Бессоюзное сложное предложение, русский язык 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Дядина Людмила Анатольевна

Данный урок проведён в 9-а  классе.  Программа данного предмета разработана на основе учебника Львова С.И.. Урок первый в теме «Бессоюзное сложное предложение». При современных подходах к обучению я построила урок, выдержанный в технологии  развития критического мышления.  Что такое обучение? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бессоюзное сложное предложение

Пояснительная записка

Предмет: русский язык

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Класс: 9-а

Технологии: развитие критического мышления

Данный урок проведён в 9-а  классе.  Программа данного предмета разработана на основе учебника Львова С.И.. Урок первый в теме «Бессоюзное сложное предложение». При современных подходах к обучению я построила урок, выдержанный в технологии  развития критического мышления.  Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

     Урок, построенный на этой технологии , условно разбивается на три основных этапа: “вызов”, “осмысление” и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.

   

Цели:

  • Образовательные:
  • обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
  • совершенствование умения находить БСП в тексте
  • Развивающие:
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  •  развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  • Воспитательные:
  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  • активизирование познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Используемая литература:

  1. Анненкова И. .Русский язык в тестах и упражнениях «Литера»2004
  2. Львов С.Г. Учебник. Русский язык. 9 класс

М. «Мнемозина»2012

  1. Егораева Н.В. Интенсив.Русский язык. М.,»ВАКО» 2005
  2. Жагорина А.С. Нестандартные уроки русского языка «Корифей» 2008
  3. .Миловидова И.В. Тесты по русскому языку. «Экзамен» 2007
  4. Сорокина С. Русский язык. Тесты. «Педагогическое общество Россия» 2005


 В шесть лет можно выучиться всем 

языкам, 

но всю жизнь надобно учиться своему, 

природному. 

Вольтер

Знание только тогда знание, когда оно 

приобретено усилиями своей мысли, а не 

памятью.

Л. Н. Толстой. 

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Разминка. Выход на тему урока. (6 мин.)

На доске (слайде):

             Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.

Задание: сначала обобщить предложения, затем найти «лишнее».

Учитель подводит к тому, что лишнее предложение- третье.

 Повторить: виды придаточных, способы подчинения придаточных, знаки препинания в ССП и СПП, отсутствие запятой вССП с общим второстепенным членом и в СПП с однородными придаточными.

       Учитель: Вы уже догадались, какова тема нашего урока- БСП. Сформулируйте цели урока: с чем мы должны познакомиться, чему научиться.

Запись темы урока в тетради.

  1. Прием «верные и неверные утверждения».(3 мин.)

Учитель: прежде, чем мы познакомимся с БСП, попробуйте угадать, какие они. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…БСП являются синтаксическими синонимами ССП и СПП;

2…части БСП соединены по смыслу и интонационно;

3…БСП делятся на несколько групп;

4….части БСП могут выражать отношения подчинения;

5…между частями БСП может стоять только запятая;

6… между частями БСП может стоять не только запятая;

7…интонация БСП диктует необходимость постановки определенных знаков препинания;

8…смысловые отношения частей БСП могут влиять на выбор знаков препинания;

9…БСП могут иметь союзы

10….части БСП равноправны по отношению друг к другу.

11…для связи частей БСП союзы и союзные слова не используются.

 «Верные и неверные утверждения»

    № вопроса

1 чтение

2 чтение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

 (17 мин.) На второй стадии применяю маркировка текста, взаимообучение, кластер.

При изучении новой темы необходимо, чтобы учащиеся сами могли добывать информацию, понимать ее и применять на практике.

1.При маркировки текста учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

Маркировка:( памятка на столах учащихся).

V – соответствует тому, что уже знаем.

-- противоречит тому, что уже знаем.

+ новая информация.

? - непонятная информация.

Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте, «про себя» с выделением ключевых позиций.

                              Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Тише едешь — дальше будешь.

Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово — соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь — один раз отрежь.

 Учитель. А теперь всю полученную информацию попробуйте занести в кластер, систематизировать её. Для этого помещаем изучаемое понятие в центр листа

Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и выделите ключевые слова, которые нам помогли познакомиться с БСП. Работа в парах.

          Прочитав текст, вы многое узнали о БСП. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим кластер, свяжем выбранные слова с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

            Учащиеся работают группами, завершая работу с кластером. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

2. Работа в группах. Прием «кластер» - это графическая организация текста (гроздья).

