Интерактивная технология на уроке русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Шаврина Наталья Ивановна

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем).Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.Данная технология заинтересовала меня. Уже несколько лет использую интерактивную технологию в своей практике. Предлагаю вниманию коллег один из уроков. разработанный мной в рамках этой технологии. Надеюсь, что данный материал пригодится при подготовке к ЕГЭ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивная технология на уроке русского языка в 11 классе

Тема: Морфологические нормы русского языка.

Цель: отработка навыков  применения морфологических норм русского языка в речи.

Диагностика: заполнение таблицы  с последующей самопроверкой

Задание: Используя примеры ошибочного употребления частей речи, заполните таблицу.

Более красивее, в ихнем доме, пылесосю, в обоих странах, много банан и мандарин, ждя автобуса, светлая тюль, сделал для её, трое учениц, едь быстрее, разные китайские рисы, дети играются, двадцать два суток, всехние работы, яблоко слаже апельсина, в новом кине, угадовать загадку, с полтора десятками человек, самый ярчайший, выжгет траву.

Разновидность морфологических ошибок

Пример

Исправленный вариант

Ошибки в образовании форм существительного

Ошибки в образовании форм прилагательного

Ошибки в образовании форм местоимений

Ошибки в образовании форм глаголов

Ошибки при употреблении числительных

Ключ для самопроверки

Разновидность морфологических ошибок

Пример

Исправленный вариант

Ошибки в образовании форм существительного

Много банан и мандарин, светлая тюль, разные китайские рисы, в новом кине

Много бананов и мандаринов, светлый тюль, разный китайский рис, в новом кино

Ошибки в образовании форм прилагательного

Более красивее, яблоко слаже апельсина, самый ярчайший

Более красиво, яблоко слаще апельсина, самый яркий

Ошибки в образовании форм местоимений

В ихнем доме, сделал для её, всехние работы  

В их доме, сделал для неё, работы всех

Ошибки в образовании форм глаголов

Пылесосю, ждя автобуса, едь быстрее, дети играются, угадовать загадку, выжгет траву

Пылесошу, ожидая автобуса, поезжай быстрее, дети играют, угадывать загадку, выжжет траву

Ошибки при употреблении числительных

В обоих странах, трое учениц, двадцать два суток, с полтора десятками человек  

В обеих странах, три ученицы, двадцать два дня, с полутора десятками человек

Обучающиеся под руководством учителя работают над ошибками, опираясь на справочный материал (приложение № 1)

Организация форм диалогового обучения: работа с интерактивным тренажёром (приложение №2)

Контроль:  тест с последующей взаимопроверкой.

1.  Укажите  слово, которое в родительном падеже множественного числа оканчивается на – ов (-ев):  

1) носки

2) сапоги

3) чулки

4) грузин

2. Укажите  слово, которое относится к женскому роду:  

1)  иваси

2) шампунь

3) тюль

4) бра

3.  Укажите слово, которое относится к мужскому роду:  

1) кафе

2) кофе

3) авеню

4) меню

4. Укажите  слово, которое в именительном падеже множественного числа оканчивается на – а:  

1) доктор

2) лектор

3) редактор

4) инспектор

5. Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова:

  1. более увереннее
  2. самый главный
  3. двоих мальчиков

4.  звонче смеялся

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова:
  1. в их селе
  2. согласно приказа
  3. красивее всех
  4. несколько полотенец

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова:
  1. три и более ошибки
  2. по прибытии поезда
  3. к первому сентябрю
  4. подписали все договоры

  1. Выберите правильный вариант:
  1. Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
  2. Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами.
  3. На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.
  4. Библиотека пополнилась девятьюстами семьюдесятью шестью книгами.

  1. Выберите правильный вариант
  1. Я скоро выздоровлю.
  2. Серёжа, выдь на минутку.
  3. Крои юбку сама, зачем тебе идти в ателье?
  4. Пожалуйста, предварительно выдвините все ящики.

  1. Выберите неправильный вариант:
  1. Капли брызжут во все стороны.
  2. Лилии на воде колышутся.
  3. Что же движет поступками этого человека?
  4. Вода капает сквозь ветхую крышу дома.

