Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Васильева Татьяна Юрьевна

Школьные учителя часто жалуются на то, что у детей пропал интерес к учебе. Данная статья посвящена приемам обучения, повышающим интерес к учебе, развивающим творческую деятельность ребят. Ребенок стремится выразить свое "я". Но не все дети могут раскрыть дар, заложенный с момента рождения, поэтому им нужна помощь педагога, чтобы обрести возможность для самореализации.

Для активизации творческих способностей могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках

русского языка

Школьные учителя часто жалуются на то, что у детей пропал интерес к учебе. А учение без увлечения, как известно, не приносит желаемых результатов. И тогда педагог задумывается над тем, как сделать процесс обучения привлекательным для учеников.

На мой взгляд, одним из приемов, повышающим интерес к учебе, является стимуляция творческой деятельности ребят.

Что такое творчество? Это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако известно, что потребность в творчестве обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое "я". Многие полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и не стоит вмешиваться в процесс развития этих способностей. Но не все дети могут сами раскрыть дар, заложенный с момента рождения, поэтому им нужна помощь педагога, чтобы обрести возможность для самореализации, для выражения своего "я".

Для активизации творческих способностей могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, неожиданности. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся, например с предложения учителя ответить на вопрос: "Что можно сделать необычного с обыкновенной картонной коробкой?" Варианты ответов будут разнообразными, но прежде всего ценятся те, которые предлагают использовать коробку нестандартно (украшение интерьера, предмет для раскрашивания, место, где обитает домовой, подставка, наглядное пособие на уроке).

В качестве творческого тренинга можно предложить школьникам такое задание: даются три любых слова (лучше, если их назовут сами ученики); за семь минут нужно составить не менее девяти предложений, в каждом из которых обязательно будут употреблены все эти три слова. Наборы слов непредсказуемы: дерево, Америка, кино; облако, цветы, стол и т.п. Учащиеся достаточно  быстро исчерпывают варианты, логически обоснованные, и поневоле начинают фантазировать: тогда-то и получается, что дерево решило посмотреть кино про Америку, а цветы, стоящие на столе, сердятся на облако, закрывшее от них солнце. Можно предложить учащимся написать не просто отдельные предложения, а целый рассказ, и это тоже создаст определенные ограничения, которые нужно и можно преодолеть в творческом процессе.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения. Можно предложить учащимся придумать монологи от имени вещей, которые окружают нас (старая расческа, перегоревшая лампочка, шнурок в правом ботинке, дверная ручка и пр.). Казалось бы, что можно интересного увидеть в перегоревшей лампочке?

"Какую яркую жизнь я прожила! Без меня хозяева квартиры просто жить не могли. Как только кто-нибудь входил в квартиру, тат же включал меня, и я светила изо всех  сил, я понимала, что необходима людям. Но вот однажды хозяева купили люстру и ввернули в нее сразу три лампочки. Я очень обиделась: неужели им мало меня одной, ведь я такая мощная, что даю много света. Чтобы выделиться среди соперниц, я напряглась изо всех сил и... перегорела. Конечно, никто не станет ремонтировать бедную старую лампочку. Я знаю, меня выкрутят из патрона и отправят на помойку. Вот она, благодарность за мою службу..."

Такое образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии.

Полезно познакомить учащихся с конкретными и абстрактными образами. Для этого школьникам предлагается, например, последовательно представить: лошадь, пасущуюся на лугу, лесную поляну в солнечный день, ощущение осени. Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним, событийным описанием и описанием, проникнутым настроением самого человека. От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определенных слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.

Умение находить в образе неповторимые черты и в то же время "схватывать" главное - качества, которые сродни интуиции, а в творческом процессе необходимо доверять догадке, предчувствию.

Учебная программа основана на логичном, четком изложении материала, что исключает интуитивное знание. Вот почему необходимо введение в школьную практику специальных уроков творчества, на которых учащиеся безбоязненно могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.

Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: "У меня плохо получилось", "Я, наверное, сделал неправильно". Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребенку кажется, что  он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатление от работы, надеясь, что учитель все равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это - ложное восприятие.

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов.

Отношение учителя к результатам детского творчества - тема очень деликатная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создается детьми. Возможно, на первых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь помнить, что любая крайность в данном вопросе нежелательна.

К приемам, активизирующим интеллектуально-волевую сторону творческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Задается тема. Выписываются опорные слова (или слово), к ним предлагается подобрать слова-ассоциации. Затем ребята пишут текст, используя данные слова. Те учителя, кто обращался на уроках к творческим мастерским письма, знают этот вид работы.

Особое место среди творческих заданий занимают диктанты с продолжением. Учитель диктует небольшой фрагмент текста, затем предлагает ребятам самостоятельно сочинить продолжение. На одном из последующих уроков будет прочитан авторский вариант окончания текста.

С интересом воспримут ученики и такой вид творческих заданий, как составление рассказов из слов, начинающихся на одну букву, например: "День догорает. Дремлет дорога. Дятел долбит дерево. Дети добираются домой". Можно предложить сочинить текст, насыщенный однокоренными словами.

Одной из форм свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам, является синквейн. Этот вид работы все чаще используется учителями на уроках.

Правила написания синквейна таковы:

- на первой строчке записывается одно слово  - существительное (Это и есть тема синквейна);

- на второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

- на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

- на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом, высказывают свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими учащимися фраза в контексте с темой;

- пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащихся к теме.

Изучая тему "Лексика", можно создать такой синквейн:

Слово

Яркое, меткое

Употреблять, понимать, писать

Слово - выражение мысли

Общение.

Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Большое значение в школьной практике имеет обращение к жанру эссе.  Этот жанр позволяет ребенку учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее. Вот почему нужно вводить эссе как можно раньше, чтобы дать возможность школьнику высказываться на интересующие его темы, дать простор воображению, фантазии.

Возможно, в практике многих учителей найдутся и более интересные примеры. Однако все названные выше приемы направлены не только на активизацию творческих процессов у одаренных детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

И в заключение маленький совет: творите сами. Попробуйте проиграть  все приемы, описанные здесь, и убедитесь, что вы сами - человек творческий. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Презентация на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  ЛИТЕРАТУРЫ...