Применение такого приема дает возможность учащимся развивать монологическую речь.

Порядок разбивки текста на кластер такой:

- напиши ключевое слово темы;

- запиши слова, которые связаны с темой;

- установи связи между мыслями по теме

3. Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки

Пример листа взаимооценки (3 балла –полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл –  «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление

                           Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

- Чьи кластеры оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление стало самым ярким в речевом оформлении?

Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои кластеры.

Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с БСП одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.

Ученики (2-3) обобщают изученное,.

4.Составить из простых предложений ССП, СПП и БСП.

Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце.

 Капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

5.Прочитайте  бессоюзные сложные предложения из произведений А.С. Пушкина с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями БСП, поставьте знаки препинания, аргументируйте свой ответ. 

1.Я знаю  в вашем сердце есть 

И гордость и прямая честь. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин


 2. Полки ряды свои сомкнули, 

В кустах рассыпались стрелки, 

Катятся ядра, свищут пули, 

Нависли хладные штыки. (А. С. Пушкин «Полтавский бой»)

 3.В сени вышел царь-отец, 

Все пустились во дворец. 

Царь недолго собирался: 

В тот же вечер обвенчался. (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») 
 4.И послушалась волна: 

Тут же на берег она 

Бочку вынесла легонько 

И отхлынула тихонько. (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

 5.Сын подумал: добрый ужин 

Был бы нам, однако, нужен. (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

6. Я помню чудное мгновенье: 

Передо мной явилась ты, 

Как мимолётное виденье, 

Как гений чистой красоты. (Пушкин «Я помню чудное мгновенье» 

7. В чужбине свято наблюдаю 

Родной обычай старины: 

На волю птичку выпускаю 

При светлом празднике весны. (А. С. Пушкин «Птичка»)

 8. Сквозь волнистые туманы 

Пробирается луна, 

На печальные поляны 

Льёт печально свет она. 

9. По дороге зимней, скучной 

Тройка борзая бежит, 

Колокольчик однозвучный 

Утомительно гремит. (Пушкин «Зимняя дорога») 

10. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся он главою непокорной

Александрийского столпа. (Пушкин «Памятник»)

11. Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье, 

Не презирал страны родной: 

Он знал её предназначенье. (Пушкин «Стансы») 

 12.Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю. («Простишь ли мне ревнивые мечты…») 

7.  Письмо по памяти

Цель: - формирование умения правильно ставить 

знаки препинания в БСП,

- выход на проблемную ситуацию: какой знак 

поставить в БСП,

как поступить в подобных ситуациях? 

Продолжите стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

(Приятна мне твоя прощальная краса: (-)

Люблю я пышное природы увяданье, 

В багрец и золото одетые леса.

РЕФЛЕКСИЯ (8 мин.)

1.Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

  1. Прием синквейн.

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с БСП, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде).

 Синквейн.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов: (памятки на столах учащихся)

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).

3.Личные итоги урока:

- Что нового вы открыли  на уроке?

- Что осталось непонятным??

- О чем вы расскажете родителям?

4. Домашнее задание: по выбору: написать сочинение- рассуждение «Какую роль в тексте играют БСП» или выписать из пьес «Банкрут»  по 1 БСП каждого типа.

Запись в дневники. Оценки.

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Бессоюзное сложное предложение". Русский язык 9 класс.

Данная презентация содержит материал для объяснения и закрепления темы "Бессоюзное сложное предложение"....

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Тест «Готовимся к ГИА. Задание В9. Бессоюзное сложное предложение» для 9 класса

Тест «Готовимся к ГИА. Задание В9. Бессоюзное сложное предложение» для 9 класса...

Бессоюзные сложные предложения в 9 классе

Презентация поэтапно знакомит, как создаются бессоюзные сложные предложения, в которых правила требуют ставить двоеточие, и в чем заключается  существенное отличие таких предл...

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение" в 9 классе

Презентация к уроку русского языка с элементами исследования. Урок обобщения знаний на тему "Бессоюзные сложные предложения" на основе анализа текста романа  Пушкина "Евгений Онегин"...

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения в 9 классе

Данный материал поможет в создании собственного урока по теме  "Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения в 9 классе". Урок построен как лингвистическая экспедиция по различным этапа...

Проверочная работа по теме "Бессоюзные сложные предложения" для 9 класса

Проверочная работа по теме "Бессоюзные сложные предложения" для 9 класса...