Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический поединок"
методическая разработка (6 класс) по теме
Мероприятие проводится в рамках декады русского языка и литературы в форме игры-соревнования между 4 командами, сформированными по 4- 10 человек заранее. Содержание мероприятия соответствует возрасту участников (6-7 класс). Каждая команда имеет капитана и название. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. «Лингвистический поединок» состоит из приветствия команд и 7 конкурсов: лингвистические вопросы, «Найди антоним», «Я поэт, зовусь Незнайка», «Мы корректоры», «В гостях у сказки», «Немое кино», конкурсы для капитанов команд и болельщиков. Мероприятие способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций учащихся, формирует умение работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистический поединок».
Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку.
Задачи: развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативной компетенции обучающихся, расширение кругозора, применение полученных знаний и умений в практической деятельности, воспитание самостоятельности, сотрудничества, повышение общей языковой культуры.
Материалы, оборудование: карточки с заданиями, листы бумаги.
Форма проведения: игра-соревнование между 4 командами (от 4 до 10 человек).
Место проведения: классный кабинет (если мероприятие среди обучающихся одного класса), актовый зал (если команды сформированы из представителей разных классов).
План проведения:
- Приветствие команд.
- Разминка.
- Лингвистические вопросы.
- Конкурс «Найди антоним».
- Конкурс «Юный диктор».
- Конкурс «Я поэт, зовусь Незнайкой».
- Конкурс «Мы корректоры».
- Конкурс «В гостях у сказки».
- Конкурс «Немое кино».
- Конкурс капитанов.
- Игра с болельщиками «Что это?»
- Подсчет баллов. Итоги. Награждение победителей. Рефлексия.
Практическая реализация:
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы проводим лингвистический поединок среди учащихся седьмых классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык. Сегодня в нашем зале собрались настоящие знатоки русского языка, команды «Грамотеи», «Языковеды», «Лингвисты», «Филологи», болельщики и многоуважаемое жюри, которое будет оценивать работу учащихся и определит победителей в нашем лингвистическом поединке. Побеждает та команда, которая выполняет все задания и наиболее правильно, четко, эмоционально представляет результаты свое работы. (См. приложение 1)
1.Семиклассники представляют свои команды, используя разные формы (рекламы, визитки, девиз, стихи).
2.Разминка.
Команды поочередно отвечают на вопросы:
- Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного?
(русский)
- Кто говорит на всех языках одинаково?
(эхо)
- Какое местоимение не и имеет И.п.?
(себя)
- Назовите слова, в которых 3 корня.
(грязеводолечебница, самолетостроение, теплоэлектроцентраль)
3.Лингвистические вопросы.
Командам дается определенное время на обдумывание вопросов:
- Северное сияние влияет на работу гáзопроводов и нéфтепроводов. Все ли правильно в этой фразе? (неверное ударение).
- реклама шоколада: «Он самый южный, самый молочный». С чем вы не согласны? (Сравнительная степень относительных прилагательных)
- На ценниках в магазинах пишут: «Мясо говядины, мясо свинины».
Правильно ли оформлены такие ценники? (Нет, потому что говядина – мясо коровы, быка, нужно писать: говядина, свинина)
- «Если у вас высшее образование и нет 35, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе ведущих». Что нужно исправить?
(Если у вас высшее образование и вам нет35…).
4.Конкурс «Найди антоним».
Каждой команде дается карточка с заданием: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки (за1 минуту).
1.На руках носить. С открытой душой.
2.От доски до доски. Своим горбом жить.
3.Камень за пазухой держать. Ворон считать.
4. На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.
5.Лясы точить. Воды в рот набрать.
6. Держать ухо востро. Не покладая рук.
7. Сидеть сложа руки. В руки взять.
8. От рук отбиться. С пятого на десятое.
9.Во всю Ивановскую. Держать язык за зубами.
5.Конкурс «Юный диктор».
Голосами медведя, лисы, змеи и мышонка произнесите фразу: «Лев опять стал царем зверей», передавая различные чувства:
- гордость за Льва (Лев так благороден и мудр. Он достоин этой высокой чести.)
- обиду (Опять избрали этого выскочку. Неужели нет никого более достойного, например, я?)
