Урок русского языка по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок является предпоследним по счету в теме «Глагол».  При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, знание учебных и психологических особенностей  школьников. Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка39.33 КБ
Файл glagol.pptx495.88 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Горбатовская СОШ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

 

ФИО (полностью)

Зенова Ирина Евгеньевна

Место работы

МКОУ Горбатовская СОШ

Должность

Учитель русского языка и литературы          

Педагогический стаж    

20 лет          

Квалификационная       категория  

первая

                  Предмет

Русский язык

Класс

5класс

Тема и номер урока в теме

«Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Программа 

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе «Государственного стандарта общего  образования по русскому языку», «Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Конспект  урока

Предмет:

Русский язык

Учитель:

Зенова Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Горбатовская СОШ.

Класс:

5 (11 лет)

Тема урока:

«Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Цели урока:

Образовательные: обобщить материал о глаголе  как систему знаний. Выработать умение находить в тексте, различать глаголы 1 и 2 спряжения.

 Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и обобщать, развитие творческого воображения.

Воспитательные: способствовать формированию  коммуникативных качеств.

Основные требования ЗУН

Понимать,    что    глагол часть речи, которая обозначает действие. Знать общее значение   глагола,   морфологические признаки, синтаксическую    роль    в    предложении. Уметь отличать глагол от других частей речи, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии.

Прогнозируемые результаты

Предметные: усвоение основ научных знаний о  языке.                    Метапредметные:  понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.                                                                                                             Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Элементы содержания урока

 Глагол  как часть речи. Общее значение,     морфологические       признаки, синтаксическая роль в предложении.     Отличие глагола от других частей речи.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации.

Виды работы на уроке

 Выборочный диктант. Тестирование.

Использование образовательных технологий

Приемы ТРКМЧП:  «Синквейн» »; игровые; информационные.

Формы организации деятельности:

фронтальная,  индивидуальная.

Лингвометодическая работа

Глагол, неопределённая форма глагола, спряжение.

Модернизация урока:

Урок с применением средств ИКТ

Оборудование

доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, карточки.

Домашнее задание:

Общее: Ответить на вопросы стр.

Задание по выбору:

  1. Упр. 654
  2. Исследовательское.  Определить в сказке К.Г. Паустовского  «Тёплый хлеб» частоту употребления глаголов. 

Интернет - ресурсы

 

  1. Организационный момент. (2 минуты)

Учитель: (Слайд №1) Добрый день, ребята! Я вас рада видеть. Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.  А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?   Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.  Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски. Я уверена, сегодня на уроке у вас всё обязательно получится.                                                                                    

 Учитель: (Слайд №2) Ребята, а кто из вас любит путешествовать? Сегодня мы отправимся в дорогу на паровозике и посетим замечательные места в стране «Глагол». Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

  1. Стадия вызова (6 минут).

Целеполагание.

Слово учителя: (Слайд №3) Сейчас мы находимся на перроне. Найдите в словаре, что обозначает данное слово, обратите внимание, как оно пишется. (Слайд №4) У каждого из вас есть  лист – «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели).

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

     

Повторить правописание личных окончаний глагола.

     

 

Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.

 

 

Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.

 

 

Узнать, каким членом предложения помимо сказуемого может быть глагол.

 

 

Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

 

 

Узнать, какая морфема указывает на прошедшее время глагола.

 

 

Вспомнить фразеологические обороты и их значения.

 

 

Пополнить свой словарный запас.

 

 

Отдохнуть на уроке.

 

Учитель:  (Слайд №5) Для того чтобы ехать на поезде, нужен билет. За ваши ответы я буду давать билетики: зелёный, если ответ точный, правильный, полный; жёлтый, за правильный, но не совсем полный ответ; красный билетик достанется тому, кто ничего не будет отвечать на станции. Надеюсь, никто не получит сегодня красный билет. Станция «Угадай-ка».  Какое слово может быть и прилагательным, и глаголом?

