Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Элективный курс "Речевой этикет" разработан на основе "Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 класс" С.И.Львовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakult.8kl_russk14.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой этикет
Элективный курс для 8 классов
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 8 классов в качестве школьного компонента, рабочая программа для которого составлена на основе «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы» С.И.Львовой. Данная программа вошла в серию, основанную в 2006 году Российской академией образования и издательством «Вентана-Граф».
Как известно, программа основного курса русского языка для 5-9 и 10-11 классов отражает обязательную для всех школьников инвариантную часть школьного образования, которая обеспечивается часами, включёнными в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязательный курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов — учебными предметами по выбору учащихся. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Факультативы и элективы объединяет то, что они являются курсами по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Элективные (факультативные) курсы могут использоваться в 7—9 классах основной школы в рамках предпрофильной подготовки и оказывать существенное влияние на выбор основного профильного направления обучения в старшей школе. Соответствующие программы, как правило, представляют собой «полноценные» курсы, рассчитанные на 1 час в неделю в течение одного, двух или трёх лет (35 часов в год, 70 часов — за два года обучения, 105 часов — за три года обучения).
В старшей школе элективные (факультативные) курсы по русскому языку могут быть востребованы в классах любого профиля, особенно курсы, обеспечивающие овладение практическими навыками устной и письменной речи (например, курсы «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения» и др.).
Ценностные ориентиры программы
Содержание каждого курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учащихся, а с другой — предоставлять ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию, помогать ему оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
Ценность курса заключается в том, что он реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку. Такой подход предполагает органическое единство, с одной стороны, процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, а с другой стороны, формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков. На основе такого синтеза происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Особенностью предлагаемого элективного курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
При таком подходе центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности в рамках элективного курса, который непосредственно посвящен формированию и совершенствованию коммуникативных способностей учащихся, что способствует усвоению учащимися определенного объёма теоретических сведений, углубляющих и расширяющих их знания в области лингвистики.
Таким образом, на каждом занятии электива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции определяют и особенность предъявления материала в подготовленных автором пособиях для учителя и учащихся.
Обоснование выбора данного курса
Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.
Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.
Цели и задачи курса
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.
Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.
В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Необходимо широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении.
Содержание программы
(35ч)
Роль речевого этикета в письменном общении (6 ч)
Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении.
Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Из истории эпистолярного жанра в России.
Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (14ч)
Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.
Национальные особенности жестов, мимики.
Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие.
Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях.
Характеристика словарей языка жестов.
Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие; желание / нежелание скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т. п.).
Интонация и культура речевого общения (15ч)
Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.
Интонация и правила речевого этикета.
Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.
Список литературы
Для учащихся
Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997.
Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
ЛеонтъевАА. Путешествие по карте языков мира. — М., 1981.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1983.
Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.
Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995.
Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
Матвеев ВМ.,Панов АЛ. В мире вежливости. — М., 1976.
Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
Скворцов Л.И. Культура языка — достояние социалистической культуры. — М., 1981.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.
Словари
Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Для учителя
Акишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. - М., 2000.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. — М., 1978.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.
Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 1999. л
Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.
Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1983.
Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990.
Читать человека как книгу / сост. Е. Знак. — М., 1998.
Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003.
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Оборудование и приборы
1.Компьютер
2.Принтер
3. Мультимедийный проектор
Календарное планирование
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Вид проводимой на уроке работы (практическая, лабораторная и т.д.) | Дата проведения урока | Корректировка |
Роль речевого этикета в письменном общении (6 ч) | |||||
1-2 | Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении. Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. | 2 | |||
3 | Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. | 1 | Практическая работа | ||
4-5 | Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). | 2 | |||
6 | Из истории эпистолярного жанра в России. | 1 | Написание письма | ||
Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (14ч) | |||||
7-8 | Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция. | 2 | |||
9-10 | Национальные особенности жестов, мимики. | 2 | |||
11-12 | Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. | 2 | |||
13-14 | Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие. | 2 | |||
15-16 | Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях. | 2 | |||
17-18 | Характеристика словарей языка жестов. | 2 | |||
19-20 | Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие и т.п. | 2 | |||
Интонация и культура речевого общения (15ч) | |||||
21-24 | Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. | 4 | Анализ текста | ||
25-27 | Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. | 3 | |||
28-31 | Интонация и правила речевого этикета. | 4 | Работа с текстами | ||
32-35 | Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией программы элективного курса С.И.Львовой «...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.
Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку (элективный курс «Перо») составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основног...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...