Урок - заочная экскурсия по теме " Имя существительное" (5класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок знакомит с уголками родного посёлка Фруктовая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Богданова Лариса Ивановна
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
(5 КЛАСС, УРОК ОБОБЩЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ)
Методы: исследовательский, иллюстративный
Формы работы: беседа, тренировочные упражнения, написание сочинения -миниатюры, работа с фрагментом карты Луховицкого района, исследовательский, иллюстративный.
Оборудование: рисунки учащихся на тему «Край родной», электронная презентация, слайд-шоу, географическая карта Луховицкого района, маршрутные листы, пословицы о любви к родной земле.
Цель урока:
повторить морфологические категории имени существительного, его синтакстческую роль в предложении, особенности употребления в речи.
Задачи:
отработать навык опознавать существительные среди других частей речи;
отработать орфографические навыки написания имён существительных;
развить речь учащихся;
воспитать бережное отношение учащихся кродному языку и природе родного края.
Ход урока:
- Слово учителя.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы совершим необычное путешествие по родному краю, полюбуемся его природой, поговорим о её особенностях и повтторим всё изученное по теме « Имя существительное». Наша экскурсия будет заочной , и мы с вами сделаем несколько остановок. В течение урока вы заполните маршрутные листы, по которым и будет оцениваься ваша работа на уроке. Итак, начнём наше путешествие.
1 Слайд « Холмы, перелески».
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К перекрёстку дорог.
И понял,что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.
Г. Ладонщиков
- Прочитайте стихотворение Г. Ладонщикова. Вы узнали в нём наш родной пейзаж?
- Почему мы любим наш край?
(Здесь всё скромнно: и краски, и звуки. Но всё родное, милое сердцу, знакомое с самого раннего детства. Это земля, где мы появились на свет, земля наших отцов и дедов)
- В ваши маршрутные листы выпишите все существительные, укажите их число и падеж.
- Подберите синонимы к слову Отчизна ( Родина, Отечество)
- Дайте определение имени существительному.
2 Слайд « Родник»
Мы с вами делаем 2-ую остановку.
Родина, родник и родничок.
Не случайно корень « род» в словах.
Хоть родник порою одинок,
Раз родившись, он живёт в веках.
Родина у каждого своя-
Лес, поляна, горная река.
Благодарны роднику река,
Путник на привале у костра.
-Выпишите однокоренные слова.
-Выпишите из стихотворения одушевлённое и неодушевлённое существительное.
Родники издавна почитались нашими предками. Вода в них чистая, живая. Родники не замерзают даже в морозы. А в святых местах вода обладает благодатной, живительной силой. Освящённые родники называют святыми источниками.
А что вам известно о нашем святом источнике?
(Индивидуальное задание:сочинение-миниатюра « Святой источник», читает ученица )
Святой источник был освящён в честь Серафима Саровского, одного из почитаемых в России святых, в 2002 году. В праздник Крещения Господня здесь совершается водосвятный молебен. Святой источник стал местом паломничества в любое время года.
Давайте ещё раз полюбуемся живописными уголками нашего края.
3.Музыкальный слайд-шоу « Наш край»
4.Слайд Зимний лес»
А теперь давайте зайдём в зимниий лес. Кажется,что здесь всё замерло. Но это только для невнимательного глаза. А вот что увидел здесь писатель М. Пришвин.
-Спишите текст, выделите графически орфограммы в словах с пропущенными буквами.
Ранним утром лёгким морозц… я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоваться гр..мадами снежных дворц… и слушать тишину леса. Следы зайц… выходили из разных конц… леса. Длинной верениц… тянулись они по сугробам.
- Какую орфограмму вы выделили?
- А почему мы вспомнили на уроке имя М. Пришвина?
( М. Пришвин – тонкий знаток природы средней полосы России, где и живём мы с вами. Он воспел в своих произведениях неброскую её красоту. А ещё это место называют Мещёрским краем.)
5.Слайд « М. Пришвин – певец Мещёрского края»
- Спишите текст, выделите орфограмму в словах с пропуском букв, объясните выбор букв.
- Назовите собственные имена существительные.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полос… Росс… . Его семья жила в усадб… около деревн… . Ещё мальчиком научился всматриваться в природу. Пришвин побывал на Урал…, в Сибир…, в Карели.. . Он открыл много тайн в природ.. .
6 Слайд « О чём рассказала карта?»
Перед вами карта Луховицкого района, в котором мы живём. Выпишите существительные, названия населённых пунктов, которые имеют форму только множественного числа.
( Озерицы, Ивняги, Перевицы, Ловцы, Подлипки, Луховицы. Наш посёлок Фруктовая в прошлом назывался село Горки )
7Слайд « Допиши пословицу».
Восстановите текст пословиц, посвящённых родной земле и подчеркните в них имена существительные как члены предложения.
На чужой стороне и весна не красна.
Родная земля – мать, а чужая – мачеха.
Своя земля и в горести мила.
С родной земли – умри, не сходи.
Слайды8-11
Давайте ещё раз полюбуемся живописными уголками нашего края и удивимся его неповторимой красоте .
Итак, наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что, повторяя изученное по теме « Имя существительное», вы узнали для себя много интересного о нашем родном крае. А любознательных и внимательных впереди ждут новые открытия.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру « Почему я люблю наш край».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-заочная экскурсия "My Country. Russia".
В данном уроке используется материал о достпримечательностях России....
заочная экскурсия на тему "На Ставрополье, на родной земле, на то
Патриотическое воспитание – это воспитание у детей и молодежи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и ...
Путешествие по святым местам Кубани. Урок - заочная экскурсия.
Нам повезло родиться и жить в России. В нашей стране много Святых мест, но про многие мы даже не подозреваем....
Урок-заочная экскурсия по Лондону для 3 класса.
Данный материал может быть использован при проведении недели английского языка в школе. Этот урок дает возможность детям побывать в Лондоне, не выходя из класса, используя ресурсы кабинета....
Открытый урок - заочная экскурсия" Вспоминая Болдинскую осень"
Изучение биографии поэтов и писателей на уроках русской литературы – работа сложная и трудоемкая, так как заинтересовать детей фактами жизни пусть и великих людей непросто, если не задействовать...
УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)
В материлае предствелны разработки к открытому уроку по литературе в рамках семинара "Современный урок: методы и технологии": конспект урока, презентация,...
Музейный урок – заочная экскурсия «Оставила следы свои война…»
Приосколье — маленькая частица нашей великой Родины. История небольшого лесостепного края, уходящая своими истоками в седую глубину прошлого, переплетается с судьбой России. Старооскольская земл...
Комментарии
Современные формы организации урока
Лариса Ивановна, спасибо за интересную разработку урока и фотоальбом.