  1) Весела     2) Смела          3)бывалый           4) болен

Ученики: Смела.

Учитель:

  1. Стадия осмысления (30 минут).

Учитель: Станция «Почтовая». Ребята перед вами лежит текст. Прочитайте его. (Слайд № 6)

ПОЧТА

На севере, где живут ненцы, даже весной, когда уже всюду стаял снег, все еще стоят морозы и воют метели.

Вот раз весной ненецкий почтальон должен был ве…ти почту из одного ненецкого села в другое. Нед…леко – всего тридцать километров.

У ненцев очень ле…кие сани – нарты. В них они запрягают оленей. Олени мчат их быстрее всяких лошадей.

Почтальон выш…л утром, посм…трел на небо, помял рукой снег и подумал: «Будет метель. Но я успею проскочить раньше метели».

Он запряг четырех лучших оленей, надел на себя меховой халат с капюшоном, меховые сапоги и взял в руки длин…ую палку. Этой палкой он будет пог…нять оленей, чтоб они быстрее бежали.

Почтальон привязал почту покрепче к нартам, вскочил на сани, сел бочком и пустил оленей во весь дух. (Б.Житков)

Задания:

  1. Озаглавьте его.
  2. О чем говориться в тексте?
  3. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте их, подберите проверочные слова, где это возможно, или объясните правописание.
  4. Выпишите из 1, 2 и 6 абзацев предложения с однородными членами предложения.
  5. Разберите по составу следующие слова: посмотрел,  меховые.
  6. Выпишите одно слово, в котором звуков больше чем букв. Докажите правильность своего выбора.
  7. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения в следующем предложении: В них они запрягают оленей. 
  8. Определите вид выделенных  глаголов.
  9. Выпишите из текста словосочетания « сущ. + прилаг.», определите род, число, падеж имени прилагательного.
  10. Составьте схему предложения с прямой речью.

Физминутка(Слайд № 7) (2 минуты) Станция «Отдыхай-ка»

Учитель: (Слайд № 8)  Станция «Отгадай-ка».  Ребята, вы знаете, что нам предстоит в 9 классе ГИА, а в 11 – вы должны выдержать единый государственный экзамен. Подготовку к этим видам аттестации мы начинаем уже в 5 классе. Предлагаю выполнить тренировочные упражнения.

1.В какой строчке во всех словах в окончании пишется буква И.

  1. Он дыш…т, увид…т, гоня…тся, раздел…т;
  2. Он распил…т, слыш…т, скач…т, гре…т;
  3. Он угон…тся, вылет…т, объяв…т, провер…т;
  4. Он услыш…т, вдрогн…т, слуша…т, поздрав…т;

2.(Слайд № 9) Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е.

  1. Он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т;
  2. Он посе…т, чу…т, кол…т, вкуша…т;
  3. Он кат…тся, утеша…т, клее…т , та…т;
  4. Он упуст…т, пове…т, зате…т, стел…т;

3.  (Слайд № 10)  Во всех словах строчки в окончании пишется буква Ю (У).

1)Они вод…т, кле…т, бре…т, та…т;                                                                                   2) Они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т;                                                           3)Они слуша…т, дремл…т, леле…т;                                                                              4)Они жал…т, кол…т, пол…т, терп…т;

4. (Слайд № 11)  В каком предложении есть неопределенная форма глагола?

1)  Летом молодежь веселит_ся на улице до утра.                                                               2) Не унывайте, если не всё получит_ся хорошо.                                                              3) Соревнования продолжат_ся завтра.                                                                                4) Завтра надо пораньше проснут_ся.

5 . (Слайд № 12)  В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Мы (не)стали ждать повторного приглашения.                                                                     2) Тузик (не)навидел соседского кота.                                                                                       3) Почтальон , наверное, (не)нашёл наш дом.                                                                         4) Даша  никогда (не)любила заниматься малышами.

