Семаго) 6) Петр толкнул низкую дверь и, пригнувшись, первым вошел внутрь. (З. Завадский) 7) Он летел сломя голову. 8) Павел работал спустя рукава. 9) Все молча проводили глазами улетающий вертолет. (Стругацкие) 10) Я свернул с центральной аллеи и стал не спеша удаляться от шума аттракционов. (Л. Замятин)
II. 1) Тихонько напевая, он шел зарослями вниз по реке. 2) Поднимаясь в гору, он касался руками стволов и пел о соснах, стоящих на плечах друг у друга. 3) Так он шагал, не уставая, со склона на склон и тихонько пел, а тайга неохотно расступалась перед ним, пряча звериные тропы. 4) Разворачиваясь, плыли по обеим сторонам берега. 5) Незаметно вспучиваясь, накатывала волна. 6) Вода крутилась на месте, переплетаясь тугими жгутами. 7) Они стояли полукругом, глядя в огонь немигающими глазами.
II. Однажды утром мы нашли родничок, заботливо расчищенный, обложенный камешками и, может быть, поэтому никак не уступавший морозу. Родничок звенел веселую песенку, кувыркаясь, выбрасывая мелкие пузырьки, а на низкой ветке над ним висел берестяной ковшик.
Контрольный диктант
Вечерняя заря догорала, и сумерки, все больше сгущаясь, опускались на землю. Надо было скорее добраться до опушки леса и отыскать дорогу к дому. В течение получаса бродил я по лесу и наконец-то добрался до опушки, однако знакомой мне тропинки не обнаружил.
Между тем серо-белые клочья тумана, расширяясь и цепляясь за кусты, медленно расползались по земле. Впадинки, заполненные водой, кучи сваленного хвороста, попадавшиеся то тут, то там, ствол дерева, лежащий поперек неширокого ручья, — все мешало мне продвигаться вперед. Вскоре не стало видно ничего: ни тропинки, ни зарослей.
Внезапно из-за туч выглянул серебряный серп месяца и, по-хозяйски устроившись на небе, осветил всю окрестность. Стали различаться отдаленные предметы: поле с еще не скошенной пшеницей, чащоба справа, небольшая речонка слева. Вскоре все небо прояснилось. Яркие звездочки-фонарики словно направляли свои лучики на землю. Скоро я добрался до дома. (135 слов)
Обособление уточняющих
членов предложения
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Ехали мы не очень долго, около часа. 2) Совсем близ, метрах в десяти, широкая тропинка. 3) Они стоят и смотрят вниз, в маленький заснеженный двор. 4) Давно уже, лет десять — пятнадцать назад, жил он в этих местах. 5) Здесь, в густых зарослях кустов, начинает свой путь великая река. 6) Здесь, в Пушкинских Горах, бывает самый большой праздник. 7) Сюда, на берега Сороти, приезжают тысячи людей. 8) В начале лета, 6-го июня, в России отмечается день рождения великого поэта. 9) В полдень, около часа дня, зазвонил колокольчик.
II. 1) Налево от дома светлело зарево первого начавшегося в Москве, на Петровке, пожара.(Л. Толстой) 2) Здесь, в этом степном царстве покоя, не было воды. (И. Ефремов) 3) Внизу, в котловине, лежали развалины старой крепости. 4) И в это время там, впереди, столбом взвилось высокое и страшное пламя. (М. Семенов) 5) Вдали, на северо-западе, поднималась гряда гор, острых и неровных. (А. Толстой) 6) В воде, поблизости от берега крутого, плотичка резвая жила. (И. Крылов)7) Он поднялся со своего стула, но снаружи, со двора, донесся какой-то шум. (С. Смирнов)
Контрольный диктант
На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. Стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, отдыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. Было душно, и он расслаблял рукой расстегнутый воротник и, глубоко вздохнув, замирал, посматривая на небольшие волны, похлопывающие берег.
Прошло немного, едва ли десять лет, после его отставки, а о нем забыли везде: и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. Здесь, в центре России, на Тамбовщине, заканчивал свой век Федот Ушаков — опальный русский флотоводец. Сорок кампаний провел он, не потерпев поражения ни в одном сражении. Блестящие победы русского флота под его командованием сделали имя Ушакова легендарным.
Он вспоминал о дальних походах, и его взор бродил где-то там, по далеким бухтам, гаваням.
Набежал ветерок, как бы пытаясь запеленать одинокого адмирала, а тот словно отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
Вдали от моря заканчивал свою жизнь величайший полководец Отечества. (140 слов) (По В. Ганичеву)
Пунктуация в предложениях с прямой речью
Схематический диктант
I. 1) «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» — Лисицу спрашивал Сурок. 2) К Крестьянину вползла Змея и говорит: «Сосед, начнем жить дружно!» 3) «Кто ты? Что делаешь?» — спросил сердито Лев. 4) «Постой-ка, — Волк сказал, — сперва мне ведать надо, каков пастух у стада?» 5) «Что это, — говорит Реке соседний Пруд, — как на тебя ни взглянешь, а воды все твои текут».
Знаки препинания при цитировании
Объяснительный диктант
1) «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой смешной или не смешной, но русский чисто анекдот», — просит Гоголь в письме к Пушкину. 2) Критик Булгарин на следующий день после постановки «Ревизора» в статье, полной желчи и негодования, писал, что «это не комедия, так как на административных злоупотреблениях комедию построить нельзя». 3) «И никого не впускать в дом стороннего, особенно купцов», — приказывает городничий Держиморде и Свистунову. 4) Вот что рассказывал Горький о чтении им в отрочестве «Демона»: «Поэма взволновала меня мучительно и сладко, у меня сорвался голос, я плохо видел строки стихов, слезы навертывались на глаза».
Контрольный диктант
Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тетя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко.
Вначале все шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызывали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами.
Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.
Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя. — Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)
Итоговые контрольный диктант
Приближение ночи
Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...