Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по русскому языку (8 кл.)
1.Расставьте ударение в словах:
Корысть, надолго, углубить, соболезнование, ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи , оптовый.
2.Подберите как можно больше словосочетаний с предлогом ПРИ в разных значениях.
3.Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка , ставя их в нужной форме.
1)Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направавление движения , нужны верные ориентиры…
2)Пространство с четко очерченными границами называют…
3)Офицера , состоящего при начальнике для выполнений особых поручений,называют…
4)Большая удача для коллекционера - приобрести редкий…
5)На должность , звание, даже на руку и сердце нужно найти…
6)Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему…
7)Земной, дружеской и приятной , доверительной или семейной
может быть…
Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория,экз…мпляр,
тр…буна, конве…р, ад…ютант, к…м…тет, …тм…сфера, пр …
т…ндент, о(к,кк)упация, х…р…ктеристика, пр…з…дент, …гре-
(с,сс)ия.
4.Подберите слова разных частей речи, состоящие из трех букв.
5.Слова каких знаменательных частей речи могут заканчиваться на а ? Приведите примеры. (Допустимы любые формы слов.)
6.Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина?
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
7.В 1916 году М.Цветаева посвятила поэту А.Блоку следующие строки:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно – единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Какие именно пять букв имела в виду Цветаева?
8.Как объяснить , что в словах: треножник, стреножить (лошадь), треногий (табурет) пишется буква е ?
9.Определите окончания в словах: Возилась с чьими-то пятьюдесятью резвящимися детьми. Какое слово отличается от других по своему строению и почему?
10.Как называется русский алфавит? Какие еще славянские языки пользуются этой азбукой
Олимпиада по русскому языку для 6 класса
Задание 1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б,] и т. д.
Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь.
Задание 3. Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.
Задание 4. Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.
Задание 5. Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.
Задание 6. Отгадай слова:
1) С буквой «Д» я – время суток,
Не сочтёшь во мне минуток.
Коль на «Т» заменишь «Д»,
Буду я с тобой везде.
Стану шастать по пятам,
По дорожкам и кустам.
Куда ты – туда и я,
Не прогонишь ты меня.
2) Часть первая – согреет дом,
Есть в тепловой машине.
Вторая – на лице мужском.
Всё слово – в море синем…
Хотя простое полотно,
Но судно двигает оно.
3) Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в колесе.
Шофёру каждому в дороге
Могу я пользу принести.
Но поменяй местами слоги-
И буду я в лесу расти.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.
Задание 8. В какой сказке А. С. Пушкин слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?
Задание 9. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.
Задание 11. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса.
Задание 1.
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.
Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
Задание 2.
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Задание 3.
Семиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь»,— замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?
Задание 4.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?
Задание 5.
В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле (н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже (н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.
Задание 6.
Поставьте ударения в словах:
партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начата, медикаменты, процент, статуя.
Задание 7.
Строение какого слова не соответствует схеме: (приставка, корень, суффикс, окончание)?
а) положить
б) раскачиваю
в) продолжала
г) перебросить
Задание 8.
Найдите ошибку в словоупотреблении.
а) первый снег
б) первый бал
в) первый класс
г) первое боевое крещение
Задание 9.
Распределите слова на группы, связанные с написанием ь после шипящих.
По какому принципу Вы разделили слова?
Стереч(?), помощ(?), горяч(?), спряч(?), много дач(?), сожмеш(?)ся, дремуч(?), монтаж(?), тиш(?), почитаеш(?), плюш(?), запряч(?), с плеч(?), умоеш(?)ся, меч(?), стрич(?), пахуч(?).
Задание 10.
Составьте текст – рассуждение, опираясь на вопрос «Почему нужно оберегать младших и помогать им?». Озаглавьте текст.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку
9 класс
Задача 9.1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Россия страна весьма конт…нентальная её поверхность распр…страняется на (одну)шестую земной суши. Идея построить город на самом краю земли и пров…згласить его (за)тем столицей г…сударства ра(с.сс)матривалась современниками Петра 1 как (по)меньшей мере (не)удачная. Реформы Петра встретили чудовищное сопротивление прежде всего (по)тому что район (Н, н)евской дельты был в самом деле плох. То были низины и болота и для строительства нужно было укреплять грунт. Леса (во)круг было сколько угодно но добровольцев его валить не находилось ещё менее заб…вать бревна в землю.
И.Бродский. Путеводитель по переименованному городу.
Задача 9.2. Расставьте ударение в следующих словах.
Августовский, арахис, дефис, кухонный, иконопись, кремень, молох, мусоропровод, христианин, опошление, щавель, диоптрия, коклюш, кредитор, ломота, обеспечение.
Задание 9.3. Восстановите исходную форму цитаты, использованной в газетном заголовке. Укажите автора и произведение.
Не хочу учиться, не хочу трудиться.
Откуда фисташки?
На трейлере слона возили.
На деревню дедушке от столичной девушки.
Задание 9.4. Выпишите из стихотворения Ф.Кривина однокоренные слова и выстройте для каждого из них словообразовательную цепочку.
Самосохранение.
Шнурки не надрывались на работе,
Болтались по обочинам дорог.
И на каком-то резком повороте
Их придавил рассеянный сапог.
Шнурки блуждали по земле с опаской,
Порваться прежде времени боясь,
И по причине этой неувязки
Безвременно их жизнь оборвалась.
Задание 9.5. Назовите три слова русского языка, у которых различаются лишь две падежные формы.
Задание 9.6. Найдите среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка, оплатить проезд, уплатить за проезд, сыскать уважение, буднее платье.
Задание 9.7. Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются в отрывке из романа В.Тублина «Доказательства» с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили?
В Совет старейшин острова Итаки
От Одиссея , царя, проживающего
На Козьем холме, 15
Заявление
Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.
Задание 9.8. Что общего у всех приведённых фразеологизмов? Объясните их значение.
Начинать с азов
Дать добро
Ходить глаголем
Ходить мыслете
Ходить фертом
Задание 9.9. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Исправьте ошибки.
1.Писатель подробно описывает о жизни.
2.Крупные тяжёлые капли висели на ветках деревьев и кустов.
3.Стихи молодого поэта будут скоро выпущены в журнале.
4.При первой же встрече они быстро нашли общий язык.
5.Владельцам вишнёвого сада грозит разорительностью.
Задание 9.10. Прокомментируйте в 5-6 предложениях высказывание академика Д.С.Лихачёва, обосновав свою точку зрения.
Совершенствовать свой язык – огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....