Учитель: (Слайд № 13) Станция «Звуки и буквы»: сделайте фонетический разбор слова еж.

4.Рефлексия (5 минут).

Учитель: (Слайд № 14) Станция «Синквейн». Вот и закончилось наше путешествие. Пора подвести  итоги. Я предлагаю сделать это при помощи составления синквейна.

Учитель. Что мы изучали сегодня?

Ученики. Глагол.

Учитель. Какой он?

Ученики. Интересный,  спрягаемый.

Учитель. Какие действия характерны для него?

Ученики. Считает,  измеряет,  изменяется.

Составление синквейна.

Пример синквейна:

1. Глагол.

2. Спрягаемый, изменяемый, обозначающий, видовой.

3. Делать, сделать.

4. Глагол украшает нашу речь.

5. Действие.

    5.Личные итоги урока  (Слайд№15) (3 минуты)

Выставление оценок. Посчитайте свои билетики. Билетов какого цвета у вас больше? (Слайд №17) 

Что нового вы открыли  на уроке?

Что осталось непонятным?

Выполнили вы цели, которые поставили для себя в начале урока?

6. Домашнее задание. (Слайд№16)  (2 минуты)

(Слайд № )  Запись в дневники.

  1. Общее. Ответить на вопросы
  2. Задание по выбору:

А) Упр.

Б) Исследовательское.  Определить в сказке К.Г. Паустовского  «Тёплый хлеб» частоту употребления глаголов.

Самоанализ урока русского языка.

Тема: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Технология: Приемы ТРКМЧП: синквейн. Игровые.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные: обобщить материал о глаголе  как систему знаний. Выработать умение находить в тексте, различать глаголы 1 и 2 спряжения.

Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и обобщать, развитие творческого воображения.

Воспитательные: развитие коммуникативных качеств.

Начну самоанализ урока с краткой характеристики 5  класса, с которым я проводила учебное занятие. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе составляет 67%:  из 4 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 3 из 4 человек, таким образом, уровень качества знаний в классе выше среднего. Ребята, к сожалению, не очень активные, требуется постоянное привлечение внимания, использование приёмов, стимулирующих интерес к предмету.

Обоснованность выбора формы урока: Данный урок является предпоследним по счету  в теме «Глагол».  При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, знание учебных и психологических особенностей  школьников. Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Соотнесение поставленных целей урока с его результатом: функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течение урока,  и к какому возможному результату прийти. В 5 классе использую таблицы –подсказки, для того чтобы им легче было сформулировать для себя цели.

Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

Обоснованность выбора структуры урока и типа: Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Этапы урока были логично связаны между собой и вытекали один из другого.

Соответствие уровня трудности, содержания материала, методов обучения специфике урока: На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный,  частично-поисковый.

Использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Для активизации интереса к предмету был использован мультимедиа-проектор. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог,  письмо.

Закрепление  было дано в форме творческих заданий. 

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.                                   Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся. За урок учащиеся получили положительные оценки, которые были прокомментированы.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

Использование методов и приёмов ТРКМТ повысило мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока.

В конце урока был подведен итог работы над темой («Синквейн»), проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

Характеристика возможностей учебного кабинета и целесообразность использования средств обучения на уроке:  к сожалению, обеспеченность кабинета не соответствует государственным нормам и стандартам: вся справочная литература, таблицы, наглядные пособия куплены за мой счет. Компьютер (ноутбук) каждый день приношу на уроки сама. Проектор приходится просить у учителей начальных классов. Материал  (презентации, учебные фильмы) накоплен большой, но не всегда есть возможность демонстрации.

Использование ИКТ: Компьютерные технологии использовались для повышения  качества образования учащихся, для ускорения темпа работы на уроке, для проверки различных видов работ учащихся.

Обоснование выбора дидактического материала: дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровнем обученности.

