Урок-анализ по драме Н.Островского "Бесприданница".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Вишнякова Марина Николаевна

Урок-анализ по драме Н.Островского "Бесприданица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besprida.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

«Женщина – героиня произведений А.Н.Островского»

(открытый урок – анализ

по драме А.Н.Островского

«Бесприданница»)

                                            Провела: учитель русского

                                языка и литературы

                                                      Вишнякова Марина Николаевна.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: более глубокое знакомство с творчеством А.Н.Островского ;

проследить, как Островский раскрывает в пьесе тему женской  неразделенной любви;

Задачи:

               1) развитие умения работать с текстом, анализировать его

                2) развивать чувство прекрасного посредством художественных и музыкальных произведений  

Оборудование урока: фрагменты фильма Рязанова «Жестокий романс», презентация урока, имитация сцены, маски, эпиграф

 

Ход урока.

Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы еще раз окунемся в  разнообразный мир образов великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Мы проследим, как Островский раскрывает в пьесе «Бесприданница»  тему несчастной женской любви. Мы окунемся в мир прекрасного: прослушаем романсы из кинофильма Эльдара Рязанова «Бесприданница или Жестокий романс».  

        I.  Вступительное слово учителя.

          Может ли быть малоинтересной жизнь человека, который населил русскую сцену толпой живых лиц? Который прошел свой путь как рыцарь театра, безраздельно преданный одной этой страсти и ради нее готовый на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд.

             И вот за ворохом фактов и пеленой гипотез встает перед нами не иконописный лик – живое, умное, лукавое, страдающее лицо драматурга.

     СЛАЙД  1      (Портрет Островского на экране)

          В костромской усадьбе Островского  - Щелыкове – вас непременно поведут в Ярилину долину, к ключу. Где, по местному преданию, растаяла Снегурочка. В полукружье кудрявых кустов и молодых  деревьев, лишь на два венца поднимаясь над землей, уходит вниз бревенчатый сруб шестигранного неглубокого колодца. Вода в нем небесно-голубая даже в пасмурный день. До дна тут, кажется, достанешь рукой – каждый камешек, каждый прутик различим на песчаном донце. Но попробуйте вымерить глубь колодца – двухметровая жердь уйдет вниз и не найдет дна.

СЛАЙД 2

         Таков и Островский – и в своих пьесах и в личной судьбе. Его прозрачная, незамутненная ясность обманчива. Его простота кажется доступной и малоглубокой, но стоит к ней прикоснуться, чтобы увидеть, как трудно вымерить или исчерпать ее.

           Итак, вернемся мысленно в Щелыково, чудесный уголок русской природы в Костромской области. Оно органически вошло в жизнь великого русского драматурга. В Щелыкове драматург проводил каждое лето с 1851 по 1886 год.  С усадьбой связан рассвет его творческих сил.

   СЛАЙД 3     (На экране  дом – музей А.Н.Островского)

         Именно здесь из-под пера драматурга вышли многие пьесы, принесшие ему известность уже при жизни.

          Волжские города: Кострома, Кинешма, Торжок – старинные купеческие торговые ряды, амбары. Прибрежные спуски к Волге – все это так и просится в декорации «Беспреданницы» или «Грозы».

      СЛАЙД     (на экране смена слайдов: Картина Левитана «Золотой плес», Левитан «Вечер на Волге», А.Головин «Берег Волги»»

         

          Драматург ввел в декорации живописные пейзажи Волги, волжские дали, лунные ночи, грозовое небо. Кулигин, механик-самоучка, житель города Калинова, восклицает: «Вид необыкновенный! Душа радуется! Пятьдесят лет гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Такая гармония в природе! А каково в жизни, где люди поклоняются денежному богу, не считаются с человеческим достоинством?

                     

II. Историческая справка.

     СЛАЙД     Представьте 70 –е годы России. В связи с бурным развитием в России пореформенного периода буржуазных отношений, патриархальный уклад жизни был взорван и вовлечен в процесс необратимых перемен. Жизнь торгово-промышленных слоев общества усложняется, порывает связи со старой народной моралью, с домостроевскими купеческими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, тянутся к европейскому образованию, перехватывают инициативу у разоряющихся дворян. Патриархальная простота быта и нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом, язык новых купцов освобождается от диалектных слов. Купеческие характеры психологически усложняются, для их изображения требуются новые драматургические приемы, которые как раз и находит Островский в «Бесприданнице», сознавая, что с нее начинается «новый сорт» его произведений.

           III. Значение имен героев.

          Итак, для того, чтобы глубже понять сущность характеров героев драмы «Бесприданница» попробуем разобраться, что означает каждое имя героев. Ведь недаром считается, что с именем человеку дается и  судьба.            

(Сообщает ученик)

Как всегда у Островского, символический смысл имеют в «Бесприданнице» имена и фамилии героев.

            Лариса – в переводе с греческого – чайка.

            Кнуров – происходит от диалектного слова кнур – боров, хряк, кабан.

           Паратов – связан с прилагательным паратый – бойкий, сильный, дюжий, усердный.

