Презентация к уроку: "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Презентация к уроку: "Бессоюзные сложные предложения" для учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya.pptx | 263.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды отношений между простыми предложениями В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями) : I . Перечислительные II . Причинные III . Пояснительные IV . Пояснительно – изъяснительные V. Сопоставительно-противительные отношения VI . Условно-временные VII . Следствия
Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления): [Я не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [ ], [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и . Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений
Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом): [Я несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.
Пояснительные (второе предложение поясняет первое): 1) [ Предметы теряли свою форму]: [ всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) 2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [ желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно .
Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.): 1) [ Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — [ ]: [ ]. 2) [ Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) — [ ]: [ ]. Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).
Сопоставительно-противительные (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему): 1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) — [ ], [ ]. 2) [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) — [ ] — [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но .
Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором): 1) [ Любишь кататься ] — [ люби и саночки возить ] (пословица) — [ ] — [ ]. 2) [ Увидишься с Горьким] — [ поговори с ним] (А. Чехов) - [ ]- [ ]. Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.
Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом): [ Мелкий дождик сеет с утра ] — [ выйти невозможно ] (И. Тургенев) — [ ] – [ ].
Знаки Значение Как проверить? , одновременность и последовательность по смыслу - а) при противопоставлении б) в первом предложении время или условие в) во втором предложении следствие союзами а, но и др союзами когда и если союзом так что : а) во втором предложении причина б) второе предложение поясняет первое в) второе предложение дополняет первое союзом потому что союзами а именно, то есть союзом что
Упражнения
Упражнение №1 Жарко светило солнце _ блестели радугами стаканы _ блестели горы _ город. Упражнение №2 Трескался лед _ снег шуршал _ о каменную стену сторожки _ и скрипел под ногами.
Упражнение №3 Снег слепил лицо _ порошил глаза _ ветер вертел его седыми вихрями _ вокруг труб миноносца. Упражнение №4 На улице ветер _ все качается _ стонет _ гремит.
Упражнение №5 Я закрывал окна _ выходящие на канал _ и спрашивал _ не затопить ли камин. Упражнение №6 Дорога вилась передо мною _ между кустами орешника _ уже залитыми мраком _ я продвигался с трудом.
Упражнение №7 В глазах у меня потемнело _ голова закружилась. Упражнение №8 Застучали колеса _ на переходе мелькнул огонь _ будка вынырнула из темноты _ и опять пропала.
Упражнение №9 Слабо шуршала _ падали шишки _ вздыхая _ шумел лес. Упражнение №10 Я доверяю любящим _ они великодушны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку "Сложное предложение"
презентация по русскому языку на тему "Сложное предложение", рекомендуется использовать при изучении данной темы в старших классах. Презентация содержит определение СП, классификации СП, с...
Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение" в 9 классе
Презентация к уроку русского языка с элементами исследования. Урок обобщения знаний на тему "Бессоюзные сложные предложения" на основе анализа текста романа Пушкина "Евгений Онегин"...
Презентация на тему: "Бессоюзное сложное предложение". Урок русского языка в 9 классе.
Представлены слайды по теме: "Бессоюзное сложное предложение"...
презентация к уроку "Бессоюзные сложные предложения"
Предназначена для урока усвоения новых знаний и закрепления изученного....
Презентация к уроку "Бессоюзные сложные предложения"
Аннотация Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 9Предмет: русский языкТип ресурса: методическая разработкаУрок разработан в рамках содержания программы 9 класса по русскому языку к уче...
презентация к уроку "Бессоюзные предложения"
Презентация к уроку "Бессоюзные предложения" обращает внимание на знаки препинания, уделяя внимание тире....
Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия".
Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия"....