Ключ для взаимопроверки:

Номер задания

Правильный ответ

1

1

2

1

3

2

4

1

5

1

6

2

7

3

8

4

9

3

10

4

Приложение 1

Справочные материалы

Морфологические нормы

Имена существительные

Род склоняемых существительных

Женский: бандероль, ваниль, вермишель, вигонь, вуаль, гастроль, дуэль, канифоль, консоль, мигрень, пастель, пемоксоль, персоль, псалтырь (и мужской).

Мужской: картофель, лосось, овощ, провансаль, рояль, толь, тюль, шампунь.

Род несклоняемых существительных

  • Большинство неодушевлённых существительных относятся к среднему роду: жабо, кашне, алоэ, регби, ралли, ноу-хау.  У некоторых существительных, в том числе и у географических названий,  род определяется по родовому понятию: салями (колбаса) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р., авеню (улица) – ж.р. (и с. р.), Миссисипи (река) – ж.р., Капри (остров) – м.р.
  • Существительные, обозначающие  лиц, относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от соотнесённости с реальным полом обозначаемого лица: визави, протеже, крупье, конферансье.
  • Род сложных существительных, состоящих из двух слов, определяется по первому слову:

мой диван-кровать

красивая игрушка-автомобиль.

  • Если первое слово несклоняемое, тогда род определяем по второму слову:

в известной кафе-бильярдной

в новом суши-баре.

Именительный и родительный падеж множественного числа существительных

1.        В форме именительного падежа множественного числа окончания -а(-я) имеют следующие существительные:

автопоездА, адресА, бегА, берегА, бокА, бортА, веерА, векА, векселЯ, вечерА, глазА, голосА, городА, директорА, (но: договОры), докторА, домА, желобА, жемчугА, жерновА, катерА, кителЯ, колоколА, краЯ, куполА, лугА, номерА, обшлагА, округА, ордерА, островА, отпускА, парусА, паспортА, поварА, погребА, поездА, профессорА, редакторА (и редАкторы), рогА, рукавА, снегА, сортА, сторожА, тетеревА, томА, тополЯ, фельдшерА, флигелЯ, флюгерА, холодА, хуторА, черепА, шелкА, шулерА, якорЯ.

2.        Следующие существительные с нейтральной стилистической окраской в форме именительного падежа множественного числа имеют окончания -и(-ы):

альтЫ, бОцманы, бухгАлтеры, вЕкторы, вЕтры, гОды, джЕмперы, дИзели, инженЕры, инстрУкторы, клАпаны, кОнусы, коррЕкторы,лЕкари,лОцманы,мЕсяцы,мИчманы, нЕводыу пЕкариу пИсариу пОлюсыу прожЕкторы, прОмыслы, пУдели, рАпорты, рОды, свИтеры, сЕкторы, слЕсари, тЕндеры, тЕноры, тОкари, трАкторы (и тракторА), шОмполы.

3.        Нулевые окончания закрепились в форме родительного падежа множественного числа следующих

- названий единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;

- названий лиц по национальности и принадлежности к воинским подразделениям: башкир, бурят, грузин, румын, цыган, черкес, гусар, драгун;

- названий парных предметов: ботинок, брюк, бутс, валенок, галош, гольф, кед, лат, манжет, мокасин, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт;

- существительных, употребляющихся только во множественном числе: каникул, брызг, крестин, потёмок, сумерек, шахмат, шпрот;

- других слов: барж, башен, клавиш, кладбищ, координат, ладош, макарон, нянь, оладий, отметок, простофиль, простынь, святынь.

4.        Окончания -ов(-ев) закрепились в форме родительного падежа множественного числа следующих слов:

ананасов, апельсинов, бананов, браслетов, брелоков, бронхов, вандалов, висков, габаритов, гантелей, гренков и гренок, дебатов, джинсов, заморозков, казахов, калмыков, кандалов, каперсов, каракулей, кеглей, киприотов, комментариев, коррективов, консервов, критериев, кулуаров, лимонов, мандаринов, монголов, мордвинов, нервов, носков, очистков, патронов, подонков, помидоров, постелей, пяльцев, рекрутов, рельсов и рельс, сапёров, сотов и сот, таджиков, тюрков, шампиньонов, эскимосов, эфиопов.

