Волшебные максимы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
С 2008 года я работаю учителем русского языка и литературы в ГОУ «Детский дом-школа №2» (пед. стаж - 31 год).
Первый год работы в данном учреждении оказался самым сложным. Я столкнулась с рядом ключевых проблем у воспитанников 5 - 9 классов:
- низкий уровень интеллектуального развития;
- низкий уровень национального самосознания и любви к Отечеству;
- отсутствие гражданской и духовно-нравственной культуры;
- отсутствие взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми.
Передо мной были дети, с ранних лет видевшие падение нравственности : проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семью, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствовало снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.
Поэтому духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы стало одним из центральных.
С чего начать, как заинтересовать ребят на уроке, поднять их самооценку ?
Начала с фразы из Евангелия: «Расти должны все цветы».Записала её в левой части доски.
Для детей это было неожиданно, когда я попросила после записи числа переписать это предложение в тетрадь. На вопрос : «Зачем ?», ответила : «Будем думать».
И в каждом классе (5,6,7,8,9-ом) мы выделяли ключевое слово высказывания, определяли его тему, идею. Затем задания были индивидуальны (по уровню подготовки):
5-ый класс - раздел «Фонетика» (затранскрибировать слово «цветы»);
6-ой класс - раздел «Орфография» (выделить графически орфограмму в слове «расти»);
7-ой класс - раздел «Морфология» (рассказать о глаголе «расти»);
8-ой класс - раздел «Синтаксис» (выписать из данного предложения словосочетание(-ия), сделать синтаксический разбор его(их));
9-ый класс - раздел «Синтаксис» (сделать полный синтаксический разбор данного предложения: разобрать по членам, указать над словами часть речи, дать характеристику предложения, составить его схему).
Конечно, сначала на эту работу мы тратили 10-15 минут, затем время сократилось до 5-7 минут (но обязательным оставалось одно: о чём изречение; примеры , подтверждающие эту мысль; остальные задания были или на повторении пройденного по разделам языка, или предшествовали новой теме).
Результаты ежедневной работы с афоризмами я заметила уже через месяц:
- воспитанники старались выверить по изречениям своё поведение в различных жизненных ситуациях, т. е. проявляли способность к самооценке ( Больше всего я стыжусь лжи, всегда идущей от трусости и слабости. (А.И.Куприн) А чего стыдишься ты?);
- пробовали оценивать деятельность других (Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль. (К.Г.Паустовский));
- начала формироваться положительная мотивация учения (Ведь и в трудовой жизни есть свои удовольствия. (А.Н.Островский));
- активизировалась умственная деятельность ребят (Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её. (Л.Н.Толстой));
- ребятам эти меткие изречения стали необходимы, они их ждали каждый урок (Да, это великое русское слово … (В.А.Гиляровский));
- сами дети начали заглядывать в словари (толковые, орфографические, пословиц и поговорок, афоризмов), увеличивая нашу «Копилку умных мыслей».
Вот так уже 6 лет из урока в урок в левой части доски я записываю новый афоризм, пытаясь наставлять на путь истинный наше новое поколение и прививать ему устойчивые гражданские понятия любви к Родине, Отечеству и соотечественникам:
- Человек без Родины жалок. Он никто.(С.В.Михалков).
- Любовь не может быть без уважения.(Н.С.Лесков).
- У честных <людей> врагов всегда больше, чем у бесчестных.(Ф.М.Достоевский).
- Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
(И.А.Крылов).
- При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются. (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Эти и другие максимы (афоризмы морального содержания) я нашла в книге А.В.Корольковой, А.Г.Ломова, А.Н.Тихонова «Словарь афоризмов русских писателей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46835.jpg)
Презентация "И.С.Максимов-Кошкинский"
Данная работа дает полное представление о творчестве чувашского кинорежиссера и драматурга...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-76411-1574009858.jpg)
Презентация учителя истории Волкова Максима Юрьевича
http://www.slideshare.net/volkov777/2012-10361849...
Праздник урожая. Передача "10 миллионов с Максимом Галкиным"
Данная передача была разработана для праздника урожая. Дети реализуют свои артистические способности и расширяют кругозор. Во время поиска вопросов велась исследовательская работа: поиск в...
Методика изучения творчества Максима Горького в средней школе
В истории русской культуры немало великих имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя Максима Горького, звучащее как символ человеческой гордости, как воплощение того, что...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-300958-1379867904.jpg)
Творческая биография Максима Горького
Данная презентация может быть использована на уроках литературы в 11 классе при изучении творчества М. Горького...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-170342-1356515476.jpg)
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем.
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204281-1360955734.jpg)
Биография Максима Горького
Данная презентация может быть использована на уроках знакомства с биографией Максима Горького в 11 классе...
Комментарии
Афоризмы
Спасибо за интересную статью!