            Вожеватов – от словосочетания вожеватый народ –развязный, беспардонный.

            Харита Игнатьевна Огудалова: Харита – от греч. харис – изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора, а Игнатами в Москве называли каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать – обмануть, обольстить, надуть.

            Юлий Капитоныч Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. Юлий – имя знаменитого римского императора Цезаря. Капитон – от латинского капитос – голова,  Карандышев – от слова карандыш – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями.

Так психологически многозвучные  человеческие характеры  вырисовываются уже с первой страницы пьесы.

       

     IV. «Женский вопрос» в России

             Драму Островского было принято называть драмой безгеройной эпохи, «герой во фраке» (дворянин) и интеллигент – не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель  при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит

В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

 СЛАЙД

              Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.

               В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование

СЛАЙД (В 1872 г. В Москве и Петербурге открылись высшие  женские курсы ). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «За мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881 г.)

                     Вот как писал о женщине в этот период Ф.М.Достоевский: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.

 И все-таки, не смотря на стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщиной, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

                   Лариса – яркий пример такой женщины. О ней можно сказать: она сражается с иллюзиями.

           

       СЛАЙД     V. Образ  Ларисы  Огудаловой.

              Как было сказано в начале урока, Лариса – в переводе с греческого чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

               Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику)

-Дома вы должны были поработать с текстом и ответить на вопросы.

     Ответы учащихся:

- Какую характеристику  Ларисе дает сам автор?  

- Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса – молодая девушка, одетая богато, но скромно»

- Какие чувства вызывает Лариса у окружающих?

-  У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней почаще видеться, без помехи..» Или: «Лариса создана для роскоши…».Д.1Явл.2

- Кто еще разделяет мнение Кнурова?

-  Его мнение разделяет и давний друг Ларисы – Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет» Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: « А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

- Какова Лариса в разговоре?

  -  В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь,  господа».(Д.3 Явл.11)

  -   Торг за Ларису охватывает всех мужчин – героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. 

Но что они ей предлагают?

 - Кнуров и Вожеватов – содержание. Карандышев – положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

-Что же главное в жизни для Ларисы?

- Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:

              « Паратов: Сейчас или никогда.

               Лариса: Едемте.

               Паратов: Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

                Лариса: Куда угодно.»  

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи – не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя.»

- С помощью чего передает свои чувства Лариса?

- Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым – это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.

            (Фрагмент из к/ф «Жестокий романс»)

- Но постепенно несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром  людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.

-Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Почему?

- Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его  она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой.

-А любит ли в действительности Карандышев Ларису?

- Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. (Д.1 явл.2.)

- Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам.

-Давайте проследим за тем, как меняется отношение Ларисы к Карандышеву на протяжении всей пьесы.

- Прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи.

      (Монолог Ларисы – исполняет Пискунова Ирина)

- В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

- Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама... Ах,  какое благодеяние!»

          СЛАЙД   -   Итак, Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви, но обречена погибнуть в условиях золотых цепей. Это – «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

VI. Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика.

   -    Две женщины, два образа: Лариса и Катерина.  Казалось бы, между двумя этими персонажами нет ничего общего:

    СЛАЙД     Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна,  но несмотря на это, она решается на самоубийство.

  (монолог Катерины – читает Рыжова Лиля) .

- Почему Катерина решается на самоубийство?

- характер Катерины целен, устойчив, решителен.

           -  Лариса, напротив – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. В ее музыкальной чуткой душе звучит цыганская песня и русский романс. Именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности.

(монолог Ларисы – читает Пискунова Ирина)

- Чем же отличаются Лариса и Катерина от других ?

- И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца»

   «Вот красота-то куда ведет…в самый омут».

(Романс из кинофильма «Жестокий романс» «А напоследок я скажу…»)

VII. Подведение итогов.  

        В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров, жизненных конфликтов.

          Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют идолы, подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные люди, подобные Ларисе.

             Актуальность произведения подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница». А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: «Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день»

   VIII. Домашнее задание.

1.Выполнить тест по драме Островского « Бесприданница».

 

Литература:

1Драмы  А.Н.Островского «Бесприданница» и «Гроза»

2.   Поурочные разработки по русской литературе

Под редакцией И.В.Золотаревой

3. «Открытые уроки по литературе» (9-11 классы), авторы-составители Л.И.Косивцова, Л.А.Тропкина.

4.Ж-л «Литература в школе»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...

Типология уроков. Современный урок. Анализ и самоанализ урока.

                 Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объ...

Видео-урок "Анализ на слух как одна их форм работы на уроках сольфеджио"

Видеоурок посвящен одной из важнейших форм работы на уроках сольфеджио – анализу на слух. В этой форме работы  объединяются все знания и умения учащихся, получаемые на уроках. Работа над анализом...

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Тип урока : Урок анализа произведения

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»Тип урока : Урок анализа произведения...

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...

"Что такое урок, этапы подготовки урока, анализ урока"

Что такое урок? Как его  построить,  какие этапы необходимо соблюдать при этом. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подгото...