Предложный падеж имён существительных

Некоторые неодушевлённые существительные мужского рода 2-го склонения употребляются в предложном падеже единственного числа с двумя вариантами окончаний: –е (обычно без ударения), и –у (под ударением):

о лесе, в лесу; о саде, в саду.

При указании на вещество, массу (на весу, на меду); при обозначении собрания людей (в полку) используются формы на –у; в объектном же значении (в роли дополнения) употребляются формы на –е:

в «Вишнёвом саде» Чехова, в «Лесе» Островского, в «Тихом Доне» Шолохова.

Склонение некоторых имён и фамилий

1.        Иностранные имена, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются независимо от того, употребляются они вместе или раздельно с фамилией:

романы Жюля Верна, площадь имени Джавахарлала Неру.

2.        Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам:

к Евгению Поляку к Анне Поляк с Джорджем Бушем с Барборой Буш

3.        Украинские фамилии на –о в русском языке не склоняются. Славянские и романские фамилии на –а склоняются:

к Ивану Шевченко, к Анне Шевченко, об Александре Митте, о Джульетте Мазине, но к Генри Фонда.

4.        Иностранные фамилии на –ов, –ин имеют втворительном падеже окончание –ом (в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ым:)

Дарвином, Чаплином, но Пушкиным, Райкиным.

Имена прилагательные

1. Простая форма сравнительной степени употребляется во всех стилях речи, а сложная — в основном в книжной и деловой речи.

Некоторые простые формы сравнительной степени имеют книжные и просторечные варианты:

бойче — бойчее, звонче — звончее, красивее — красивше, ловче —ловчее, слаще — слаже, хлестче — хлеще.

2.        Не употребляются формы:

более лучший, более худший (само слово выражает значение сравнительной степени).

3.        Недопустимы формы соединения элементов простой и сложной формы сравнительной и превосходной степеней:

более интереснее, более сложнее, самый глубочайший, самый красивейший.

4.        Равноправны варианты кратких форм прилагательных на –ен и –енен, но в нейтральных стилях речи всё больше закрепляется форма на –ен (как более экономная):

бездействен — бездейственен, безнравствен — безнравственен, беспочвен — беспочвенен, бесчувствен — бесчувственен, величествен — величественен, воинствен — воинственен, единствен единственен, естествен — естественен, злокачествен — злокачественен, искусствен искусственен, медлен —медленен, могуществен —могущественен, мужествен —мужественен, невежествен — невежественен, ответствен — ответственен, посредствен посредственен, родствен — родственен, свойствен — свойственен, соответствен — соответственен, существен — существенен, таинствен — таинственен, тождествен — тождественен, явствен —явственен.

Имена числительные

  1. Равноправны формы:

восьмьюдесятью и восемьюдесятью;

но: пятьюдесятью (неправильно: пятидесятью).

  1.  Правильный вариант сочетания:

тремястами рублями (не тремястами рублей).

  1. Равноправны формы:

тысячей и тысячью; не одной тысячей рублей — приехал с тысячью рублей

  1. Нормативные варианты:

груз массой в тысячу пятьсот тонн (не в тысяча пятьсот тонн); в тысяча девятьсот девяносто втором году.

  1. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24, 32, 102...) с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаемость.

Нельзя сказать: двадцать два суток, двадцать двое суток, двадцать две суток; надо: двадцать два дня; в течение двадцати двух суток; ножницы в количестве тридцати трёх штук...

Нельзя сказать: у обоих ворот, часов.

Надо: у тех и других ворот, часов.

Недопустимо: пара яблок, пара слов, пара строк (разг.).

  1. В сочетаниях два, три и более управляемое существительное ставится в родительный падеж единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы...
  2. Правильны конструкции:

46,2% — сорок шесть целых две десятых процента (не процентов); 3,8 километра (не километров).

  1. Нормативные варианты:

с полутора десятками человек (не с полутора десятком человек); в полутораста километрах от областного центра (не в полутораста километров).