Результаты урока, выводы: На анализируемом уроке наблюдался высокий темп работы. Это связано с тем, что класс  ровный по знаниям. В ходе урока дети обобщили полученные знания о глаголе. Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение и систематизация знаний о глаголе" МКОУ Горбатовская СОШ Учитель: Зенова И.Е. 5 класс

Слайд 2

Путешествие по стране "Глагол"

Слайд 3

ПЕРРОН

Слайд 4

Повторить правописание личных окончаний глагола. Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. Узнать, каким членом предложения помимо сказуемого может быть глагол. Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. Узнать, какая морфема указывает на прошедшее время глагола. Вспомнить фразеологические обороты и их значения. Пополнить свой словарный запас. Отдохнуть на уроке. Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Слайд 5

Какое слово может быть и прилагательным, и глаголом? 1) весела 2) смела 3) бывалый 4) болен СТАНЦИЯ "УГАДАЙ-КА"

Слайд 6

Станция «ПОЧТОВАЯ» На севере, где живут ненцы, даже весной, когда уже всюду стаял снег, все еще стоят морозы и воют метели. Вот раз весной ненецкий почтальон должен был ве…ти почту из одного ненецкого села в другое. Нед…леко – всего тридцать километров. У ненцев очень ле…кие сани – нарты. В них они запрягают оленей. Олени мчат их быстрее всяких лошадей. Почтальон выш…л утром, посм…трел на небо, помял рукой снег и подумал : «Будет метель. Но я успею проскочить раньше метели». Он запряг четырех лучших оленей, надел на себя меховой халат с капюшоном, меховые сапоги и взял в руки длин…ую палку. Этой палкой он будет пог…нять оленей, чтоб они быстрее бежали. Почтальон привязал почту покрепче к нартам, вскочил на сани, сел бочком и пустил оленей во весь дух. (Б.Житков)

Слайд 7

Станция "Отдыхай-ка"

Слайд 8

Станция Отгадай-ка" 1. В какой строчке во всех словах в окончании пишется буква И. Он дыш…т, увид…т, гоня…тся, раздел…т; Он распил…т, слыш…т, скач…т, гре…т; Он угон…тся, вылет…т, объяв…т, провер…т; Он услыш…т, вдрогн…т, слуша…т, поздрав…т;

Слайд 9

2. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е. Он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т; Он посе…т, чу…т, кол…т, вкуша…т; Он кат…тся, утеша…т, клее…т ,та…т; Он упуст…т, пове…т, зате…т, стел…т;

Слайд 10

3. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Ю. 1)Они вод…т, клее…т, бре…т, та…т; 2) Они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т; 3)Они слуша…т, дремл…т, леле…т; 3)Они жал…т, кол…т, пол…т,терп…т;

Слайд 11

4 . В каком предложении есть неопределенная форма глагола? 1) Летом молодежь веселит_ся на улице до утра. 2) Не унывайте, если не всё получит_ся хорошо. 3) Соревнования продолжат_ся завтра. 4) Завтра надо пораньше проснут_ся.

Слайд 12

5. В каком примере НЕ пишется слитно? 1) Мы (не)стали ждать повторного приглашения. 2) Тузик (не)навидел соседского кота. 3) Почтальон , наверное, (не)нашёл наш дом. 4) Даше никогда (не)любила заниматься малышами.

Слайд 13

Сделайте фонетический разбор слова Ёж. Станция "Звуки и буквы"

Слайд 14

Станция "СИНКВЕЙН" Пример синквейна: 1. Глагол 2. Спрягаемый, изменяемый, обозначающий, видовой. 3. Делать, сделать. 4. Глагол украшает нашу речь. 5. Действие

Слайд 15

Личные итоги урока Что нового вы открыли на уроке? Что осталось непонятным? Выполнили вы цели, которые поставили для себя в начале урока?

Слайд 16

Домашнее задание Запись в дневники. Общее. Ответить на вопросы Задание по выбору: А) Упр. 564 Б) Исследовательское. Определить в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» частоту употребления глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...