- надежду (Теперь-то я не пропаду, ведь Лев – мой лучший друг.)
- страх (Лев - самый сильный зверь, он меня загрызет!)
6.Конкурс «Я поэт, зовусь Незнайкой».
Каждой команде даются рифмы. Обучающиеся сочиняют четверостишия с этими рифмами (5 минут).
……………………….лето
……………………….школьный
……………………….приветы
……………………….довольный
…………………………блошки
…………………………чудесный
…………………………сапожки
…………………………лестно
…………………………сковородка
…………………………приплыл
…………………………лодка
…………………………забыл
…………………………король
………………………….сказать
………………………….мозоль
………………………….прощать
7.Конкурс «Мы корректоры».
Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях(1 минута):
- возвращаться со школы,
- вперед меня,
- вы слазите на этой остановке?
- дожидай меня,
- кто крайний?
- местов нет,
- обратно идет дождь,
- оплатить за проезд,
- складывайте шашки,
10.сколько много?
8. Конкурс «В гостях у сказки».
Каждой команде дается свое языковое явление. Задание: составить лингвистическую сказку, в основе которой будет данное языковое явление.(7 минут)
(См. приложение 2)
9.Конкурс «Немое кино».
Команды экранизируют без слов в жанре «немого кино» одну из басен: «Ворона и лисица», «Квартет», «Волк и ягненок», «Стрекоза и муравей». Жюри, болельщики по окончании представления отгадывают название представленной басни. (Время на подготовку 5-10 минут)
10.Конкурс капитанов. Капитанам каждой команды необходимо без ошибок написать мини-диктант. У кого меньше ошибок, той команде присуждаются дополнительные баллы.
Полгорода шло по дощатой, брусчатой мостовой на открытие пьедестала далеко не безызвестного артиллериста. Слышался аккомпанемент виолончели.
Вблизи можжевельника, где жужжали пчелы и дрожал конопляник, сидел бедный музыкант и потихоньку подыгрывал на аккордеоне, но искусство было не впрок музыканту: мало кто исподтишка подавал ему монеты.
А вечером веснушчатая жена музыканта потчевала его лишь винегретом и подобными яствами, ибо на деликатесы денег не хватало.
11. Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю болельщикам игру «Что это?» Добавляем очки своей команде.
1. Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь)
2. Составьте из двух предлогов домашнее животное.(К-от)
3. Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)
4. Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман)
5. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной)
6. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке)
7. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают. (Уши)
8. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
9. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око)
10. Какой город парит в воздухе? (Орел)
11. Какой хищный зверь течет быстрой рекой? (Тигр)
12. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня)
12. Ведущий: Обратимся к нашему уважаемому жюри, чтобы оно подвело итоги лингвистического поединка. Вам слово!
(Подведение итогов игры. Подсчет очков, которые принесли командам болельщики. Награждение команд.)
Поздравляем команду-победительницу!
Анализ итогов мероприятия.
- Тема, форма мероприятия обусловлены целью мероприятия, соответствуют возрасту учащихся.
- Содержание мероприятия соответствуют цели, теме, возрасту учащихся.
- Мероприятие имеет разумное количество этапов, детям предоставлена возможность импровизации.
- Подведение итогов проводилось в доброжелательной атмосфере,
осуществлялось изучение эмоционального отношения к мероприятию,
стимулировалось участие в мероприятии каждого ребенка. - План мероприятия реализован полностью.
- При планировании мероприятия учитывались познавательные интересы, индивидуально-психологические особенности учащихся.
- Мероприятие способствовало развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций учащихся.
- Материалы мероприятия были связаны с основным программным курсом обучения, поэтому углубляли, дополняли и повышали уровень образования, развития, кругозора учащихся.
- Проведённое мероприятие отличалось разнообразием форм, хорошей методической подготовкой.
- Мероприятие отмечено высокой активностью учащихся.
- Итоги мероприятия показали, что учителем ведется целенаправленная работа по привитию интереса детей к предметам русского языка и литературы, привитию любви к русскому слову и воспитанию читательского интереса, по выявлению и развитию способностей талантливых учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"
воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....