Употребление собирательных числительных

1.        Собирательные числительные двое, трое, четверо (до десятеро) сочетаются:

  • с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
  • с существительными, имеющими только формы множественного числа: двое ворот, двое суток;
  • с существительными дети, ребята, люди, с существительными, обозначающими людей: двое детей, трое ребят;
  • с личными местоимениями мы, вы, они, нас: нас двое, трое вас;
  • с названиями детёнышей животных: трое детёнышей, четверо щенят;
  • с названиями парных предметов: трое рукавиц, двое сапог;

2.        Собирательные числительные употребляются в значении существительных:

вошли двое, семеро одного не ждут.

3.        Сочетания типа трое портних, четверо учениц (с именами существительными женского рода) не рекомендуется употреблять даже в разговорной речи.

Надо: четыре ученицы, три портнихи.

4.        В сочетании с неодушевлёнными существительными используются только формы именительного и винительного падежей:

двое саней, четверо суток, трое ножниц.

В косвенных падежах:

к двум саням, с тремя ножницами, около четырёх суток. При слове часы употребляется собирательное числительное: один часы, двое часов или две штуки часов. Нельзя: пара часов.

Употребление числительных в составе сложных слов

  1. Равноправные варианты сложных слов, в состав которых входит элемент деу-, двух-:

двудонный — двухдонный, двуклассный — двухклассный, двулетний двухлетний.

  1. Не допускаются другие варианты, кроме этих:

двубортный, двуглавый, двуязычный, двугривенный, двуединый, двужильный, двузначный, двукратный, двуличный, двусмысленный, двууглекислый, двучлен.

  1. Не допускаются другие варианты, кроме этих:

двухтомный, двухгодичный, двухкамерный, двухлетие, двухместный, двухпалубный, двухпроцентный, двухслойный, двухсотлетний, двухсуточный, двухтактный, двухатомный, двухчасовой, двухцветный, двухэтажный.

Перед гласными обычно пишется двух–, кроме двуокись, двууглекислый, двуязычие.

  1. Числительное пол- {половина) в качестве самостоятельного слова не употребляется (разгов.: пол чайной ложки...)

В составе сложных слов числительное пол- с существительным в родительном падеже, в косвенных падежах принимает форму полу-: полчаса, за полчаса, в получасе ходьбы, в течение полугода.

В именительном и винительном падежах корень пол– в составе сложных слов согласуется с прилагательным во множественном числе:

каждые полгода, в первые полчаса, трудные полпути, за последние полстолетия (неправильно: за последнее полстолетие).

Со сказуемым глаголом или кратким причастием слово с элементом пол– согласуется в форме среднего рода или множественного числа: прошло полвека — прошли полвека, промелькнуло полчаса — промелькнули полчаса.

Надо: нехватает получаса (нехватает полчаса — неправильно).

  1. В словах типа 2500-летие использованы 2 способа образования слов, элементом которых является количественное числительное: форма родительного падежа числительного без соединительного гласного (двухлетие, пятисотлетие) и форма с соединительным гласным: тысячелетие, двухтыспчепятисотлетие.

Согласование определения с существительными,

зависящими от числительных два, три, четыре

Существительные мужского и среднего рода, входящие в конструкции с числительными два, три, четыре, имеют определение в форме родительного падежа множественного числа: два больших романа, три новых окна;

существительные женского рода — в форме именительного падежа множественного числа: две большие повести, три взрослые девушки.

Местоимения

1.        К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н,

  • если они стоят после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у);
  • после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади):

к нему, с ней, для него, впереди неё, возле них, после нас.

2.        После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, а также предлога благодаря и предложных сочетаний начальное н не прибавляется:

вопреки ему, согласно ей, наперекор им, навстречу ему, подобно ему, благодаря им, не в пример ей, по поводу их.

3.        Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях, где действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому:

Учитель предложил мне прочитать вслух своё сочинение.

Я попросила маму отнести тетрадь к себе.

Глаголы

  1. Недостаточные глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить (ограничены в образовании или употреблении) не образуют форм 1 лица.
  2. Редко или почти не употребляются формы:

башу (от басить), галжу (галдеть), гвозжу (гвоздить), дужу (дудеть), прегражу (преградить), пылесошу (пылесосить), сосежу (соседить), шкожу (шкодить).

  1. Не употребляются из-за совпадения формы:

бузить — бужу (будить, бузить), дерзить — держу (держать, дерзить), тузить тужу (тужить, тузить). Формы типа полоскает, махает имеют сниженную окраску по сравнению с полощет, машет.

  1. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют формы по типу 1 спряжения: выздоровею, выздоровеешь, опостылею, опротивею.

Не рекомендуется употреблять: выздоровлю, выздоровишь, выздоровят и другие.

  1. Равноправные варианты: обусловливать обуславливать;
    Нормативные варианты: сосредоточивать, унавоживать, заподазривать, уславливаться, уполномочивать.

Допустимые: сосредотачивать, унаваживать; устаревшие: заподозривать, условливаться; не рекомендуется: уполномачивать;

  1. У ряда глаголов при образовании видовой пары происходит чередование в корне:

выхлопотать — выхлопатывать, заболотить — заболачивать, заморозить — замораживать, застроить — застраивать, затронуть — затрагивать, обработать — обрабатывать, облагородить — облагораживать, освоить — осваивать, оспорить — оспаривать, удостоить — удостаивать, усвоить — усваивать и пр.

Не допускают вариантов с суффиксом –изирова– глаголы:

 деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электролизовать.

Не допускают вариантов с суффиксом –изова– глаголы:

агонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать.

  1.  Видовые пары сохраняют корневое о:
    захлопнуть — захлопывать, озаботить — озабочивать,
    опозорить — опозоривать, опорочить — опорочивать,
    отсрочить — отсрочивать, приурочить — приурочивать,
    узаконить — узаконивать.
  2. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом –изова– и –изирова– равноправны, хотя более употребительные с суффиксом –изирова– :

вулканизовать — вулканизировать, гармонизовать — гармонизировать, канонизовать — канонизировать, колонизовать—колонизировать, легализовать — легализировать, модернизовать — модернизировать, рационализовать — рационализировать, стабилизовать — стабилизировать, стандартизовать — стандартизировать.

  1. Равноправны варианты форм: брезгать — брезговать, прочитать — прочесть, свистеть свистать.
  2. Нормативные варианты: лазить, видеть, слышать, поднимать (лазать, слыхать, подымать, видать — просторечные).
  3. Параллельные формы с суффиксом -ну- равноправны: вял — вянул, лип — липнул, слеп — слепнул, опроверг опровергнул, гиб — гибнул, прибег — прибегнул, расторг —расторгнул, опроверг — опровергнул, пух — пухнул.
  4. Нормативные варианты: сох, мёрз, мок, гас, зяб (разговорные: сохнул, мёрзнул, мокнул, гаснул, зябнул).

Возвратные и невозвратные формы

  1. Равноправны:

белеет парус — белеется парус;

чернеется чернеет.

Если же есть слово, указывающее на интенсивность, то предпочтительнее использовать вариант без –ся: (ярко) белеет, зеленеет.

В значении становиться белым возможна только невозвратная форма: краснеет на солнце, белеет...

  1.  Равноправны: грозить — грозиться, стучать — стучаться, убирать — убираться (возвратные формы — значение большей интенсивности, они более свойственны сниженному стилю речи).
  2. Литературные формы: кружить, плевать, плескать, решить; возвратные варианты носят разговорный характер.

  1. Не рекомендуется использовать вариант: играться вместо играть.
  2. У глаголов с –ся могут совпасть два значения: возвратности и страдательности, что порождает двусмысленность:

Сюда собираются потерявшиеся дети (сами приходят или их собирают?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения

В данном докладе сообщается о возможностях использования интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения в среднем звене специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Интерактивные технологии на уроках русского языка.

Я глубоко убежден, что школу делает  учитель. Учитель - это художник, музыкант, актер в одном лице. Современный учитель -  это творческая личность, которая  не стоит на месте, она в пос...

Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы.

В помощь учителю русского языка и литературы....

Игровые технологии на уроках русского языка (мастер-класс)

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках русского языка"...

Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы...